Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мероприятие про птиц в библиотеке для школьников 4-5 класса

Библиотечный урок для учащихся 4-5 классов «Пусть птицы трели звонкие поют»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Пернатые певцы дарят нам радость и вдохновение, почти ничего не прося взамен. Впрочем, кое о чем пернатые нас все же просят: не обижать их, не лишать дома и возможности жить рядом с нами и дальше. О том, как не навредить певчим птицам и как помочь им, мы обязательно поговорим. Но не только об этом: нас ждет знакомство с некоторыми научными понятиями, множество встреч с известными и неизвестными вам видами птиц и, конечно романтические прогулки по лесам и паркам и чудесные соловьиные вечера в саду.
И в самом деле, разве можно себе представить зеленеющие нивы средней полосы России без серебристых переливчатых трелей жаворонка, или опушки наших дубрав и парков без звонкого «боя» зяблика, или рощи, растущие по берегам тихих заводей рек, без флейтовых трелей иволги.
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 4 - 5 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о том, где и как живут не только лесные жители, но и как они размножаются. Как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе, о птицах
Библиотечный урок «Пусть птицы трели звонкие поют»

Как жизнь свою представить нам без птиц,
Она была бы скучной и унылой
Без соловьев, без ласточек, синиц,
Совсем не то, совсем не так все было…


Кто такие певчие птицы
Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Ясно, что соловей - точно певчая птица. Песенка большой синицы попроще, но тоже радует душу - пусть и синицы будут певчими. А кукушка? Петух? Перепел? Да, вроде тоже - поют же...
А вот у систематиков - учёных, составляющих родословное древо птиц, - другое мнение. Они относят к певчим птицам лишь представителей отряда воробьинообразных, да и то не всех, а только подотряда собственно певчих. Кукушка же относится к отряду кукушкообразных, петух и перепел - курообразных, то есть они совсем не родственны соловью с синицей.
А вот ворона с точки зрения самая что ни есть певчая птица. С её то голоском, ангельским. Она ведь - родственница соловья.

Соловей

Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: — Ведь это
Голосистый Соловей.


И что же делать? Да ничего особенного. Певчих птиц определить можно несколькими способами. Поведенческим и систематическим. Какая птица поёт, та и певчая. Надо сказать, что подавляющее большинство голосистых птиц попадёт в число певчих и в том, и в другом случаях: соловьи и синицы, зяблики и жаворонки, дрозды и пеночки - все эти птахи, радующие нас своими звонкими трелями, относятся именно к подотряду певчих воробьиных. Не зря же его так назвали.

Зяблик

Жаворонок

Дрозд

Пеночка

Над полями перезвон-
Жаворонок в небе.
Запевает утром он
Песенку о хлебе,
Чтоб быстрей всходила рожь,
Чтоб росла пшеница.
Как ты радостно поешь,
Полевая птица!
***
Все темней и кудрявей
Березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей
В чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах
Теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
И.Бунин
***
Знаешь, птица зяблик
Есть на свете, друг.
Он поёт красиво
Не всегда, не вдруг.
Он поёт красиво,
Когда солнца луч
Озаряет землю,
Не боится туч.
А когда приходят
Пасмурные дни —
Песни этой птицы
Нотами бедны.
Лишь унылы трели
«Рю-рю-рю-рю-рю».
«Песня – не чудесна», —
Я вам повторю.
Но лишь солнца лучик
Над сосной завис —
Исполняет зяблик
Песенку на «бис»


Но наш библиотечный урок мы посвятим не только им, но и другим красиво поющим птицам, даже если они относятся к иным группам. В конце концов, услышав в лесу или на лугу незнакомую песню, невозможно сразу понять, кто это поёт: родич воробья или голубя. А послушать и разобраться всё равно приятно и интересно.

Что значит «песня»?
Итак, мы будем говорить о птицах, которые умеют петь. Но что значит «песня»? Недовольное стрекотание сороки, увидевшей крадущуюся в траве лису, - это песня? А писк голодных синичат, выпрашивающих корм у родителей? А восторги взрослой синицы, обнаружившей в лютый мороз кормушку, полную семечек?

