Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нас окружает мир самых разнообразных вещей и техники. Дома и дороги, мосты и автомобили, телевидение, детские игрушки и межпланетные космические станции – все в этом мире создано благодаря труду и талантам инженеров. Мы привычно пользуемся всеми благами цивилизации, без которых уже трудно представить нашу жизнь, и не задумываемся о том, что все это сначала надо было придумать, сделать, а потом еще и улучшить. Инженеры делают невозможное обычным и привычным, воплощают самые смелые мечты в реальность…
Слово «инженер» происходит от латинского ingenium, что означает острый, изобретательный ум. В древности инженерами называли людей, которые возводили различные укрепления, создавали оружие и военные машины – тараны, катапульты и другие устройства. Позже так стали называть строителей городов, мостов и дорог, плотин и каналов.
Но слово «инженер» не сразу вошло в обиход. В старину людей, которых мы сегодня называем инженерами, в Англии звали капитанами, во Франции – мэтрами, в Германии – мейстерами. А у нас, на Руси, людей с острым, изобретательным умом величали розмыслами (имеется в виду – размыслить, обдумать).
Понятие «инженер» пришло в Россию во времена Петра I. Соратник царя Петра, философ и просветитель Василий Никитич Татищев так объяснил этот термин: «Ингениуры – это такие люди, которые… острый смысл имеют… к ремеслам – особливо к механике и всяким хитрым вымыслам».
Библиотечный урок для учащихся 5 - 6 классов. Материалом для составления библиотечного урока использовались энциклопедии и книги. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предметам, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях книгах и журналах, прочитав которые учащиеся могут углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение нестандартно мыслить.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам и журналам.
Оборудование: выставка книг о русских инженерах
Библиотечный урок «Две стихии Александра Можайского»
Можайский Александр Федорович (1825- 1890), русский военный деятель, контр-адмирал, исследователь и изобретатель, один из пионеров отечественной авиации
Мятежный дух свободы,
Дух океанов и морей,
Что, словно призрак, чайкой белой
Парит в безмолвной вышине
Или по гребням волн усталых
Идет к далеким берегам
И там поет о бездны тайнах
Случайных путников сердцам.
Он шепчет о морских просторах,
Стихии восхваляя мощь,
О кораблях, о горизонтах,
О том, как беззаботна ночь,
Приют, найдя у скал, чуть дремлет
И ждет, когда погаснет день
И сумерками вновь воскреснет
Ее таинственная тень.
Смеясь, он ветром пронесется,
Листву встревожит, а потом,
Звездой Полярной обернется
В пути хранящим маяком.
Да, жизнь его длинною в вечность,
И разве только иногда
Он может странником беспечным
Гулять по спящим городам,
В садах заброшенных украдкой
Внимать отверженных мольбам
И Провидения загадкой
Манить к неведомым мирам…
Звенит, гудит земля под копытами лихой тройки. Быстрее! Еще быстрее! Дорога с холма сбегает по склону, и кажется, что кони уже не касаются земли, летят…. Но взлетает, к восторгу деревенских мальчишек, большой воздушный змей, привязанный длинной веревкой к повозке. Взлетает с пассажиром. Человек, держась за веревочные петли, по воспоминаниям современников, «летал с комфортом». Но это не было развлечением, это был рискованный научный эксперимент. А говорить о комфорте вряд ли стоит – очередной полет закончился переломом ноги.
Жизнь Александра Федоровича Можайского, моряка и путешественника, инженера и ученого, могла бы послужить основой для увлекательного приключенческого романа или фильма. Две стихии было в его жизни – море и небо.
Он родился в 1825 году в небольшом приморском городке Роченсальме (ныне – г. Котка, Финляндии) Выборгской губернии в семье офицера русского флота. Продолжая семейную традицию, Александр Можайский окончил Морской кадетский корпус не только как судоводитель, но и проектировщик кораблей. Директором корпуса в то время был прославленный адмирал Иван Федорович Крузенштерн.
Адмирал Иван Федорович Крузенштерн
Осенью 1853 года лейтенант Можайский на фрегате «Диана» уходит из Кронштадта в далекое плавание к берегам Японии.
Фрегата «Диана» в бухте Симода острова Хонсю
Преодолев тысячи миль, выдержав бури у мыса Горн, пройдя просторы Тихого океана, «Диана» терпит крушение во время землетрясения и цунами в бухте Симода острова Хонсю. Русские моряки из обломков своего фрегата строят шхуну. В проектировании и строительстве шхуны принимает участие лейтенант Можайский. На этой шхуне (первом «европейском» корабле, построенном на земле Японии) часть экипажа возвращается на родину. Позже, через Камчатку и Сибирь, возвращается в Кронштадт и Можайский, совершив кругосветное путешествие.
