Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интересный библиотечный урок в 6 классе

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нас окружает мир самых разнообразных вещей и техники. Дома и дороги, мосты и автомобили, телевидение, детские игрушки и межпланетные космические станции – все в этом мире создано благодаря труду и талантам инженеров. Мы привычно пользуемся всеми благами цивилизации, без которых уже трудно представить нашу жизнь, и не задумываемся о том, что все это сначала надо было придумать, сделать, а потом еще и улучшить. Инженеры делают невозможное обычным и привычным, воплощают самые смелые мечты в реальность…
Слово «инженер» происходит от латинского ingenium, что означает острый, изобретательный ум. В древности инженерами называли людей, которые возводили различные укрепления, создавали оружие и военные машины – тараны, катапульты и другие устройства. Позже так стали называть строителей городов, мостов и дорог, плотин и каналов.
Но слово «инженер» не сразу вошло в обиход. В старину людей, которых мы сегодня называем инженерами, в Англии звали капитанами, во Франции – мэтрами, в Германии – мейстерами. А у нас, на Руси, людей с острым, изобретательным умом величали розмыслами (имеется в виду – размыслить, обдумать).
Понятие «инженер» пришло в Россию во времена Петра I. Соратник царя Петра, философ и просветитель Василий Никитич Татищев так объяснил этот термин: «Ингениуры – это такие люди, которые… острый смысл имеют… к ремеслам – особливо к механике и всяким хитрым вымыслам».
Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов. Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предметам, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение нестандартно мыслить.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о русских инженерах
Библиотечный урок «Великие изобретатели и их изобретения»

Попов Александр Степанович (1859-1906),
Ученый, физик и электротехник, один из изобретателей радио


По тонкой невидимой нити,
По самой кратчайшей прямой
Бессонные птицы событий
В приёмник слетаются мой.
В техническом этом приборе
До крайности мир уплотнён –
Мгновенье от счастья до горя,
От смеха до стона – микрон.
Здесь правда, мечты, небылицы,
Здесь гимны грядущей земле,
Здесь шара земного столицы
Лежат на единой шкале.
Приёмник в любую квартиру
Скликающий материки, -
Макет современного мира,
Где так расстоянья близки.
Здесь рядом – утраты, успехи,
Синкоп и сигналов хаос,
Полярных сияний помехи,
Разряды тропических гроз.
Всё рядом на свете, всё рядом –
И мирных деяний расцвет,
И с атомным боезарядом
Тела дальнобойных ракет.
И может любое случится
На маленькой этой Земле,
Где шара земного столицы
Так близко лежат на шкале.
Приёмник! Бессонное сердце,
Поющее в звёздных мирах,
Исчисленное в килогерцах,
В коротких и длинных волнах.
Восславим же гений Попова
Для честных и творческих сил
Для мирного дела и слова
Он радио людям вручил.
Пусть крыльями плещут в мембраны
Не вороны тёмных страстей,
Не коршуны зла и обмана,
А голуби добрых вестей!
По мирному жить и трудиться
Призыв мы бросаем Земле, -
Ведь шара земного столицы
Лежат на единой шкале.
Вадим Шефнер


Мы привычно настраиваем свой радиоприемник на любимую радиостанцию, слушаем музыку, новости или прогноз погоды. Кажется, что радио было всегда. А ведь родилось радио сравнительно недавно, чуть более 100лет назад. И его рождение связано с именем русского ученого, инженера, изобретателя Александра Степановича Попова.

Я – русский человек, и все свои знания, весь мой труд, все свои достижения я имею право отдать только своей Родине… и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи», говорил сам изобретатель.
Еще в первой половине 19 века люди познакомились с замечательной возможностью передавать информацию на большое расстояние по проводам с помощью электричества. Русский ученый, дипломат и друг А.С. Пушкин, Павел Львович Шиллинг в 1832 году демонстрировал работу электромагнитного телеграфа. Телеграф был установлен в кабинете императора Николая I, в Адмиралтействе и на квартирах некоторых государственных чиновников. Изобретение считалось секретным, а сам П.Л. Шиллинг заявлял: «Быстрота, с которой распространяется свет, электричество и магнетизм, представляется как средство, чтобы передать известия с возможной поспешностью». В конце 19 столетия такие чудеса техники, как телеграф и телефон, уже входили в повседневную жизнь.

Даже в фантастическом романе Ж. Верна «Из пушки на Луну» герои сожалеют, что не привязали к своему снаряду проволоку, чтобы посылать во время полета на Землю телеграммы.
О беспроволочном телеграфе (так первоначально называли радиосвязь) приходилось только мечтать.