Нет, конечно. И не потому, что эти звуки не слишком мелодичные. У серой мухоловки песня совсем простенькая, например: «Пст!», «Пст!».

Лишь скрипит, а не поет,
В полудуплах гнезда вьет,
Все движенья очень ловки
Скромной серой мухоловки
П. Смолин


Вот и вся «мелодия». Тем не менее, это всё равно считается песней.
Потому что песней орнитологи (учёные, изучающие птиц) называют звуковой сигнал, который издают только самцы, преимущественно в брачный период, и который служит для а) привлечения самок, б) предупреждения других самцов, в) обозначения занятой территории.
Все остальные звуки, издаваемые птицами, называют позывами. Так птицы передают самую разную информацию. Позывка «Корм здесь!», «Опасность!», «Я тут!» и т. д. По позывку стайка (на зиму синицы сбиваются в группы - так легче пережить суровое время) старается не потерять друг друга в гуще ветвей. У синиц этот позыв очень схож, со словом «мама». Условно можно передать её «пинь-пинь!». А вот песня у каждого вида синиц своя.

Синица

Она, в отличие от позывок, «говорит» всё об одном. Только вот «прочитывается» это сообщение разными птицами по-разному.
А самец те же звуки воспринимает как «Место занято! Прочь! А не послушаешься - буду драться! И одержу победу. Ведь это моя земля, я здесь её хозяин!». Впрочем, у птиц, самцы которых устраивают турнирные бои, например глухари. Песню которую смцы поют можно «перевести", "выходи на бой!».

Глухарь

Так же, кстати, воспринимают пение самцы любых других видов птиц, к которым на территорию залетел чужак и осмелился подать голос, - они немедленно летят на звук песни и прогоняют нахала. Иногда, впрочем, прогоняют не физически, а... песней! Заслышав громкое и энергичное пение хозяина, чужак пугается и улетает. Так что песня - это ещё и мощное «звуковое оружие».
Для птиц пение - это серьёзная работа. Порой связанная с риском получить травму, если не физическую, то моральную.

Не все так просто
Итак, песня - это способ привлечь самку, отпугнуть соперников и занять территорию, на которой в дальнейшем пара будет собирать корм своим птенцам. Можно сказать, что с песни начинается создание семьи.
Всё это и так, и немного сложнее. Например, у некоторых видов птиц, среди них и большая синица, иногда поют и самки. Они ещё и помогают самцу защищать территорию от вторгшихся чужаков. И нет им никакого дела, что петь должны только самцы: тут враги на нашей земле, а вы со своими определениями! В природе вообще из каждого правила случаются исключения, ведь животные и растения - не автоматы, а живые существа.
Другие птицы (наша большая синица и тут отметилась - на самом деле, эта обычная птица из семейства синицевых - совсем необычная) начинают петь ещё в самый разгар зимы.

Длинохвостая синица

На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая синичка.
Т. Лаврова


Первые робкие трели синицы издают уже в начале января (а порой и в конце декабря), а уж к февралю лес просто звенит от их песен. Разумеется, у синиц в это время нет никаких территорий, они живут большими стайками, и самцы, по крайней мере поначалу, не испытывают ни малейшего желания драться друг с другом (иначе стайка тут же распалась бы). Зачем же тогда петь?
А затем, что песня оказывает глубочайшее влияние и на внутреннее состояние организма птицы. При повторяющихся звуках пения, организм птицы «просыпается». Тем самым настраивается на размножение.
Утверждение, что «песней самец отпугивает своих соперников», не точное. Песня старого самца молодых даже... привлекает. Если вы заинтересуетесь птицами всерьёз (как изучать певчих птиц, мы расскажем в конце номера), то в ходе многочисленных экскурсий заметите: в лесу и на лугу многие певчие птицы, соловьи, зяблики, распределены не равномерно и повсеместно, а группками, поселениями.
Складывается это поселение так: весной прилетает старый опытный самец, занимает лучший участок и обозначает его границы пением. Услышав красивую и сложную мелодию опытного певца (в пении птицы совершенствуются с возрастом), молодые самцы стремятся селиться по соседству со стариками. Будто бы рассуждая, что старики не будет селится в плохом месте .
Конечно, при попытке зелёных юнцов вторгнуться на территорию их ждёт взбучка. Только если молодой самец услышит песню издалека, она слышится как «сюда", "территория здесь хорошая". На деле участки, соседей запомнить надо и начать уважать границы. Складывается хрупкий мир. И тогда уже песни друг друга самцы начинают "прочитывать».
Как видите, пение птиц - это очень сложное, многогранное явление; песню невозможно описать просто как сигнал.

