Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

К Международному Дню птиц. Мероприятие в библиотеке «Все ли мы знаем о птицах?», 5-6 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нет более удивительных созданий нашей природы, чем птицы. Они способны преодолевать огромные расстояния, без пищи, порой даже не имея возможности укрыться от непогоды. Каждый человек может вспомнить свою историю, связанную с птицами. Это может быть уханье сову, в лесу у костра, кукование кукушки в летнее время у бабушке в деревни. Мы так привыкли к птицам, что порой даже их не замечаем….
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о том, где и как живут не только лесные жители, но и как они размножаются. Как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе, животных
Библиотечный урок «Все ли мы знаем о птицах?»

Я не знаю, что случилось только в городе зимой
стало очень много уток на речушке небольшой.
Любят утки хлеб, батоны, любят климат городской.
И вода не вся замерзнет и питания с лихвой.
Вот и я иду с батоном. Буду уток я кормить.
Пусть зимуют у нас дома. Можно булки им носить.
Я вчера на них смотрела, встреча радостной была.
Я кормила, они ели. Я смеялась, как могла.
Хлеб они хитро делили, корка вкусная была.
Даже рыбкам перепало, брали все из под крыла.
Вот и жизнь вам городская, тут такие есть дела.
Зима в город заспешила, птиц с собою привела.


1. Как вы думаете, о чем между собой «разговаривают» утка и селезень?
- Остроумная интерпретация «разговора» утки с селезнем приводится в повести Н. С. Лескова «Соборяне»: «Купи коты (котлы – женская обувь), купи коты!» - говорит утка. «Заказал, заказал!» - отвечает селезень.


Ноябрь с зимой сдружился не на шутку,
Уподобляясь зимним месяцам...
Пруд.. в полынье большая стая уток..
В мороз и холод обитает там...
Надеются, теплее еще будет?!
Не улетают, .плещутся в пруду...
Как в зоопарк глазеть приходят люди...
Несут пернатым храбрецам еду...
А утки вперевалочку шагают
По тонкому, что плохо держит, льду...
Воронье любопытство возбуждают....


2. Скажите, какая птица умеет нырять и бегать по дну?

- Оляпка. Эта бурая птичка с белой грудкой, которая может нырять в воду, бегать по дну, несмотря на то что цепляется за неровности и мелкие камушки. Оляпка ловит на дне насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу оляпка всегда выносит на берег и здесь ее съедает. Когда птица находится под водой ноздри и ушные отверстия ее закрываются складками кожи, а перья не намокают, так как обильно смазаны жиром. В воде блестящей птичка выгляди из-за множества пузырьков воздуха, покрывающих ее смазанные жиром перышки.

Оляпка относится к воробьинообразным, поэтому за свои необыкновенные способности получила второе название - водяной воробей. Кстати, оляпка ныряет не только в поисках пищи, но и спасаясь от врагов.

Я с чудом таким не встречался ни разу.
И надо такому случиться:
Увидел в ручье воробья "водолаза".
Искала ручейников птиц
Вода покрывала её с головою,
Теченье ко дну прижимало.
Она из воды вылетала стрелою,
И снова под воду ныряла.
В холодной воде беззаботно резвиться?
От мысли одной стало зябко...
А после узнал - эта храбрая птица
В природе зовётся оляпка!


3. Как вы думаете, всегда ли гусенок узнает свою мать?



- Оказывается, не всегда. Известно, что вылупившийся из яйца гусенок вскоре начинает следовать за своей матерью-гусыней (реакция следования), и никакое другое животное не увлечет его за собой. Однако опыты показывают, что так бывает только в том случае, если мать-гусыня была первым существом, которое увидел гусенок, выходя из яйца. Если же гусенок никогда не видел гусыню (в инкубаторе, например), он будет следовать за любым движущимся объектом: животным, человеком или синим воздушным шаром, передвигаемым с помощью веревочки. Следовательно, у птенца происходит «запечатление» искусственной родительской особи, какой бы она ни была.

4. Скажите, какие птицы с понижением температуры могут впадать в спячку?

Колибри

Колибри

- У некоторых птиц наблюдаются значительные колебания температуры тела. Например, у птицы колибри в холодные ночи температура тела почти равна температуре окружающей среды и все функции организма значительно замедлены. Подобные явления оцепенения отмечены у пролетных стрижей и ласточек в холодную, пасмурную погоду. Обнаруживали скопления оцепеневших птиц, которые, однако, оживали и улетали прочь, как только их брали в руки.

