Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературная викторина с ответами для учащихся старших классов

Литературная викторина для учащихся 9-11 классов «Время читать!»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе и книги рекомендуемые для внеклассного чтения в старших классах.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.
Литературная викторина «Время читать!»

Если кто-нибудь рядом с вами погрузился в чтение книжки, то считайте, что его нет подле вас — он где-то в другом месте; он никак не связан с вами — он общается с другими людьми.
Карел Чапек «Как читают книги»


1. Скажите, в каком городе происходят события, описанные в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

2. Скажите, к какому жанру относится произведение Н.В. Гоголя «Шинель»?
- Повесть

3. Скажите, согласны ли вы с тем что «Вишневый сад» А.П.Чехова – комедия?
- А.П.Чехов считал пьесу «Вишневый сад» «комедией, местами даже фарсом», но в ней есть и лирические, и социально – психологические, и остродраматические элементы. Жанр «Вишневого сада» можно считать синтетическим. Так, безусловно комедийными персонажами являются Епиходов, Шарлотта, Дуняша, Яша. Они создают в произведении ряд комических положений: показывают фокусы, падают, произносят юмористические монологи. Камерная, ностальгическая интонация звучит в речах Раневской: «О, сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья…». История жизни героини исполнена драматизма: потеря мужа, сына, сложные отношения с парижским любовником. Финал пьесы печален: Раневская и Гаев расстаются с именем и забывают в закрытом доме старика - лакея Фирса.
Вместе с тем произведение воплотило лирические раздумья автора о судьбах родины, о движении исторического времени. Вишневый сад стал символом России, ее богатств, красоты, поэзии, устремленности в будущее. Следуя традициям русской реалистической драмы, Чехов считал необходимым отразить в общественной комедии дух эпохи, нравы, общие тенденции жизни. Важной характеристикой произведения стал и оптимистический тон монолога Пети Трофимова: «Вся Россия – наш сад!»
Поэтому вопрос о жанре пьесы можно считать дискуссионным.

4. С именем какой героини (имя, отчество, фамилия) в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» связана «складная песня»?
- Матрена Тимофеевна Корчагина

5. Определите жанр произведения А.П. Чехова «Дама с собачкой»
- Рассказ

6. Скажите, почему А.И. Солженицын в рассказе «Один день Иванам Денисовича» не идеализирует «даже тех лиц, которых он любит»?
- А.И. Солженицын уже в самом названии рассказ выразил авторское уважение к герою, но автор его не идеализирует. Пробыв восемь лет в ГУЛАГе, Иван Денисович приспособился к лагерной жизни, осознав, что главный враг зэку – другой зэк. Он старался оставаться человеком, но при этом знал свое место. По его мнению, в лагере важно не быть шакалом, но в, то, же время уметь позаботиться о себе: перехитрить надзирателя, «значить» нужный инструмент, подработать.
В нем говорит нутряная, кондовая уживчивость, свойственная другому литературному герою – Платону Каратаеву. Судьбу свою он правит сам, на Бога не надеется. Его жизненное кредо: «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься». Достоинство зэка измеряется глаголами с частицей «не»: «миски не лижет», «к куму не ходит стучать», «на санчасть не надеется». Это «шакал» Фетюков клянчит, попрошайничает. Иван Денисович прочно усвоил уроки выживания: «Кто кого сможет, тот того и сгложет», поэтому обманывает повара, ворует толь. В то время он делает это не только для своей, но для общей пользы: предательство и унижение для него неприемлемо. Один день, прожитый с учетом неписаного кодекса зэка, сложился удачно: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, стену клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, в обед «закосил» кашу, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. Нехитрые радости узника доставляют удовольствие читателю.
Солженицына, таки образом, интересует характер «среднего человека», не оппозиционера, не бунтаря; такой герой не будет вступать в открытую схватку с системой, как автор. Его задача – сохранить себя для семьи.

