Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Библиотечный урок про изобретения для учащихся 5-6 класса

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нас окружает мир самых разнообразных вещей и техники. Дома и дороги, мосты и автомобили, телевидение, детские игрушки и межпланетные космические станции – все в этом мире создано благодаря труду и талантам инженеров. Мы привычно пользуемся всеми благами цивилизации, без которых уже трудно представить нашу жизнь, и не задумываемся о том, что все это сначала надо было придумать, сделать, а потом еще и улучшить. Инженеры делают невозможное обычным и привычным, воплощают самые смелые мечты в реальность…
Слово «инженер» происходит от латинского ingenium, что означает острый, изобретательный ум. В древности инженерами называли людей, которые возводили различные укрепления, создавали оружие и военные машины – тараны, катапульты и другие устройства. Позже так стали называть строителей городов, мостов и дорог, плотин и каналов.
Но слово «инженер» не сразу вошло в обиход. В старину людей, которых мы сегодня называем инженерами, в Англии звали капитанами, во Франции – мэтрами, в Германии – мейстерами. А у нас, на Руси, людей с острым, изобретательным умом величали розмыслами (имеется в виду – размыслить, обдумать).
Понятие «инженер» пришло в Россию во времена Петра I. Соратник царя Петра, философ и просветитель Василий Никитич Татищев так объяснил этот термин: «Ингениуры – это такие люди, которые… острый смысл имеют… к ремеслам – особливо к механике и всяким хитрым вымыслам».
Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов. Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предметам, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение нестандартно мыслить.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о русских инженерах
Библиотечный урок «История одного изобретения»

Розинг Борис Львович, (1869 – 1933),
Ученый, инженер и изобретатель, один из создателей электронного телевидения


Науку двигают учёные,
Мечтой и знаньем окрыленные.
Идеи их берут разбег:
Изобретенья, открытия
Летят сквозь время так стремительно…


Наверняка, многие из вас смотрели замечательный фильм режиссёра В. Меньшова «Москва слезам не верит». Один из персонажей фильма, телевизионный оператор, самоуверенно заявлял, что со временем не будет ни кино, ни театра, ни книг, а будет одно сплошное телевидение. И хотя не все сбылось из этого предсказания, современную жизнь трудно представить без телевидения (Интернет – это отдельная тема).

Нам наука — это скука,
Ну не любим мы науку.
А учёным без наук —
Словно слесарю без рук.
Все учёные — таланты,
И в науке все — гиганты…


Увидеть то, что далеко, - об этом люди мечтали издавна. И придумывали сказки о волшебных зеркалах, про «наливное яблочко на золотом блюдечке». Но иногда сказочные чудеса становятся реальностью…. Телевидение – одно из самых значительных изобретений 20 века.

Борис Розинг за работой, май 1911 г.

Б. Л. Розинг и В. И. Коваленков в Ленинградской экспериментальной электротехнической лаборатории

Телевидение, как и любое сложное техническое творение, создавалось трудом, талантом и открытиями многих ученых, инженеров, изобретателей. Одно из этих славных имен – Борис Львович Розинг. Еще в июле 1907 года, - «Способ электрической передачи изображения».

Система электрической передачи изображений Б. Л. Розинга (1907 г.)

Видоизмененная система передачи изображений Б. Л. Розинга (1911 г.)

И получил привилегию (патент) № 18076. Начиналась эпоха телевидения…

Розинг родился в 1869 году в Санкт-Петербурге в семье государственного чиновника. В 1887 году юноша с золотой медалью окончил петербургскую Введенскую гимназию. Он увлекался литературой, музыкой, но любовь к точным наукам привела на физико-математический факультет Петербургского университета.

Б. Л. Розинг в студенческие годы

После окончания университета с дипломом первой степени Борис Розинг был оставлен на кафедре физики для подготовки к научной и педагогической деятельности и к профессорскому званию.

В. Л. Розинг с дочерьми Тамарой и Лидией (1906 г.)

Около двух лет Розинг занимался экспериментальной физикой, провел множество исследований и был приглашен на работу в старейшее техническое учебное заведение России – Петербургский технологический институт.

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

В эти годы Борис Львович читает лекции, проводит исследования в области магнетизма, электротехники. Но главная тема его исследования на рубеже 19-20 веков - возможность передачи изображения на расстоянии, или, как он сам говорил, электрическая телескопия.