Ласточка

Снижение температуры тела может быть вызвано сочетанием неблагоприятной внешней температуры и недостатка пищи, поэтому и происходит впадение в состояние длительного оцепенения.

Козодой

Козодой

У североамериканского козодоя обнаружено существование своеобразной зимней спячки, резко отличающейся от спячки млекопитающих.

Что за птица – козодой?
Я не слышал о такой!
Но, сегодня прочитал
Много нового узнал!
Например, что козодой
Может жить в глуши лесной
Что летит бесшумно он
Что зимой впадает в сон
Что охотится во мгле
Кладку делает в земле
Для яиц, не больше двух,
Ловит насекомых, мух
Клюв короткий, до ушей
Что когтями, средь ветвей
Ходит вдоль, не поперёк
Кто б подумать только мог
Вот так птица – козодой!
Лично не встречал такой
Но учебник прочитал
И о птице всё узнал!


У козодоев спячке предшествует значительная потеря в весе, вызванная нехваткой корма (насекомых). Истощенные птицы выбирают укромные ниши или трещины в скалах - обычно с солнечной стороны - и погружаются в оцепенение на 2-2,5 месяца. Обмен веществ при этом резко снижается, температура тела падает до 4,8°С. Как только становится достаточно тепло, птица быстро просыпается и за несколько часов восстанавливает нормальную температуру тела. «Спячка» козодоев наблюдается в условиях мягкой зимы . Аналогичные явления, хотя и менее продолжительные, отмечены еще у одного козодоя, черных стрижей и колибри.

Козодой

Так как спячкой принято называть неактивное состояние животного, развивающееся на фоне накопления жировых запасов (как у медведя или ежа), оцепенение птиц, следующее за определенной степенью истощения, называют гипотермией.

5. Скажите, почему серая куропатка дружит с зайцем-русаком?

Заяй-русак

Серая куропатка

- Не может серая куропатка разрыть снег своими слабыми лапками. Вот так она и устроилась на иждивение к полевому зайцу-русаку. Когда начнет русак раскапывать лапами снег на озимых, серая куропатка тут как тут. На получившейся проталинке каждый из них найдет пищу себе по вкусу.

6. Как вы думаете, почему ласточки кружатся возле стада?

- Стадо вспугивает притаившуюся в траве мошкару, ее и подхватывают ласточки. А, кроме того, вокруг самих коров всегда вьется огромное количество насекомых, с которыми тоже расправляются ласточки.

Славно ласточка щебечет,
Ловко крыльями стрижет,
Всем ветрам она перечит,
Но и силы бережет.
Реет верхом, реет низом,
Догоняет комара
И в избушке под карнизом
Отдыхает до утра.


7. Как вы думаете, какие птицы сообща ловят рыбу?

Пеликан

Пеликан

Пеликан

Пеликан большая птица.
Любит в озере возиться.
Набивает пеликан
В клюве свой мешок-карман.
Рыбу в озере поймает
И в мешочек собирает.


Баклан

Баклан

- Пеликаны и бакланы - большие друзья. Там, где их много, они кооперируются для рыбного промысла. Пеликаны образуют "живой невод». Они, выстраиваясь цепочкой, а затем дугой, они, хлопая крыльями, гонят рыбу к берегу или в небольшой заливчик. Но вот нырять пеликаны не умеют. А бакланы, наоборот, прекрасно ныряют и поэтому выполняют роль загонщиков. Они пугают рыбу, ворошат ее в оцепленном пеликанами участке - рыба мечется, попадает пеликанам в осадок» и выскакивает на сушу. В результате такого разделения труда птицы остаются сытыми и довольными.

8. Как вы думаете, что птицы… дарят друг другу?

Северные олуши

- Когда самец крачки готовится вступить в брак, он для самки ловит рыбу. Подносит пойманную рыбу самке, которая берет этот подарок в клюв. Самка никогда не съедает этот подарок, который до замужества» носит символический характер.
Самец кулика преподносит своей подруге какой-нибудь камешек. Причем этот подарок сопровождается глубокими поклонами.

