Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа в библиотеке для школьников 6-7 класса. Третьяковская галерея

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Третьяковская галерея – настоящая сокровищница русского изобразительного искусства. В августе 1892 года Павел Михайлович Третьяков передал в дар Москве, всей России свое уникальное собрание картин. В августе 1893 года, состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. Сегодня Третьяковская галерея по праву считается одним из крупнейших музеев мира.
Давайте, перелистаем сегодня всего лишь несколько страниц истории….
Библиотечный урок для учащихся 5 - 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о жизни и деятельности замечательных людей.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах. Прочитав которые дети могут узнать о истории Государственной Тетьяковской галереи и ее основателе, какую роль играют в жизни нашего общества. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся сокровищницей русского изобразительного искусства.
Библиотечный урок «Третьяковская галерея – сокровищница отечественного искусства»


Картины Третьяковской галлереи:
Веков, событий ярких череда...
Для наших душ распахнутые двери
В тот мир, что восхищает нас всегда.


«Наша русская школа не последнею будет…»
Холодным осенним днем 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге в залах Императорской Академии художеств открылась первая выставка недавно созданного Товарищества передвижных художественных выставок. Выставка была сравнительно небольшой - всего 46 картин. Но интерес к работам художников-передвижников (так стали называть членов Товарищества) был огромен. Может быть, полотна не восхищали особыми живописными эффектами или сложностью композиций – все было просто, знакомо, но это была подлинная жизнь с ее радостями и печалями.


Критик В.В. Стасов. Портрет И.Е. Репина

В газете «Санкт-Петербургские ведомости» известный критик В.В. Стасов восторженно писал: «Сама большая художественная новость в настоящее время в Петербурге - передвижная выставка. С какой стороны на нее посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым… изумительное собрание превосходных произведений».
Посетители этой первой выставки, как и следующих, ежегодных, стали свидетелями рождения новой и яркой страницы в истории отечественной живописи.
Уже на первой выставке художников-передвижников можно было увидеть картины, которые знает каждый наш юный читатель. Например, пейзаж А.К. Саврасова «Грачи прилетели» или «Охотники на привале» и «Рыболов» В.Г. Перова, «Русалки» И.Н. Крамского, историческое полотно Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» и другие.


А.К. Саврасов «Грачи прилетели»


В.Г. Перов «Охотники на привале»


В.Г. Перов «Рыболов»


И.Н. Крамской «Русалки»


Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Тайна записной книжки
«Бунт четырнадцати» - так называют отказ четырнадцати выпускников Императорской Академии художеств от участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Четырнадцать выпускников, возглавляемых И.Н. Крамским, решили отказаться от предложенной академией темы из скандинавских саг «Пир в Валгалле» и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Совет академии им отказал, и «бунтовщики» вышли из академии и образовали первую в России независимую артель художников.



После объединения московскими художниками артель была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок. Одной из главных целей Товарищества было просветительство и организация художественных выставок в самых разных городах России.

Имя Павла Михайловича Третьякова неразрывно связано с Товариществом передвижных выставок. Он не только покупал картины, но и во многом поддерживал художников. Как-то даже назвал Товарищество передвижников – «Третьяковская школа», а ценители живописного искусства утверждали, что «никто столько не хлопотал и не заботился о нуждах русских художников, как господин Третьяков».
Вот и сейчас на выставке, как это часто бывало, на картинах Перова, Саврасова, Крамского и Ге появились таблички: «Собственность П.М. Третьякова». В «Санкт-Петербургских ведомостях» В.В. Стасов писал: «Господин Третьяков – это один из самых злых врагов Петербурга, потому что в первую же минуту он покупает и увозит в Москву, в превосходную свою галерею русского художества все, что только появится у нас примечательного».
Поначалу вся коллекция размещалась в комнатах жилого дома в Лаврушинском переулке. К 1872 году собрание Третьякова насчитывало уже более полутора сотен картин.


Туркестанская серия картин и этюдов В.В. Верещагина


Туркестанская серия картин и этюдов В.В. Верещагина


Туркестанская серия картин и этюдов В.В. Верещагина


Туркестанская серия картин и этюдов В.В. Верещагина

И позже, с приобретением Третьяковым большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В. Верещагина, уже в который раз, пришлось решать вопрос о строительстве для галереи новых помещений.


В.В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871)

Среди приобретённых работ Верещагина была и ставшая знаменитой картина «Апофеоз войны» (1871). Раму картины украшает красноречивая подпись «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим». На фоне опаленной солнцем безжизненной пустыни, чахлых мертвых деревьев и руин разрушенного войной города возвышается курган, сложенный из человеческих черепов. Гнетущее чувство бессмысленности войны рождается протест насилия, против «великих завоевателей», мечтающих о мировом господстве….
Сила воздействия картины так велика, что один из прусских генералов советовал императору Александру II сжечь ее, как и все военные картины Верещагина.