Электронно-лучевая трубка Розинга

Телевизионный аппарат Розинга

Схема телевизионной системы с дисками Нипкова. 1 — линза; 2 — диск передающего устройства; 3 — отверстия диска; 4 —фотоэлемент; 5 — модулятор света; 6 — источник свет

В те годы уже были предложены в разных странах проекты телевизионных систем. Как правило, это были сложные электромеханические устройства. Так, немецкий изобретатель П. Нипков создал проект своего «механического телевидения». Для передачи и воспроизведения Нипков использовал особый диск с отверстиями, расположенными по спирали. Но получить четкое, качественное изображение было очень трудно.
После многочисленных опытов Розинг пришел к выводу – будущее телевидение возможно только с использованием электрических приборов. В те времена электроника делала первые шаги. В 1897 году немецкий ученый К. Браун создал электронно-лучевую вакуумную трубку – прообраз будущих кинескопов. Вот почему в некоторых европейских странах кинескопы называли «трубка Брауна».

В. Л. Розинг в Ленинградской экспериментальной электротехнической лаборатории. Перед ним — передающий аппарат, справа в большом ящике — приемный аппарат

Передающий (а) и приемный (6) аппараты Б. Л. Розинга (1911 г.)

Результатом напряженной работы стало создание в 1907 году «способа электрической передачи изображений». В отличие от многих других изобретателей телевидения, Борис Львович не только предлагал идею, но и воплощал ее в жизнь. Первая установка состояла из фотоэлементов, двух вращающихся зеркальных барабанов, принимающей электронно-лучевой трубки. На это изобретение и была выдана привилегия № 18076. Конечно, это еще не было тем настоящим телевидением, которое нам знакомо. Но работа продолжалась. Розинг усовершенствовал все элементы своей установки. Потребовалось решить много сложнейших научных и инженерных проблем.

Владимир Зворыкин в лаборатории Технологического института

Вместе со своим учеником, студентом Технологического института Владимиром Зворыкиным (в будущем - один из создателей современного телевидения) Борис Львович Розинг 9 мая 1911 года в институтской лаборатории провел первую в мире телевизионную трансляцию. Передавалось изображение неподвижных геометрических фигур. На крохотном экранчике электронной трубки возникали изображения горизонтальных и вертикальных линий, простых геометрических фигур. Кто-нибудь может улыбнуться - разве это телевидение? Но это был первый опыт телепередачи, и по тем временам получение на экране электронно-лучевой трубки даже таких простых изображений уже было важнейшим научно-техническим достижением.

Обложка брошюры Б. Л. Розинга

Страница из рукописи Б. Л. Розинга

Страница из записной книжки Б. Л. Розинга с записью о первой успешной передаче изображения

Русское техническое общество за работы «в области электрической телескопии» наградило Розинга золотой медалью и премией имени почетного члена общества К.Ф. Ссименса. Борис Львович продолжал трудиться над усовершенствованием передающего и приемного устройства, проводил исследования, читал лекции, создавал новую технику. В 1925 году он, мечтал об удивительных возможностях телевидения, писал: «Несомненно, наступит, наконец, такое время, когда электрическая телескопия распространится повсеместно…. Нам откроются тайны и богатства большей части поверхности нашей планеты, которая до сих пор скрыта под покрывающей ее водой…. Можно будет таким же образом проникнуть в расселины гор и потухшие вулканы и заглянуть внутрь твердой оболочки Земли. Врач будет в состоянии пользоваться таким электрическим глазом при исследовании внутренностей больного, находясь далеко от него. Инженер, не выходя из кабинета, будет видеть все, что делается в мастерских, в складах, на работах».
Мечты талантливого ученого и инженера стали реальностью. В нашей стране первые опытные, экспериментальные передачи телевидения начались 1 октября 1931 года. К 1936 году было проведено около 300 телепередач общим объемом почти 200 часов. Весной 1939 года на только что построенных Московском и Ленинградском телецентрах начались регулярные трансляции электронного телевидения.

