Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок на тему: Рыбы, 4-6 класс

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Мы сегодня поговорим о реках – и их обитателях. Речная (пресноводная) рыба может жить в среде с невысокой степенью минерализации, т.е. в пресной среде. Для ее обитания пригодной являются проточные воды. Некоторые из речных рыб являются хищниками, но опасность они представляют лишь для обитателей водоемов…
Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги о природе… Библиотечный урок для учащихся 4 - 6 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах о реках, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о реках, и их обитателях
Библиотечный урок "В царстве речных рыб"


Зеркальный карп

Загадка
Пресноводная рыбка,
Любит погреться,
В стоячих водах обитает,
Зеркальной её величают!
Ответ: Зеркальный карп

Золотистой чешуей,
Гладкою покрыт,
Респектабельный всегда,
Он имеет вид
Ответ: Зеркальный карп

От хвоста до головы,
В золотой он чешуе,
В речках тихих плавает,
И зимует в ямах он!
Ответ: Зеркальный карп


Карп – первая рыба, которую приручил человек. И вывел он эту домашнюю форму от необузданного дикого предка – сазана. Правда, затем часть домашних карпов вновь оказались в дикой природе, одичали и стали вольными рыбами. В том числе и зеркальный карп. Тот самый, у которого на теле минимум чешуи. Ученые считают, что такая «полуголая» форма карпа могла получиться у обычного чешуйчатого карпа в результате мутаций. А человек ей воспользовался и закрепил искусственным отбором. Ведь как удобно: не нужно чистить пойманную добычу.

Итак, зеркальный карп – это выведенная «порода», и она считается особенно эффективной при искусственном разведении в прудовых хозяйствах. В хороших, специально для него подобранных условиях, при наличии круглый год теплой воды и подкорки в виде зерновых смесей это карп способен лучше других карповых форм набирать вес. Однако за свою без чешуйчатость ему приходится расплачиваться. «Зеркальники» больше других рыб склонны к заболеваниям, нежелательным мутациям и укороченному сроку жизни и быстрому вырождению. От чешуйчатого собрата этих карпов отличает также то, что в спином, анальном и брюшных плавниках у них меньше костных лучей, а сами плавники короче и более закругленные.
Зеркальный карп – желанная добыча рыболова-любителя. В «диких» прудах и озерах поимка такого крапа на удочку – целое запоминающееся событие для любого, от новичка до профессионала. Нередко отдельные особи «зеркальников» дорастают до 20 и более килограммов.
Как и все другие карповые формы, зеркальные карпы предпочитают для жизни тихие, богатые водной растительностью водоемы с илистым дном. На зимовку часто собираются в громадные стаи и залегают в глубоких ямах (нередко вместе с сомами, сазанами и чешуйчатыми карпами). Перед «спячкой» тело рыбы покрывается слоем обильной слизи, а дыхание и все прочие жизненные процессы замедляются.
В период паводка карпы выходят нереститься на заросшие водной растительностью мелководья, где вымётывают икру прямо на растения. Обычно нерест проходит и сопровождается играми, где сразу несколько самцов оглушительно плещутся вокруг самки.
Карпы всеядны: они питаются как животной (черви, моллюски, рачки, насекомые), так и растительной пищей. Известны случаи и хищничества (например, карп может попасться даже на блесну).

Судак

На глубине, за перекатом,
У дна у самого реки
Гуляют стаею зубатой
Большие рыбы судаки.
Придонный мрак их шайку прячет.
А стрежень, русла перепад -
Исконные места судачьи.
Не сыщешь лучше для засад.
Они, разбойники речные,
Всегда, как волки, голодны,
И рыб живых в часы ночные
Не отличают от блесны.
Всё не нажрутся, всё им мало.
Глотают всё, что лезет в пасть…


Часто говорят, что судак – нечто среднее между щукой и окунем. Действительно, у судака легко найти общие черты, сближающие его с обеими рыбами. Удлиненное тело, заостренная морда и мощные клыковидные зубы делают его похожим на щуку, а полосатость окраски тела плавников напоминают окуня. Тем не менее, и форма плавников напоминает окуня. Тем не менее, следуя научной систематике, судак гораздо ближе к окуню, так как находится с ним в общем семействе. Среди всех Окуневых он самый крупный представитель. Известны случаи поимки судаков на 16 и более килограммов, о чем пишет Л.П. Сабанеев в своей знаменитой книге «Рыбы России». В трудах по рыболовству тех времен мы находим и такие сведения. «В промышленном отношении судак составляет после красной рыбы (Осетровые) наиболее ценный товар. С низовьев Волги, Урала и Дона он вывозится сотнями тысяч пудов в крепко соленом и сушеном виде, малосолом, свежим во льду и мороженым». Сейчас, конечно, уловы судака в наших водоемах не так обильны. Всюду этот хищник стал довольно малочисленным и представляет собой объект скорее спортивного рыболовства, чем промысловой добычи.