И вот в 1887 году немецкий ученый Г. Герц на практике сумел доказать существование таинственных электромагнитных волн, предсказанных ранее Д. Максвеллом. «Лучи Герца», электромагнитные волны – это еще и радиоволны. И первая в мире радиограмма, переданная Александром Поповым 24 марта 1896 года, состояла всего из двух слов – «Генрих Герц». Так русский изобретатель радио выразил свое уважение немецкому ученому.
Александр Степанович Попов родился в 1859 году в уральском поселке Турьинские Рудники.

Отец Степан Петрович Попов

Мать Анна Степановна Попова

А. С. Попов среди родственников

Мемориальная доска на доме в селении Турьинские Рудники, в котором провел детство А. С. Попов

Уже в детстве любил мастерить водяные колеса, механические игрушки, модели мельниц. Однажды с помощью гальванического элемента (батарейки) и звонка сделал из обыкновенных часов настоящий электрический будильник. (Звонок еще сыграет свою роль в истории радио). Неудивительно, что одноклассники по духовной семинарии назвали Александра Попова «профессор» и «математик».
Вместо одеяния священнослужителя Попов надевает студенческий мундир Петербургского университета. После обязательных лекций он вечерами спешит ы физическую лабораторию, где увлеченно, не замечая времени, проводит опыты с электричеством.

По окончании физико-математического факультета, по решению ученого совета, Попову предложили остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Но увлеченность электротехникой привела Александра Попова в город-крепость Кронштадт на должность преподавателя в Морском техническом училище и в Минном офицерском классе. Здесь он проработал почти два десятилетия.

Дом М. А. Марковой на ул. Песочной, в котором Поповы жили с 1886 по 1898 год

Дом Ф. Коновалова на Посадской улице, в который семья Поповых жила с 1998 по 1901 год
В документах на представление Попова к ордену было сказано: « А.С. Попов приобрел общее уважение и вполне заслуженную славу прекрасного профессора и серьезного ученого, чутко относящегося к развитию науки…»

Преподаватели МОК. Кронштадт, конец 1890-х

Сад бывшего Минного офицерского класса

В сквере бывшего минного офицерского класса установлен бюст А. С. Попова, открытый 12 мая 1945 года (скульптора — старшины 1-й статьи В. Чеботарёв)

Памятный знак на цехе № 3 кронштадтского Морского завода

Уже в 1889-1890 годах Александр Попов, читая лекцию морским офицерам, неоднократно воспроизводил опыты Герца и высказывал идею использовать электромагнитные волны, «лучи Герца», для передачи сигналов на расстояние без проводов. В 1894 году Попов конструирует прибор, реагирующий на электрические разряды молний – грозоотметник.

Грозоотметчик А. С. Попова (собрание Музея связи), 1895 год

Можно было «услышать» грозу задолго до того, как заклубятся над головой темные тучи. Тогда же Попов (вместе со своим помощником П.Н. Рыбкиным) заметил, что если к прибору присоединить кусок провода, то возрастает дальность и качество приема грозовых сигналов. Это было рождение первой антенны.

Демонстрация прибора Александра Попова, 7 мая 1895 года

И вот 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества Попов демонстрирует усовершенствованный прибор для приема электрических волн. О приеме сигналов извещал звонок. Теперь эта дата – 7 мая 1895 года – в нашей стране считается днем рождения радио.

Один из первых приёмников А. С. Попова (собрание Музея связи), 1895 год

Александр Степанович продолжает работать над усовершенствованием своего аппарата. И вот новая знаменитая дата (о которой мы уже упоминали) – 24 марта 1896 года. Азбукой Морзе Попов отправляет самую первую радиограмму. В ней два слова – «Генрих Герц»…

Итальянский радиотехник Гульельмо Маркони

Спустя несколько месяцев итальянец Г. Маркони получит в Лондоне предварительный патент на свое засекреченное изобретение – «Способ передачи электрических импульсов и сигналов и аппарат для этого». Лишь через год Маркони расскажет об этом устройстве своего аппарата.
Первая в мире радиограмма, отправленная Поповым, преодолела расстояние всего несколько сот метров, между химическим и физическим корпусами Петербургского университета.

Но уже вскоре это расстояние измерялось километрами. В 1897 году приемные и передающие аппараты были установлены на русских кораблях «Европа» и «Африка». Беспроводная связь надежно работала в любых метеорологических условиях и во время движения. Во время испытаний Попов отметил интересную деталь. «Наблюдалось влияние происходящего судна, записывает Александр Попов. – Так во время опытов между «Европой» и «Африкой» попадал крейсер «Лейтенант Ильин», и если это случалось… взаимодействие приборов прекращалось, пока суда не сходили с одной линии». По сути, Попов впервые описал явление радиолокации.