Необычные песни
Если пение так важно для птиц, то возникает вопрос: отчего же не все птицы поют песни весной? Как же они без них обходятся?
На самом деле поют очень многие птицы, в том числе, как мы уже говорили, и те, что формально не относятся к подотряду певчих воробьиных. У чаек заменой песни служит так называемый долгий крик. Некоторые совы, к примеру, болотная, дополняют незамысловатые звуковые сигналы хлопками крыльев. Эти звуки трудно назвать песней с точки зрения солиста Большого театра, но на птиц они действуют, как положено: привлекают самок, угрожают соперникам и готовят организм к поре размножения.
В действительности не обязательно издавать звуки горлом. Дятлы, например, голос используют только для позывок. А их брачные сигналы - это всем знакомая барабанная дробь. Которая возникает при ударах клювом по дереву. Издают её преимущественно самцы, в основном в брачный период, в ответ самки слетаются, самцы - разлетаются или кидаются драться, одним словом, по своим функциям эта дробь - самая настоящая песня.

Дятел

Звенит голосами рассветная тишь –
Пичуг разливаются звоны.
И, кажется, будто вот-вот – и взлетишь
В зовущие певчие кроны…


Тайна записной книжки
Самцы дятлов иногда выбирают не сухой сук дерева, а любые другие звонкие предметы, в качестве инструмента. В частности фонарные плафоны, - получается ещё громче и звонче. Мнение жителей дома, которые находятся рядом с фонарём, птицы не спрашивают...
А вот бекас - представитель куликов, длинноклювых птиц, которые являются родственками чайкам. Самец бекаса не просто издаёт звуки, он летает над облюбованным участком заболоченного луга, выполняя токовый полёт, - токует. (Забегая вперёд, скажем, что токовые полёты как дополнение к песне используют и многие другие птицы, в том числе певчие воробьиные.)

Бекас

Взлетев повыше, бекас пикирует вниз, разгоняясь до большой скорости, и разворачивает хвост. От набегающего потока воздуха крайние перья начинают вибрировать, издавая звук, похожий на блеяние. За это в народе бекаса прозвали барашком. Впрочем, есть у него и обычная песня, которую он издаёт горлом, сидя на верхушке дерева. И эта песня «тек-тек-тек». А близкий вид - азиатский бекас, распространённый в Сибири, даже вибрируя хвостом в пике, дополнительно издаёт горловые звуки. И всё равно жужжание перьев, напоминающее у азиатского бекаса звук самолёта, - важный элемент его токования.
«Поют» даже почти безголосые аисты. Вопреки легендам, издавать звуки горлом они всё-таки умеют, и птенцы выпрашивают корм у родителей писком. Но вот в брачную пору самец не кричит, а только быстро-быстро щёлкает клювом. Получается довольно громко.

Языки и диалекты
Говоря о множестве предназначений птичьих песен, мы забыли ещё об одной, едва ли не самой главной: песни позволяют птицам разных видов отличать друг друга. Те же обыкновенный и азиатский бекасы внешне очень похожи. И генетически так близки, что самец одного вида с самкой другого почти наверняка произвели 6ы на свет вполне жизнеспособное потомство. Но их хвостопесни звучат совершенно по-разному, и самка никогда не пойдёт замуж за неправильно поющего самца.
По песням чётко отличаются и похожие внешне виды пеночек, камышовок, славок. Да и непохожим видам иметь разные песни удобно: уже издалека и самка, и самец могут по звуку определить, что это за певец и стоит ли проявлять к нему интерес.