Судак любит большие водоемы с глубокими и чистыми водами. Это очень нежная рыба, которая быстро «засыпает», будучи пойманной. Да и сопротивляется он на крючке довольно вяло (по сравнению со щукой и окунем), что отмечалось еще в старинных русских пособиях по рыболовству. «Судак смирен и глуп», - так пренебрежительно отзывались об этой рыбе волжские рыбаки. Однако сохранить его вкусное и нежное мясо свежим как раз и было трудной, но почетной задачей тогдашних артелей. В садках, не получая регулярно свежей воды, судак быстро погибал. Волжские рыболовы уже тогда различали «морского», полупроходного судака (заходящего в море после нереста в верховьях рек) – светлой окраски и «речного», оседлого, темной окраски, которой всю жизнь обитает в реке.

Главная добыча этого хищника – мелкая рыбешка. При относительно неширокой пасти судак предпочитает охотиться на «узкую» рыбу – мелкую плотву, уклеек, пескарей, щурят и особенно чехонь, избегая хватать «широкую» (типа подлещиков и густеры). Охотится судак азартно и часто выбрасывается даже на отмели, как окунь, преследуя добычу.
Молодь судака держится в стайках. А вот крупные взрослые рыбы охотятся в одиночку. Кстати, взрослый судак не прочь полакомиться и раком, и случайно попавшей в воду мышью. При охоте стайка средних по размеру судаков может производить сильный шум и плеск, который рыбаки называют «судачным боем».
Нерестятся судаки парами. Самец строит на галечном или песчаном дне «гнездо» (очищает грудными плавниками круглый участок – ямку от ила и мусора), а затем самка в его присутствии выметывает туда клейкую икру. Самец охраняет «гнездо» до появления личинок.

Чехонь

Семейства карповых, есть рыба,
Чехонь. Любит её народ.
Она - селёдочного типа,
Блестит на солнце серебром.
Бывает больше полуметра,
Вес, около - двух килограмм,
Деликатесом, рыба эта,
Порой считается всем нам.
В бассейнах рек, та, обитает,
Не страшно и теченье ей.
И, правда, сельдь напоминает,
Похожа по окраске с ней.
И с удлинённым узким телом,
Ведь «саблей» раньше звали, ту.
И ходит стаей, не отдельно,
Едят - всё, что в воде найдут…


Рыба - сабля – старинное имя чехони. А еще ее в народе называют ласково: чеша, чешка и даже боковня. Все эти названия связаны с яркими особенностями чехони. По строению своего тела (с острым брюхом и бесчешуйным килем после анального плавника) она действительно похожа на саблю или длинный нож. Чеш и чешка, а также, собственно, и чехонь – все эти имена, как считают ученые, произошли от слов «чесать» и «чешуя», так как почистить выловленную чехонь, снять с нее чешую перед готовкой проще простого – она отделяется чрезвычайно легко.
Имя «боковня» явно происходит от слова «бок». Что тоже понятно, поскольку рыба эта словно бы состоит из двух боков – и больше из ничего, настолько плоска. Кстати, чехонь отличается еще и тем, что боковая линия – система чувствительных канальцев, выходящих на поверхность тела в виде отверстий в чешуйках и расположенных в виде продольной линии по бокам тела, - сильно изогнута, идет под углами, а не прямая, как у проточных рыб.
Чехонь – рыба стайная и полупрохладная. Что это значит? Стаи этой рыбы могут насчитывать сотни тысяч особей. Чехонь идет плотными косяками и даже на зимовку залегает в глубокие ямы слоями. Полупрохладной ее называют за то, что рыбы совершают ежегодные перемещения из реки в море и обратно. На нерест чехонь поднимается из дельты (устья) Волги в пресную воду, вверх по реке, иногда до Твери. А затем в основной массе скатывается обратно в солоноватые воды, но далеко в море, впрочем, никогда не уходя.

…Плыть в нерест вверх, у ней влеченье,
В апрель и в май, из века в век.
Когда она в реке гуляет,
С весны до осени клюёт,
Та, рыбаков всех собирает,
Бросают всё - Чехонь идёт!
И люди все дела бросают,
Чехонь одна, лишь, в голове,
Ловлю другую забывают,
Этой рыбалкой лишь живём.
И на чехонь идёт охота,
Летом чехонь клюёт весь день.
За что, ту, любят? Спросит кто-то,
Что, день и ночь ловить не лень.
Та, в октябре уходит в ямы,
При вскрытье рек выходит, лишь.
И с голоду клюёт, та, рьяно,
Вот тут – то и ловить бежишь.
Зимой клюнет и на мормышку,
Такое есть в подлёдный лов.
Но это, правда, редко слишком,
Но будь, ты, ко всему готов.
Клюёт тогда, когда есть ветер,
Чтоб, волны были на воде,
Не обязательно с рассветом,
Чаще всего клюёт в обед.
Клюёт стремительно, с разбегу,
«Еду» заглатывает в миг,
От берега уходит в реку,
Уйти, стараясь напрямик…


Особым обилием чехони славятся низовья Волги и Днепра. В момент хода чехони весной на икромет вверх по рекам, а также осенью, во время скатывания на зимовья, происходит самый удачливый лов этой промысловой рыбы.