Крейсер «Лейтенант Ильин»

Настоящее суровое испытание пришлось пройти новому средству связи поздней осенью и зимой 1899 года. Во время осенних штормов броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» плотно сел на камни у острова Гогланд в Финском заливе.

Броненосец генерал-Адмирал Апраксин

Сразу снять броненосец с камней не удалось. Близилась зима, льды могли нанести серьезные повреждения кораблю. К тому же на острове не было обычной телеграфной связи. И тогда на помощь пришло радио. Под руководством Попова на острове Гогланд на берегу в городе Котка были установлены радиостанции. Радиомачты и антенны приходилось монтировать под шквальными порывами ледяного ветра. К началу февраля 1900 года работы были завершены. Но первая срочная радиограмма была отправлена на ледокол «Ермак».

Ледокол «Ермак» в операции спасения броненосца «Генерал - адмирал Апраксин»

Она извещала о том, что в море на льдине уносит рыбаков. «Ермак» сразу же вышел на помощь. Так благодаря радио были спасены люди.
В 1901 году А.С. Попов приглашен в Петербургский электротехнический институт, возглавлять кафедру физики, а в октябре 1905 года его единогласно избирают директором института.

Тайна записной книжки

Адмирал Степан Осипович Макаров мечтает покорить ледяные просторы Арктики. Он давал высокую оценку изобретению радиосвязи. Адмирал Макаров утверждал: «Россия главным фасадом выходит на ледовитые моря…. Как одолеть этот ледовитый океан? Нужна новая техника, принципиально новая связь. Первый ледокол вот-вот сойдет со стапелей, и к Северному полюсу – напролом. Торжество России, науки…. И без новой телеграфии, без проводов не обойтись!».

Досель не виданное дело —
Электросвязь без проводов
Продемонстрировал умело
Изобретатель наш, Попов.
Теперь известно нам, пространство —
Подвластно радиоволне
И стать опорой наших странствий
Радиосвязь сулит вполне.
И вознеслись антенны в небо,
Родился радиоэфир,
Теперь казалось: так нелепо
Что проводом окутан мир.
Не мало лет прошло и вёсен
С прошедших, памятных времён,
Но не покрыла в летах проседь
Былую славу тех имён…
…Что стали вечными в науке
И принесли открытий свет,
Вручив нам будущее в руки
И дав от прошлого завет.
Преображая облик мира,
Науки верные мужи,
Фундамент возводили смело,
А мы, надстроим этажи!
Роман Исхаков


Стремясь познать бесконечное, наука сама конца не имеет и, будучи всемирной, в действительности неизбежно приобретает народный характер.
Д. И. Менделеев