Из собрания Третьяковской галереи


И.Н.Крамской «Христос в пустыне»

Осенью 1872 года Иван Николаевич Крамской закончил работу над картиной «Христос в пустыне». Свой замысел Крамской обдумывал несколько лет. Несколько лет сомнений, размышлений и поисков. И вот картина представлена зрителям на 2-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в декабре того же года. Но еще до открытия выставки, в мастерской художника, «когда еще не высохли краски», картина была куплена Третьяковым и стала одним из любимых его приобретений. «Спаситель Крамского мне очень нравится, - признавался Павел Михайлович, - я спешил его приобрести…. По-моему, за последнее время, это самая лучшая картина в нашей школе».
…Холодный, ранний рассвет в безжизненной каменистой пустыне. Одинокий, усталый человек, глубоко погруженный в раздумья. Руки его крепко сжаты, и мы можем лишь догадываться о мучительной внутренней борьбе, которая происходит в душе человека.
Сюжет картины взят из Нового Завета – Иисус Христос после своего крещения удалился в пустыню, где во время сорокадневного поста его искушал дьявол. Предлагал превратить камни в хлеб, обещал неограниченную власть, стоит только перейти на сторону зла…. Но все было тщетно.
Картина на выставке висела в последнем зале, люди постепенно подходили к ней и останавливались перед полотном в раздумье. Ведь каждый из нас когда-то должен сделать правильный выбор….
«Картина моя, - вспоминал Крамской, - зрителей расколола на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой…. А ведь «Христос в пустыне» - моя первая вещь, которую я работал серьезно, писал кровью и слезами … она глубоко выстрадана мною, она – итог многолетних исканий».

«Многим пользу, всем удовольствие»
Именно в этом видел Павел Михайлович предназначение своей будущей галереи в далеком 1860 году, когда, отправляясь в заграничную поездку, написал свое «Завещательное письмо», и в нем были эти слова…. К началу 1870-х годов коллекция картин увеличилась, места в доме в Лаврушинском переулке уже не хватало. И было принято решение о строительстве для галереи специального помещения. Это дело Третьяков поручил мужу своей сестры Софьи – талантливому архитектору Александру Степановичу Каминскому. Для строительства пришлось пожертвовать частью сада, там, где росли грушевые деревья. Новое здание примыкало к жилому дому, и для посетителей был предусмотрен отдельный вход. Была составлена смета расходов, название документа гласило: «Смета на постройку галереи для художественных картин г. Павлу Михайловичу Третьякову. Составлена 23 августа 1872 года». Стоимость строительства была определена с точностью до копеек – 27.658 рублей 70 копеек. Уже весной 1874 года произошло «переселение» картин в два больших, с перегородками, зала нового здания. Это было первое специальное здание Третьяковской галереи. Первое, но далеко не последнее строительство. И с этого года галерея открыла двери для посетителей.
По воспитаниям Н.А. Мудрогеля, старейшего служителя галереи, первое время посетителей было немного. Они проходили теперь из Лаврушинского переулка сначала во двор, затем через калитку в сад, а из сада в галерею. Перед уходом всегда посетитель звонил у двери в колокольчик, приходил служащий и выпускал его. Иногда посетитель войдет и лишь поинтересуется, с которого часа открывается галерея и в каком часу закрывается, повернется и уйдет. А Третьяков уже спрашивает у служителя, почему посетитель ушел? Ему не понравилось?
Собрание картин увеличивалось с каждым годом, и, наверное, можно сказать, что вся история Третьяковской галереи – это история ее строительства и превращения со временем в крупнейший музейный комплекс. И это очень нужное, замечательное и важное для всех нас дело не прекращается и сегодня, в 21 веке.
Павел Михайлович радовался появлению каждого нового зала: «Вот теперь у нас настоящая галерея! Только тесно опять, уже вешать некуда, скоро строить придется еще». Когда осенью 1880 года Третьяков приобрел коллекцию В.В. Верещагина, для новой пристройки пришлось вновь вырубить в саду много деревьев. Жена Третьякова Вера Николаевна и дочери опечалились, ведь сад был любимым местом для отдыха и прогулок. Павел Михайлович отвечал: «Места хватит, надо не только о себе заботиться, но и об обществе – строить для москвичей и для всех русских людей. Я не для себя одного стараюсь. Придет время, я отдам галерею Москве…. А для детей устрою сад поменьше».
В январе 1885 года Павел Михайлович Третьяков в письме художнику репину, прося считать картину «Иван Грозный и сын его Иван» («Иван Грозный убивает своего сына») за ним, писал: «Придется нынешний год начать пристройку к галерее. Почти уже нет места». На что Репин ответил: «Еще пристройка! Да, Вы шутить не любите и не способны почивать на тех почтенных лаврах, которые справедливо присуждены Вам образованным миром. Вы хотите создать колосса».
Когда мы слышим «Третьяковская галерея», то сразу же представляем ее необычайный, сказочный фасад. Его изображение украшает и эмблему Государственной Третьяковской галереи. Это чудо-терем, в котором хранятся несметные сокровища…