Снимать чехонь с крючка не просто,
Скользя, трепещет, та, в руке,
С крючка сорвётся, уже поздно,
Успеет скрыться та в реке.
А из воды, когда поднимешь,
Та сильно бьётся на крючке,
И рыбы красоту увидишь,
Какая, водится в реке.
Рыбалка, та, на спорт похожа,
Руками, ты - работаешь,
Туда- сюда резинку водишь,
Прыжки за рыбой, тут, к тому ж.
Рыба упав, стремится в воду,
За ней, вы - чтоб, не упустить.
Рукой гребёшь песок и воду,
Чехонь, стараясь зацепить.


Мясо ее нежное, сладковатое, хотя в целом рыбка очень костлявая. В основном ее вялят и коптят.
Наибольшей длины чехонь достигает примерно к 5-6-му году жизни. Это примерно полметра и чуть более, а вес она нагуливает до 1,5-2 килограммов, хотя в уловах обычно попадается «порционные» экземпляры по 100-200граммов.
Рот у чехони обращен кверху, «верхний» (как говорят ихтиологи). Это означает, что рыба приспособлена брать упавший в воду корм с поверхности. По большей части чехонь питается летающими над водой насекомыми и может даже выпрыгивать за ними из воды. Особенно это бывает заметно в разгар лета поденок – мелких крылатых насекомых, в огромной массе вылетающих разом из куколок в середине лета. Такой лет в народе зовут «метлицей», это настоящая метель. Как раз в это момент и жирует чехонь. Крупная чехонь может хищничать, поедая мальков других рыб.

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок на экологическую тему для учащихся 4-6 классов Библиотечный урок для младших школьников «Добрый мир любимых книг» Библиотечный урок для учащихся начальных классов «Книги, приносящие радость» Библиотечный урок для учащихся 4-6 класса «Окружающий мир»
Беседа в библиотеке для школьников 6-7 класса. Третьяковская галерея | Библиотечный урок в библиотеке для учащихся 4 класса. Речные рыбы
Опубликовано: 1851 день назад (28 октября 2019)
Просмотров: 1122
+38
Голосов: 38
Ольга Васильевна Яковлева # 28 октября 2019 в 22:37 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Очень понравился представленный Вами библиотечный урок о речных рыбах. Интересно, увлекательно, как всегда прекрасное оформление! Спасибо! Творческих успехов! голос
Людмила Александровна Козырева # 29 октября 2019 в 02:07 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Познавательный, красивый урок о царстве речных рыб, много интересных исторических сведений, замечательные фотографии дополняют впечатление. Творческих успехов.Голос!
Вера Анатольевна Варенцова # 29 октября 2019 в 22:42 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Замечательная разработка библиотечного урока! Отлично подобран материал о речных рыбах. Грамотно и профессионально всё оформлено, очень понравились фотографии и разнообразие информации. Спасибо за интересную и содержательную публикацию! С удовольствием голосую и желаю успехов!
Марина Дмитриевна Солодова # 30 октября 2019 в 10:17 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Познавательный и интересный материал по теме "В царстве речных рыб" Вы подготовили! Непременно голос!
Мария Анатольевна Гановичева # 31 октября 2019 в 14:11 +1
Добрый день, с интересом прочла материал о рыбах. Чехонь у нас не водится, а карп зеркальный и судак есть. У них красивейшая окраска, а увидеть их в водной среде особенно интересно. Информация о названиях рыб, среде обитания и особенностях жизни читается очень легко благодаря вашим литературным способностям. Хорошо подобраны стихотворные строки. Только фото зеркально карпа (после названия этой породы) вызывает сомнения. Я не рыбачу, но похоже на другую рыбу.
За ваш увлекательную разработку библиотечного урока отдаю свой голос, удачи в творчестве.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 31 октября 2019 в 17:52 +2
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на интересный библиотечный урок на тему "Рыбы" для 4-6 класса. Представленный Вами материал публикации может быть использован не только библиотеке, но и в школе, и в детском саду в адаптированной форме в соответствии с возрастом детей. Замечательная подборка познавательного материала о рыбах удачно дополнена качественными фотоматериалами. Все это позволит педагогам разнообразить как образовательный процесс, так и свободную деятельность детей. Голос + 1.
Ирина Николаевна Кириллова # 3 ноября 2019 в 11:45 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение! Вы, как всегда, представили чудесный материал - познавательный, интересный, красиво и со в кусом оформленный. Ваши библиотечные уроки очень увлекательны, содержат много познавательного материала. Включение в материал художественного слова только украшает и обогащает урок. С удовольствием голосую!
Лариса Борисовна Бугакова # 6 ноября 2019 в 20:11 +1
Интересный библиотечный урок.Увлекательно и познавательно.Отлично подобран информационный материал,фото и картинки.Замечательные стихи.Голос!
Вера Александровна Павлухина # 8 ноября 2019 в 18:17 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Примите голос за отличный материал.