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для 5-6 класса с презентацией Библиотечный урок для школьников 5-8 класса Библиотечный урок для школьников 6-9 класса «Дорога в небо…» Библиотечный урок для школьников 4-6 класса «Русский лес – край чудес»
Библиотечный урок, 5-6 класс «Две стихии Александра Можайского» | Библиотечный урок про изобретения для учащихся 5-6 класса
Опубликовано: 1841 день назад (8 ноября 2019)
Просмотров: 1983
+51
Голосов: 51
Анжела Львовна Митрахович # 8 ноября 2019 в 13:36 +3
Понравился детальный подход к составлению материала. Информацию действительно можно использовать по усмотрению учителя. Голос
Наталья Викторовна Боголапова # 8 ноября 2019 в 14:11 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте! Вы создали очень объёмную, интересную и познавательную разработку темы. Подача материала способствует формированию чувств патриотизма и гордости за свою Родину. Примите от меня голос.
Людмила Александровна Козырева # 8 ноября 2019 в 14:56 +2
Здравствуйте. Очень хорошо рассказано о творческих и личных качествах русского изобретателя. Прекрасный пример детям достойного человека и настоящего, деятельного патриота. Спасибо. Вам голос.
Ольга Константиновна Макарова # 8 ноября 2019 в 15:58 +2
Спасибо за интересный урок "Великие изобретатели и их изобретения" Интересно, познавательно, патриотично!+1!
Татьяна Григорьевна Воробьева # 8 ноября 2019 в 22:06 +2
Инна Владиславовна! Спасибо за замечательный материал! Голос.
Ольга Васильевна Яковлева # 8 ноября 2019 в 22:08 +2
Инна Владиславовна, здравствуйте! Спасибо за приглашение! Очень интересный, познавательный, объемный материал! Творческих успехов! голос
Ирина Николаевна Кириллова # 9 ноября 2019 в 00:12 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с вашей публикацией. Очень хорошая подборка материала для классного часа патриотической направленности! Еще раз доказывает, роль специалистов библиотечного дела в воспитании подрастающего поколения! ГОЛОС!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 9 ноября 2019 в 10:16 +5
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на очередную Вашу интересную публикацию "Библиотечный урок «Великие изобретатели и их изобретения». Безусловно, материал разработки будет формировать общекультурную компетентность учащихся через восприятие литературы и решит все поставленные Вами задачи. Методическая разработка отличается глубоким изучением материала и интересной подборкой текста и фотоматериалов. Голос + 1 в копилку публикации.
Софья Владимировна Юхнина # 9 ноября 2019 в 13:37 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на библиотечный урок «Великие изобретатели и их изобретения». Вы создаёте условия для развития образного и логического мышления, воображения у школьников. Умеете заинтересовать, это очень важно. С удовольствием голосую за ВАШ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!!!
Ольга Владимировна Перковская # 9 ноября 2019 в 16:41 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Интересно и очень познавательно!
Со временем забываются заслуги великих изобретателей, а роль педагогов заключается в передаче знаний, которые носят исторический характер. Спасибо за библиотечный урок.
Елена Дмитриевна Шадрина # 9 ноября 2019 в 21:54 +2
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Ваш материал увлекателен, интересен и самое главное познавателен. Представлены хорошие фотографии, где всё наглядно видно. Цель и задачи вы реализовали в процессе урока. Благодаря этому уроку у детей будет формироваться чувство патриотизма.
Успехов Вам! Примите голос!
Елена Александровна Рыхтер # 10 ноября 2019 в 07:08 +2
Инна Владиславовна, здравствуйте!объёмная и очень познавательная разработка . доступная подача материала! формирование чувства патриотизма у детей!
Елена Викторовна Багрова # 10 ноября 2019 в 14:06 +2
Инна Владиславовна,здравствуйте!
Благодарю за приглашение на библиотечный урок «Великие изобретатели и их изобретения».
Подробный, информационный, познавательный материал с хорошим оформлением.
Как всегда, голос за проделанную работу.
С уважением!!!
Елена Юрьевна Деришева # 10 ноября 2019 в 14:23 +2
Интересный и познавательный материал. Успехов. голос.
Наталья Ивановна Маркина # 11 ноября 2019 в 21:34 +2
Спасибо за интересный библиотечный урок «Великие изобретатели и их изобретения».Примите голос!
Валентина Петровна Чурепкина # 18 ноября 2019 в 07:25 +2
Информационный блок и фотоматериалы заслуживают высокой оценки. Вам, Инна Владиславовна, ставлю "отлично" за емкую, плодотворную, профессиональную работу! Спасибо! Голос + 18. С уважением, В.П.
Валентина Николаевна Матвиенко # 19 ноября 2019 в 20:14 +5
Какие прекрасные слова:"И если не современники,то может быть потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не за рубежом , а в России открыто новое средство связи." Инна Владиславовна, спасибо за библиотечный урок! Голос!
Лариса Борисовна Бугакова # 22 ноября 2019 в 20:26 +1
Объёмно, интересно и познавательно!Хорошая подборка материала. Старые фото возвращают и знакомят с историей прошлого.Подача материала доступна,понятна.Голос!
Лариса Владимировна Валитова # 23 ноября 2019 в 09:46 +1
Голос!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 24 ноября 2019 в 09:48 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю Вас за приглашение на замечательный библиотечный урок «Великие изобретатели и их изобретения» Все очень понравилось. Увлекательно! Познавательно! Прекрасное дополнение - рубрика «Тайны записной книжки». С удовольствием голосую и желаю успеха!
Оксана Анатольевна Данильченко # 29 ноября 2019 в 09:26 +2
Голос!
Мария Анатольевна Гановичева # 1 декабря 2019 в 12:31 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Душа радовалась, читая Ваш материал. Очень грамотный, корректно составленный текст сопровождается отличными иллюстрациями. Интересно и патриотично вы рассказали об изобретателе радио А.С.Попове. И о той ситуации, что патент на изобретение принадлежит другому человеку. Школьники, да и взрослые должны знать то, что именно А.С.Попов первый в мире изобрел радио-передающее устройство. Спасибо за Ваш труд! Буду рекомендовать его к чтению ученикам старших классов.