Педагогический практикум по театрализованной деятельности для педагогов – дошкольников.
Автор: Юхнина Софья Владимировна, музыкальный руководитель
Место работы: МАДОУ "Детский сад №11" СП «Детский сад №36» г. Краснокамск, Пермский край
Педагогический практикум: «Театрализованная деятельность на занятиях логоритмики»
Описание: Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию педагогический практикум в рамках проекта «Театральная афиша». Своеобразие и новизна состоит в обогащении занятий логоритмики театрализованными представлениями. Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, учителям – логопедам, педагогам – дошкольникам.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей, посредством театрализованной деятельности на занятиях логоритмики.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир».
С. Мерзлякова
Сегодня я представлю некоторые методы и приёмы по развитию творческих способностей в рамках профилактики и коррекции речи в процессе логоритмических занятий с элементами театрализованной деятельности.
Попытаюсь вызвать желание использовать инсценировку, как одну из форм работы по развитию речи в своей профессиональной деятельности.
Вместе с учителем – логопедом мы написали проект «Театральная афиша» в рамках инновационной площадки, за основу которого взяли логоритмические занятия М.Ю. Картушиной и обогатили их театрализованными представлениями. Так как театрализация является благоприятной средой для развития речи детей. Организовали детскую театральную студию «Говоруша».
Работа театральной студии - это создание условий для развития речи детей, творческих способностей, посредством театрализованной деятельности на занятиях логоритмики.
Предлагаю обсудить проблему эффективности использования театрализованной деятельности.
Дискуссия «Использование театральной деятельности в ДОУ»
Против: Отнимает лишнее время, требует больше подготовки от педагога, иногда вызывает трудности материальная сторона (костюмы, декорации, атрибуты). Претензии со стороны родителей, что их дети не исполняют главные роли.
За: Помогает решать задачи всестороннего развития ребёнка, имеет нравственную направленность, совершенствуется речь, активизируется словарь ребёнка, ЗКР, улучшается диалогическая речь. Даёт детям возможность познать лучше окружающий мир, развивает творческие способности. Ребёнок учится думать, воспринимать, фантазировать, импровизировать.
Вывод: Несомненно, элементы театрализации могут использоваться в разных видах занимательной деятельности, в том числе и на логоритмике.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость, является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения - учить, играя.
Своеобразие и новизна работы состоит в использовании в театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях логоритмики. Театрализованные представления нашего проекта выходят за рамки детского сада. Детские спектакли приурочены к нетрадиционным праздникам.
Например, «Кот, петух и лиса» к Всемирному Дню Кошек (1 марта), «Палочка – выручалочка» к Всемирному Дню Ребёнка (20 ноября), «Волшебное зеркальце» ко Дню Солнца (3 мая)
Сегодня я хочу показать вам как можно использовать на занятиях логоритмики некоторые приёмы театрализованной деятельности в процессе подготовки к инсценировке «Волшебное зеркало» по мотивам чешской народной сказки, премьера которой состоялась в мае. Итак, начнём!
Мы провели предварительную работу, познакомились с произведением «Волшебное зеркальце» - прочитали книгу, посмотрели мультфильм.
Уважаемые педагоги, представьте – мы сейчас в лесу!
В лесу утро
(звучит шум леса, тихая музыка).
Проснулся лес, проснулся луг.
Всё зашумело, заговорило вокруг.
Фонопедическое упражение « Колокольчики будили»
И все жители леса увидели на небе солнышко!
Мимический приём
«Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние» (способствует развитию умения передавать эмоциональное состояние)
Повторите за мной фразу вот так
(показ бумажных пиктограмм эмоций)
Солнышко лучистое
(удивление),
Загляни в окошко
(радость),
Я поймаю лучик
(грусть)
И сожму в ладошке
(радость)!
Игровой метод ПФД (игра на память физических действий способствует развитию двигательной активности детей и созданию образа через жест, движение и мимику)
« Повторяй-ка»
- Повторите за мной движения:
Солнце светит ярко
(руки в стороны вверх, пальцы раздвинуты, улыбка),
Жарко, жарко, жарко
(машем кистями на себя, грусть – усталость на лице).
Поиграю на лугу и на речку побегу
(бег на месте, улыбка –радость)!
- Выбегайте, поиграем!
(участники выходят в центр зала)
Ритмодекламация «Солнечные зайчики и тучка» (под фонограмму)
Считалочкой выбираем Тучку:
Тучка по небу гуляет,
Наших зайцев догоняет!
Тучка:
Если только догоню, всех зайчат защекочу!
После дождичка в лесу в траве что-то заблестело!
Это девочка зеркало потеряла! Как раз в это время мимо него проходил… Догадайтесь, кто?