И снова служба на кораблях Балтийского флота и Амурской флотилии, боевые походы, ведь в это время шла Крымская война (1853-1856). В 1858 году новое назначение – экспедиция в Среднюю Азию, в Хиву. И здесь, среди жарких азиатских просторов, пригодился опыт моряка. Александр Можайский организует весь «водный» путь экспедиции по Аральскому морю и реке Амударье на специально построенных для этого судах. Можайский совершил поход до Бухары и составил первое описание водного бассейна Амударьи и Аральского моря.
После заслуженных наград Можайский вновь возвращается на Балтийский флот. Он руководит постройкой винтового клипера «Всадник», установкой паровой машины и монтажом всех механизмов, а затем становится первым командиром «Всадника».
Винтовой клипер «Всадник»
И вновь резкий поворот в судьбе. Можайского назначают на «сухопутную» административную должность в Вологодской губернии. Уже в эти годы здесь, а позже и в Подольской губернии морской офицер размышляет о возможности полетов в небе. Рождается идея создания летательного аппарата тяжелее воздуха.
Можайский с увлечением изучает «секреты» полета птиц и воздушных змеев. И сам поднимается в небо (пусть и на считанные метры) на специально созданном воздушном змее. Лишь спустя 10 лет французский исследователь Майо совершит подобный полет.
Французский исследователь Майо
Можайский установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением воздуха при различных углах атаки. «Это были годы плодотворного труда по вопросам воздухоплавания», признавался позже сам Александр Федорович.
В то время идея управляемых, в отличие от аэростатов, полетов на аппаратах тяжелее воздуха горячо обсуждалась во многих странах. Можайский не сомневается – будущее принадлежит самолету. Впрочем, первую модель летательного аппарата Можайский назвал просто – «летучка».
В 1976 году в Санкт-Петербурге, в здании Манежа, А.Ф. Можайский демонстрирует свою «летучку» военным морякам и инженерам. Это была небольшая лодочка с двумя широкими прямоугольными крыльями. Было и хвостовое оперение – горизонтальный и вертикальный рули, шасси с колесами. Три воздушных винта приводила в действие часовая пружина. По сути, это была модель настоящего самолета. Демонстрация произвела большое впечатление на всех присутствующих.
Работами Можайского заинтересовалось Инженерное управление военного ведомства. Была создана специальная комиссия, выделены средства, хотя сумма невелика. Александр Федорович тратит свои скудные сбережения, ему пришлось даже продать часы, обручальные кольца, столовое серебро.
В обстановке секретности в мастерских на Военном поле в Красном Селе под Петербургом рождается первый отечественный, а может быть, и первый в мире самолет. В качестве двигателей Можайский использует три паровые машины, час двигателей внутреннего сгорания еще не пробил. Вес аппарата достигал 950 кг, а размах квадратных крыльев - 24 м.
Летним днем 1882 года состоялись летные испытания. Пилот (по некоторым данным – механик И. Голубев) занял свое место. Завращались винты – и аппарат покатился по деревянному настилу. И вот он отрывается от земли. Да, первый полет самолета Можайского с человеком на борту продолжался недолго. Но как важны эти мгновения. Это были первые мгновения авиации…. Самолет Можайского взлетел на два десятилетия раньше аэроплана братьев Райт, их полет тоже продолжался считанные секунды.
Официальных документов тогда никто не составлял. Вот почему спустя годы некоторые исследователи сомневаются – взлетал ли самолет Можайского? Современники же не сомневались – отрыв от земли был. Дорога в небо – это дорога в неизведанное, на ней встречаются и неудачи, и даже трагедии. Но человек все-таки поднялся в небо. В этом есть и заслуга русского инженера, изобретателя Можайского.
Александр Федорович после первого испытания продолжит работу. Новый самолет должен иметь более мощные двигатели. Но весной 1890 года от воспаления легких Можайский умирает. Его самолет будет храниться в сарае в Красном Селе, а потом его разберут и перевезут в имение Можайских под Вологду.
И сквозь года по-прежнему звучит для нас признание Александра Федоровича: «Я желал быть полезным своему Отечеству!»
Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник.
М. В. Ломоносов
Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.
Л. Фейербах
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок для школьников 5-6 класса «Природа - удивительная художница»
Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин
Библиотечный урок для учащихся 5-6 класса на тему: «Деревья – живые памятники природы»
Библиотечный урок для учащихся 5 - 7 классов. Тема: Энциклопедии