Кулик

Кулик

Северные олуши подносят друг другу клочки водорослей. У американского свиристеля самец, сидя на ветке, подает самке блестящую ягодку, которую она ему возвращает много раз подряд. У цапель предметом подношения служит палка.

Северные олуши

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий экологической игры "Знатоки птиц" с презентацией, 5-6 класс Беседа на День птиц для школьников 6-7 класса Мероприятие ко Дню птиц в библиотеке, 6 класс Мероприятие ко Дню птиц в библиотеке, 6 класс
Библиотечный урок к 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне для школьников 5-7 класса «Детство в военной шинели» | Путешествие в страну этикета, 5 класс
Опубликовано: 1720 дней назад (7 апреля 2020)
Просмотров: 1515
+22
Голосов: 22
Елена Викторовна Багрова # 7 апреля 2020 в 13:06 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение на библиотечныйй урок.
интересно, познавательно, ярко.
Все задачи решены, цель достигнута.
Примите голос. С уважением!!!!
Наталья Косарева # 7 апреля 2020 в 16:03 +3
Здравствуйте, Елена Викторовна! Ваш библиотечный урок «Все ли мы знаем о птицах?» вне всяких похвал, он интересный и познавательный. На своем уроке вы познакомили детей с большим количеством птиц. Яркие фотографии дополняют, художественное слово и красочное описание птиц.
Голосую!
Творческих вам успехов!
Ирина Николаевна Кириллова # 7 апреля 2020 в 19:17 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо большое за представленный методический материал. Узнала много интересных фактов из жизни пернатых! Мой голос с благодарностью! Удачи и всего доброго!
Тамара Александровна Новичкова # 9 апреля 2020 в 21:28 +4
Ирина Владиславовна, вы представили замечательный библиотечный урок, подготовленный к Международному дню птиц. Материал грамотно и красочно оформлен, в нём даётся много интересной информации о жизни, повадках, внешнем виде птиц. Проводя данное мероприятие вы расширяете кругозор детей, знакомите с особенностями природы, её красотой. Учите работать с книгами и журналами. Воспитываете доброе отношение к природе. С удовольствием изучала рассказ о птицах вместе с внучкой, рассматривали птиц, отвечали на вопросы. Спасибо. Принимайте наш голос.
Елена Валерьевна Клабукова # 10 апреля 2020 в 11:02 +3
Здравствуйте Инна Владиславовна!Материал вашего урока очень увлекательный и красочный, содержит интересную информацию о жизни и повадках различных птиц.Считаю, что дети с удовольствием усвоят данный материал и тем самым расширят свои знания об окружающем мире. Успехов Вам! Спасибо! Голосую.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 10 апреля 2020 в 13:04 +3
Здравствуйте Инна Владиславовна!
Шикарный материал к Международному Дню птиц для детей 5-6 классов, хорошо проиллюстрированный, а публикация готова к применению - бери и пользуйся. Поставленная цель достигнута, все задачи решены, материал будет востребован педагогами портала.
Спасибо за работу. Голос!
Ольга Константиновна Макарова # 12 апреля 2020 в 09:50 +2
Материал о птицах мне понравился представленными интересными фактами, историями о жизни птиц, фото материалом+1! Спасибо!
Лариса Владимировна Валитова # 13 апреля 2020 в 06:21 +2
Голос!
Людмила Александровна Козырева # 17 апреля 2020 в 14:14 +2
Здравствуйте. Замечательная, познавательная, интересная и красочно оформленная публикация о птицах. Может быть очень полезна воспитателям, педагогам и родителям. Голос.
Ольга Вячеславовна Варламова # 21 апреля 2020 в 15:04 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение на библиотечныйй урок. Очень интересно, познавательно, ярко. Все поставленные задачи решены, цель достигнута. Примите голос!!!
Светлана Геннадьевна Ботвенко # 23 апреля 2020 в 17:30 +1
С большим интересом побывала на вашем замечательном, поучительном, интересном уроке.Голос!
Котова Ирина Владимировна # 30 апреля 2020 в 09:51 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Спасибо за приглашение. Очень познавательный и увлекательный материал. О каждой птице подобраны интересные факты в сопровождении литературных произведений и красочного фотоматериала. Все поставленные цели и задачи выполнены. Замечательное мероприятие. Мне понравилось.
Примите голос.