Тайна записной книжки


И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 1581 года 16 ноября»

Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 1581 года 16 ноября» была представлена публике на 8 Передвижной выставке в Санкт-Петербурге. Третьяков купил ее еще до открытия выставки. Боясь опоздать к открытию выставки, он писал Репину: «Ночь в вагоне плохо провел, так бывает со мной, когда нахожусь в нервном состоянии. Картину Вашу «Царь Иван и его сын Иван» покорнейше прошу считать за мной».
Эта работа Репина вызвала горячие споры и неудовольствие властей. В провинциальных городах показ картины запретили, а когда выставка из Санкт- Петербурга переехала в Москву, последовало высочайшее распоряжение – картину «Царь Иван…» с выставки снять. Владельцу картины Третьякову было предписано репинское полотно публике, не показывать, хранить картину в недоступных для публики помещениях галереи. Но уже через три месяца этот запрет был снят. Позже, в 1913 году один из посетителей галереи, душевнобольной человек, нанес картине три больших пореза острым ножом.

Есть в галерее зал, один из самых любимых и юными, и возрастными посетителями. Это зал художника Виктора Михайловича Васнецова.


В. М. Васнецов "Аленушка"


В. М. Васнецов "Иван-царевич на Сером Волке"

Любуюсь васнецовскою картиною.
Какой размах! Величие! Простор!
Ты сила богатырская, былинная,
Живёшь в народе нашем до сих пор.
Всегда нас донимали злые вороги,
О мире приходилось лишь мечтать,
И потому всегда нам очень дороги
Защитников российских мощь и стать!
Отвагой богатырской лица светятся,
Узнали страшных испытаний дни!
Не суждено им было в жизни встретиться,
Лишь на картине встретились они.



В. М. Васнецов "Богатыри"

Всем знакомы, даже тем, кто еще не побывал в галерее, его печальная Аленушка, что, пригорюнилась, сидит на камне; Иван-царевич верхом на Сером Волке вместе с Еленой Прекрасной пробирается сквозь дремучий лес; могучие Богатыри стоят на страже земли русской…
Уже после смерти П.М. Третьякова, в мае 1900 года состоялось заседание Совета Третьяковской галереи, в котором приняли участие художники В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, известные архитекторы. Принято было решение об устройстве нового фасада для здания галереи. Проект фасада в «русском стиле», с использованием разнообразных мотивов древнерусской архитектуре выполнил Васнецов; архитекторы – А.М. Калмыков и В.Н. Башкиров. Строительство фасада началось в 1902 году и закончилось в 1904 году.

Из собрания Третьяковской галереи


Ф.А. Васильев "Оттепель"

Картину «Оттепель» молодой художник Федор Александрович Васильев написал в начале 1871 года, и весной того же года она участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге.
Под серым, хмурым небом темнеют проталины и лужи на разъезженной дороге. В размокшем, тающем снегу следы полозьев, полные воды. На пригорке убогая избушка, на ее покосившейся крыше еще лежит снежная шапка. Чахлые кусты и деревья в инее, одинокие фигурки путника и ребенка. Почему-то этот скромный пейзаж завораживает. Мы словно наяву ощущаем холодный и влажный воздух оттепели ранней весны. Иль эта оттепель случилась зимой?..
Увидев эту работу Васильева, знаменитый художник И.И. Шишкин воскликнул: «О! он скоро превзошел меня, своего учителя». Крамской в письме Васильеву писал: «Картина «Оттепель»… сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием, и в то же время юная, молодая…».
Великий князь Александр Александрович, будущий наследник престола, император Александр III заказал для себя авторский повтор картины и поместил его в Аничков дворец. Но почему повтор? Дело в том, картина еще до выставки была куплена Павлом Третьяковым. И это была первая, но не последняя картина Васильева в галерее.
Творческая жизнь Ф.А. Васильева была очень короткой, художник умер в возрасте 23 лет. Павел Михайлович Третьяков, очарованный талантом Васильева, до самых последних его дней поддерживал художника и всячески помогал ему.