Камышовка

Славок

Чтобы песня служила способом распознавания свой или чужой, птицы в пределах одного вида должны петь одинаково или хотя бы похоже. Достигается такое единство двумя путями. Во-первых, песня частично заложена в генах птиц. А у относительно примитивных птиц (кур, голубей и т.п.), возможно, и полностью. Кроме того, в генах заложен инстинкт пения: с наступлением весны самцу нестерпимо хочется петь, петь и петь.
Здесь тоже есть свои нюансы. Так, у некоторых птиц из числа певчих воробьиных вся песня в гены не вмещается. Если молодого самца зяблика вырастить в неволе, не давая ему слушать взрослых самцов, он, конечно, когда придёт весна, будет пытаться петь. Вот только с полноценной звучной и красивой песней зяблика его потуги будут иметь, весьма мало общего. Чтобы научиться петь красиво, как положено, юный зяблик должен обязательно послушать старых, опытных певцов, поучиться у них.
Естественно, если песня передаётся путём подражания, она у всех птиц одного вида окажется примерно одинаковой. С другой стороны, возможно и появление региональных отличий: если в какой-то местности самцы вдруг начнут петь чуть иначе, молодёжь воспримет у них эту новую манеру, и она станет традицией.
Так возникают различные региональные диалекты песен. Как возникают диалекты и говоры в языках людей. Птица чечевица, в средней полосе России поёт «Витю видел?». А уже на Северном Кавказе самцы повторяют вторую часть песни ещё раз. И вот что получается «Витю видел? Видел?». Узнать легко. Но и разница всегда сразу бросается в глаза.

Чечевица

Соловей не лучше мухоловки
Говоря о значении песен в жизни птиц, люди добавляют: по песне, её красоте, силе и звучности самка может определить, насколько силён самец. Ведь у сильного здорового самца и потомство, вероятно, будет сильным и здоровым, и наоборот.
В какой-то степени это действительно так: самцом, чья песня слишком отличается от типичной для данного вида, самки, скорее всего, не заинтересуются. Но вот о красоте, об услаждении слуха человека птицы точно не думают.
Песня должна быть своей, типичной для вида и отличаться от песен других видов. И опять же, хорошо отличаться на слух птицы, а не человека - он-то здесь при чём?! Поэтому с точки зрения природы красивая песня соловья, как и жалкое пение серой мухоловки - одинаково хорошо. Ведь отличаются? Ещё как. И это самое главное. Плохо было 6ы, если 6ы песня мухоловки вдруг оказалась похожей на соловьиную, - это ж, сколько путаницы возникло бы! Не совсем верно и утверждение, будто самка выбирает самого активного певца. Знаете, кто поёт громче, чаще и дольше всех? Холостые самцы, оставшиеся в этом году без пары. Все счастливые отцы попели, завели семью и приступили к выкармливанию прожорливых отпрысков - им некогда глотку драть. А холостому только и остаётся, что зазывать самку - вдруг осталась ещё где-то такая же неприкаянная. Так что в середине лета долгое и активное пение - это, скорее, признак неудачника, а не сильного самца.

О чём поют птицы, проснувшись с рассветом?
Какие таятся в их песнях секреты?
Быть может, поют о душистых цветах,
О тихой речушке в лесных берегах?
А может, поют о великой любви,
Попавшей в сердечко с током крови?
Их песни звучат в небесах, среди гор,
У моря, в пустыне их слышится хор.
Любим человеком пернатый певец:
Щегол, канарейка, синица, скворец…
Мне мил и приятен «Чирик!» воробья,
У каждого песня, конечно, своя.
Вот трелью встречает рассвет соловей,
Над гладью реки, предрассветных полей
Коленца то льются, то вдруг замирают,
То с новою страстью в округе витают…

* Не все так просто - картинка длиннохвостая синица(второе название – ополовник)

Рекомендуем посмотреть:

Особенности строения птиц в связи с способностью к полёту. Презентация Познавательное мероприятие для подростков на тему: Птицы К Международному Дню птиц. Мероприятие в библиотеке «Все ли мы знаем о птицах?», 5-6 класс Познавательная беседа про птиц для школьников 5-7 класса
Познавательная беседа на тему «Увлекательная филателия» для школьников 7-8 класса | Библиотечный урок для учащихся 4-5 класса на тему «Певчие птицы России»
Опубликовано: 1554 дня назад (21 августа 2020)
Просмотров: 1617
+13
Голосов: 13
Валерия Сергеевна Боденова # 21 августа 2020 в 13:25 +5
Необычный урок, который знакомит нас с различными птицами, их повадками и песнями.
Информация данна в достачно упрощённом формате, поэтому детям её будет несложно понять и запомнить. Во время этого занятия ребята узнают много нового о различных видах птиц. Необычная информация, которую получат дети на этом уроке, их заинтересуют и они начнут больше обращать внимание на окружающий их мир и поймут почему он так ценен.
Цель, которую поставил перед собой учитель была достигнута. Больше всего мне понравились стихотворения про птиц и их пение, когда дети их услышат, им будет проще понять как звучит пение той или иной птицы и как она выглядит.
Спасибо за материал.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 21 августа 2020 в 14:06 +3
Спасибо за предложенный материал, много полезной информации,казалось бы, о простом пении птиц. Голосую.
Наталья Михайловна Гапонова # 21 августа 2020 в 19:24 +2
Отличная разработка! Отдаю вам голос! Материал представлен по всем требованиям. Цель и задачи достигнуты. Детям будет очень интересно на занятии узнавать новые и интересные факты о фауне. Занятие ещё ценно тем, что в ходе дети узнают какой у нас прекрасный мир!
Софья Владимировна Юхнина # 22 августа 2020 в 07:26 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на библиотечный урок «Пусть птицы трели звонкие поют».
Название мне сразу понравилось! А по содержанию - данные интересные, прямо как энциклопедию читаешь. Иллюстрации замечательные, птички просто чудесные! Вы создаёте условия для знакомства учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством, это очень важно! Голосую +4, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Лариса Владимировна Валитова # 23 августа 2020 в 11:09 +3
Здравствуйте Инна Владиславовна. Очень интересный урок. Узнаешь много нового и необычного о птахах. Замечательно оформлено фотоматериалами. Спасибо. Голос.
Марина Дмитриевна Солодова # 23 августа 2020 в 12:19 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте! Спасибо за приглашение на библиотечный урок «Пусть птицы трели звонкие поют».
По содержанию мероприятие захватывающее, увлекательное. Иллюстрации яркие, замечательные! Вы создаёте условия для знакомства учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством, это очень важно! Непременно голос!
Ольга Анатольевна Котенко # 24 августа 2020 в 07:57 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте!
Очень интересное занятие Вы представили в своей публикации Библиотечный урок для учащихся 4-5 классов «Пусть птицы трели звонкие поют».
Детям будет очень интересно узнавать о певчих птица, особенностях их поведения и песен. Красочные фотографии позволяют запомнить внешний вид маленьких и не очень пернатых артистов.
Меня лично впечатлил внешний вид чечевицы и еë забавная песенка.
Спасибо за интересный урок. Примите голос.
Оксана Михайловна Жидикина # 25 августа 2020 в 22:02 +2
Здравствуйте.
Интересное мероприятие. Очень познавательный материал.Все тщательно продумано. Спасибо. Голос.
Ольга Васильевна Яковлева # 27 августа 2020 в 21:18 +2
Инна Владиславовна, здравствуйте! Отличный библиотечный урок! Много интересной, познавательной информации! Замечательное оформление! голос
Ирина Николаевна Кириллова # 2 сентября 2020 в 16:56 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С большим удовольствием ознакомилась с Вашей публикацией. Материал интересный, хорошо иллюстрированный и, несомненно, будет востребован. Благодарю за приглашение и голосую с пожеланием успеха!