Могила Б. Розинга на Вологодском кладбище, г. Архангельск

Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага.
Д. И. Менделеев
Характерную черту науки составляет именно то, что она требует сильной деятельности.
И. И. Мечников


Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница» Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы» Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии
Интересный библиотечный урок в 6 классе | Беседа в библиотеке, 4 класс. В книжной памяти – история России
Опубликовано: 1848 дней назад (1 декабря 2019)
Просмотров: 1225
+44
Голосов: 44
Нина Николаевна # 1 декабря 2019 в 14:49 +3
Как хорошо и подробно, вы Инна Владиславовна, рассказали о ученом, инженере и изобретателе, одном из создателей электронного телевидения Розинге Борисе Львовиче.
Голосую!
Удачи!
Софья Владимировна Юхнина # 1 декабря 2019 в 16:08 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте! С интересом познакомилась с библиотечным уроком про изобретения. Наполнено по содержанию интереснейшей информацией, соответствующие иллюстрации точно дополняют и украшают Вашу разработку.
Мой голос +2, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Ирина Николаевна Кириллова # 1 декабря 2019 в 19:04 +3
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Заглянула к Вам на страничку и с удовольствием освежила свой багаж знаний Вашим материалом про изобретения. Интересный и нужный материал! Всё материалы, которые вы размещаете на сайте несут нужную и глубокую информацию. Погружаясь в тему начинается экскурс по знакомым, но таким новым страницам истории. Ваши материалы всегда такие занимательные, их очень интересно читать. Спасибо! Голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 2 декабря 2019 в 09:17 +3
Инна Владиславовна, интересная публикация представлена Вами. Библиотечный урок про изобретения для учащихся 5-6 класса - полезная находка для педагогов и родителей для ознакомления детей с миром самых разнообразных вещей и техники: тем, что создано благодаря труду и талантам инженеров. Голос + 1 в копилку публикации.
Ольга Владимировна Перковская # 2 декабря 2019 в 20:54 +3
Здравствуйте, Ирина Владиславовна. Материал библиотечного урока развивает индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение и умение нестандартно мыслить. Материал интересно изложен и доступно, хотя простым для восприятия школьников 5-6 классов, материал не назовешь. Спасибо большое за приглашение.
Ольга Васильевна Яковлева # 2 декабря 2019 в 21:37 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте! Очень интересно, подробно Вы рассказали об ученом. Прекрасный фотоматериал! Творческих успехов! голос
Елена Викторовна Багрова # 5 декабря 2019 в 19:07 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на библиотечный урок про изобретения для учащихся 5-6 класса.
Информационно, занимательно, познавательно!!!
Вы способствуете формированию у учащихся интереса к изучению истории родной стьраны.
Спасибо. Голос. Успехов!
С уважением!!!
Ольга Вячеславовна Варламова # 7 декабря 2019 в 20:47 +3
Здравствуйте,Инна Владиславовна!Большое спасибо за приглашение!Материал прекрасный, доступный, интересный. Вы молодец, что формируете общекультурную компетентность учащихся через восприятие литературой. Прививаете интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам. С большим удовольствием голосую!!! Успехов Вам!!!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 7 декабря 2019 в 23:23 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю Вас за приглашение. С большим интересом знакомлюсь с циклом библиотечных уроков, посвященных изобретателям и их творениям. С удовольствием голосую и желаю успеха!
Татьяна Александровна Мальцева # 11 декабря 2019 в 16:04 +2
Здравствуйте,Инна Владиславовна!Спасибо за приглашение!Как всегда,у Вас получился замечательный библиотечный урок.Подобран интересный материал,также много фотографий.Думаю,детишки слушают Вас с раскрытыми ртами.Творческих Вам успехов!Голос!
Валентина Николаевна Матвиенко # 11 декабря 2019 в 21:26 +6
Инна Владиславовна, спасибо за библиотечный урок! Глубокое содержание! Материал изложен интересно и доступно! Работа ярко проиллюстрирована! Об этом талантливом изобретателе хочется узнать ещё больше! С удовольствием голосую!
Ольга Константиновна Макарова # 13 декабря 2019 в 14:35 +2
Познавательно, интересно, актуально!+1!Спасибо и удачи!
Елена Александровна Шашенко # 16 декабря 2019 в 11:29 +2
Здравствуйте, Ирина Владиславовна.
Материал библиотечного урока развивает индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение и умение нестандартно мыслить.
Материал интересно изложен и доступно, хотя простым для восприятия школьников 5-6 классов, материал не назовешь. Спасибо большое за приглашение.
Желаю УДАЧИ!!!
Нелли Александровна Бондаренко # 24 декабря 2019 в 07:37 +1
Здравствуйте, ознакомилась с вашей публикацией, очень интересно и познавательно. Очень подробно вы описали все детали. Желаю удачи.