Зажег нам несказанный свет,
Собрал все чудные мгновенья
И живописцев русских гений
В душе художник и поэт



Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для 5-6 класса с презентацией Библиотечный урок для школьников 5-8 класса Библиотечный урок для школьников 6-9 класса «Дорога в небо…» Библиотечный урок для школьников 4-6 класса «Русский лес – край чудес»
Беседа в библиотеке с учащимися 4-5 класса. Загадки природы | Библиотечный урок на тему: Рыбы, 4-6 класс
Опубликовано: 1861 день назад (22 октября 2019)
Просмотров: 1516
+44
Голосов: 44
Ольга Васильевна Яковлева # 22 октября 2019 в 22:11 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Интересный, познавательный материал Вы опубликовали. Как всегда было очень интересно с ним ознакомиться! Прекрасное оформление! Творческих успехов! голос
Елена Борисовна Жданова # 23 октября 2019 в 09:16 +4
Ваши публикации всегда интересные и качественные, вы используете большой иллюстративный материал. Мне было бы интересно посетить вашу беседу, надеюсь ребята тоже расширили свои знания и образовательные горизонты.
Вера Владимировна Мухамадеева # 23 октября 2019 в 16:44 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение на экскурсию по Третьяковке. Как всегда, шедеврально. О собраниях Третьяковской галереи можно говорить часами, каждый раз находя что то новое. Вот и сейчас, ваша работа вносит новую информацию. Очень важно для детей. Всего доброго.
Ольга Владимировна Перковская # 23 октября 2019 в 20:42 +2
Инна Владиславовна, здравствуйте! После прочтения ваших публикаций создаётся впечатление, что ты побывала на выставке. Информация очень полная и для понимания лёгкая. Здорово когда есть возможность, без музея окунуться в творчество!
Жду новых приглашений! Спасибо большое!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 23 октября 2019 в 21:41 +3
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею.Представленный Вами материал интересен, познавателен. Публикация грамотно оформлена, ее содержание может быть использовано для библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы для формирования общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о жизни и деятельности замечательных людей.Голос + 1.
Лариса Владимировна Валитова # 24 октября 2019 в 07:17 +1
Голос!
Мария Анатольевна Гановичева # 25 октября 2019 в 16:12 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Я всегда завидовала тем, кто может бывать в художественных галереях. Но благодаря таким неравнодушным людям, как Вы, мы тоже можем приобщится к обсуждению полотен великих мастеров живописи. С интересом прочла о "бунте 14" и о том, как Третьяков помогал этой группе художников. Эта информация побудила к размышлениям на тему настоящего творчества и рамок, в которые его не возможно загнать. Интересна и подборка картин, с которыми вы знакомите. Они формируют пацифизм, патриотизм и национальную гордость в хорошем смысле. Отличная работа!
Ирина Николаевна Кириллова # 25 октября 2019 в 19:48 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение! Очень приятно познакомиться с Вашим очередным познавательным материалом. Отличный материал для формирования общекультурной компетентности учащихся. Такие библиотечные уроки делают детей мудрыми и воспитанными, а главное - прививают навык чтения. Творческих вам успехов! Голос.
Елена Викторовна Багрова # 25 октября 2019 в 19:58 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Спасибо за приглашение на виртуальную экскурсию по залам Третьяковской галереи.
Интересно, информативно, ярко.
С удовольствием голосую за Вашу работу. Успехов!
С уважением!!!
Софья Владимировна Юхнина # 26 октября 2019 в 11:26 +2
Инна Владиславовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на Библиотечный урок «Третьяковская галерея – сокровищница отечественного искусства». Глубокое погружение в такую красоту. Ещё раз прикоснуться к прекрасному, получить много интересной информации, это замечательно. Для школьников подобран отличный материал. Оформлена разработка грамотно, профессионально. Примите мой голос за ВАШ ТРУД!
Анна Владимировна Молокова # 26 октября 2019 в 13:37 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! С удовольствием ознакомилась с Вашей Беседой о Третьяковской галерее. Думаю, что такой урок будет интересен и познавателен не только для детей, но и для взрослых. Понравились стихи. Спасибо за приглашение.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 3 ноября 2019 в 11:00 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
С большим удовольствием ознакомилась с библиотечным уроком «Третьяковская галерея – сокровищница отечественного искусства». Материал очень интересный! Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Мира Симеунович # 4 января 2020 в 21:52 0
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Я с интересом прочитала Ваш Библиотечный урок о Третьяковской галерее. Вы очень интересно рассказываете о «сокровищнице отечественного искусства» и таким образом способствуете формированию общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о жизни и деятельности замечательных людей. Одновременно, Вы прививаете интерес к тем же замечательным людям, к книгам и журналам, которые расширяют знания и развивают мышление и воображение школьников. Примите голос! Успехов!