Длинные ушки, короткий хвост.
Любит морковку и прыгает ловко!
(Заяц)
Работа над интонационной выразительностью
Угадавший становится зайцем, выбирает себе подходящий костюм. Подходит к зеркалу.
- Посмотрел заяц в зеркало и увидел в нём свои уши, усы и глаза. От неожиданности зайчик даже сел.
- Скажи голосом удивлённого зайчика:
- Ой, да это же мой портрет!
(Фразу повторяет участник)
- Услышала про портрет его рыжая подружка.
С ёлки на ёлку, как рыжая стрелка,
Перелетела стремительно…
(Белка)
Угадавший становится белкой, выбирает себе подходящий костюм. Подходит к зеркалу.
- Посмотрела белка в зеркальце и увидела в нём себя: свои нос, глаза и уши с пушистыми кисточками.
- Скажи, как хитренькая
(шустренькая?) белочка:
- Нет, заяц, это мой портрет!
(Фразу повторяет участник)
Мои ушки, глазки и острые зубки.
(Фразу повторяет участник)
На, посмотри!
(Фразу повторяет участник)
Логопедическая гимнастика
1. «Зайчик не верит белочке»
(Приподнимаем плечи – вдох носом, опускаем – выдох ртом)
2. «Зайчик заметил в зеркале себя»
(Ладошки к ушам, наклоняем голову в стороны)
3. «Зайчик удивился и залопотал»
(Быстро говорить па-па-па-па..)
4. «Зайчик стал подмигивать своему отражению»
(Сначала зажмурился, затем по очереди стал прищуривать глаза)
- Расшумелись заяц с белкой на весь лес. Каждый изо всех сил к себе зеркальце тянет. Услышал шум…
Сидел на дереве мудрец,
Учёный дедушка …
(Скворец)
Угадавший становится скворцом, выбирает себе подходящий костюм. Подходит к зеркалу.
- Скворец посмотрел в зеркальце и увидел себя: глазки-бусинки и острый клюв.
- Постарайся сказать возмущённо :
- Да это же мой портрет!
(Фразу повторяет участник)
Разве вы не видите здесь мой клюв?
(Фразу повторяет участник)
- И звери опять заспорили. И долго бы они ещё спорили, если бы не…
Он сластёна косолапый,
Ест медок из бочки лапой.
(Медведь)
Угадавший становится медведем, выбирает себе подходящий костюм. Подходит к зеркалу.
- Подошёл мишка к спорщикам, посмотрел в зеркало, засмеялся.
- Скажи мишкиным голосом:
- Да это же мой портрет!
(Фразу повторяет участник)
Полюбуйтесь, каким красавцем я здесь получился!
(Фразу повторяет)
Я секрет знаю!
(Фразу повторяет)
А ну-ка, друзья, прыгайте ко мне сюда!
(Фразу повторяет)
- Белка села рядом с мишкой
(прыгай, белка, к мишке), заяц забрался на колени
(зайка, садись к мишке), а скворец обнял медведя
(обними мишку). Этот волшебный предмет называется зеркалом. Кто в него посмотрится, увидит в нём своё отражение. И зверята весело заплясали перед зеркалом.
Игра «Зеркало»
(тот же приём запоминания физических действий + импровизация)
Звери под бодрую музыку показывают разные действия, участники практикума повторяют.
Релаксация для участников
(под тихую спокойную музыку участники рассаживаются и отдыхают, а ведущий на фоне музыки продолжает говорить)
Театрализованная деятельность – это множество театральных игр и упражнений. К ним относятся: артикуляционная гимнастика; упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса; психогимнастика; упражнения ритмопластики.
Эти упражнения включаются как часть в занятие логоритмики. Они способствуют развитию образного мышления, развитию опорно- двигательного, артикуляционного аппарата, дыхания. Дети становятся раскрепощённее, контактнее, учатся чётко говорить и не боятся этого делать на публику.
Спасибо за работу! Надеюсь, что я вас заинтересовала.
Если педагоги любят играть в театр, то тогда –
Успешны все ребята будут, комфортно будет им всегда!
Источники информации
- Федеральный государственный образовательный стандарт от 01.01. 2013
- Закон об образовании в Российский Федерации №273 от 21.12.2012 г.
- Сан Пин 2.4.1.3049 – 13 (с изменениями от 04.04.2014) «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», «Творческий центр», Москва, 2009 г.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Ладушки», «Композитор», Санкт – Петербург, 2000 г.
- А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5 – 6 лет», «Мозаика – Синтез», Москва, 2008 г.
Рекомендуем посмотреть:
Картотека музыкального руководителя детского сада
Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду
Особенности слуха и голоса дошкольников
Кластерное пение