7. Вспомните, какой лагерный номер был присвоен заключенному Шахову в рассказе А.И. Солженицына «Один день Иванам Денисовича»
- Щ – 854

8. Скажите, какой троп лежит в основе художественной структуры стихотворения Ф.И. Тютчева «Природа – сфинкс…»?
- Сравнение (развернутое сравнение)

9. Скажите, в чем смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»?
- Эпиграф поэмы М.Ю. Лермонтова отсылает нас к библейскому сюжету. Во время одной из битв войны Саула почувствовали себя утомленными. Но царь сказал, что казнит всякого, кто отведет пищу, пока не отомстит врагам своим. И никто из народа не вкусил хлеба. Только сын Саула Ианофан, не знавший о заклятии отца, отведал немного меда. Перед казнью он с горечью произнес: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
Эти слова отражают несправедливость судьбы не только сына Саула, но и лермонтовского героя, который жил настоящей жизнью лишь три дня и должен был умереть во цвете лет.
Поэма М.Ю. Лермонтова начинается с рассказа о том, как после покорения Грузии Россией плененный ребенок находит приют «в стенах хранительных» монастыря. Воспитанный в семье горцев, он наследует «могучий дух его отцов»:
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал

Мцыри будет томиться «неясною тоской по стороне своей родной». Противоречие внешнего облика («и слаб, и гибок, как тростник») и внутренней силы героя составит основу романтического характера.
Готовый принять монашеский обед, послушник неожиданно совершит побег. Среди лесов, на воле, Мцыри превратится в героя народно – поэтического эпоса, вступив в схватку с барсом. После трехдневных скитаний он возвратится в монастырь, чтобы умереть. Его пламенный монолог – исповедь будет исполнен тоской по родине и свободе.
Автор утверждает справедливость восстания Мцыри против рока, богоборческого бунта героя, что находит отражение в эпиграфе.

М.Ю. Лермонтов "Мцыри" Худ. И. Тоидзе 1940 г

10. Скажите, согласны ли вы с трактовкой образа Катерины из пьесы А.Н. Островского «Гроза», предложенной Н.А. Добролюбовым в статье «Луч света в темном царстве»?
- После выхода в свет пьесы А.Н. Островского «Гроза» в печати развернулась бурная полемика. Д.И. Писарев увидел в характере главной героини внутренние противоречия и крайности, а в самоубийстве – «самое глупое средство распутать все узлы». Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» (1860) представил Катерину Кабанову как характер цельный, гармоничный, который борется с самодурной силой «темного царства», утверждает свободу ценой смерти: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В такой трактовке пьеса превращается в социально – бытовую драму. В конфликте же произведения, на наш взгляд, все сложнее.
Если предположить, что Кабаниха была бы другой, мягкой и доброй, характер Катерины все же не позволил бы ей стать счастливой в купеческом доме. «Горячее сердце» героини требует идеальной любви, которую «тихий» муж не может ей дать. Катерина превращается в трагическую героиню, поскольку главное противостояние происходит в ее душе: чувство борется с долгом. Сталкиваются две исторические эпохи: патриархальный, домостроевский быт и новый уклад жизни, свободный и прогрессивный.
Гибель героини указывает страшный путь для выхода из этого мертвого царства. Варвара и Кудряш предпочитают бегство, да и Борис, пусть и не по своей воле, спешит покинуть Калинов. Катерина не может приспособиться к условиям старой жизни, не умеет лгать – смерть избавляет ее от нравственных мучений. Таким образом, позиция А.Н. Добролюбова, на наш взгляд, не в полной мере отражает многогранный характер героини А.Н. Островского.

11. Скажите, какой город является местом действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
- Калинов

12. Скажите, каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»?
- Ямб

13. Скажите, каким термином принято обозначать обрядовые песни аналогичной тематики и содержания в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
- Свадебная

Правда, странно, что, если книжку прочитать несколько раз, она становится намного толще? Как будто при каждом чтении что-то остается между страниц. Чувства, мысли, звуки, запахи… И когда ты много лет спустя снова листаешь книгу, то находишь там себя самого — немного младше, немного не такого, как теперь, будто книга сохранила тебя между страниц, как засушенный цветок — вместе знакомого и чужого…
Корнелия Функе «Чернильная кровь»


Рекомендуем посмотреть:

Викторина с ответами по роману Булгакова "Мастер и Маргарита", 11 класс Литературная викторина с ответами, 10 класс Литературная викторина с ответами для старшеклассников Литературная викторина с ответами для 10-11 класов

Похожие статьи:

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Литературная викторина с ответами, 10 класс | Классный час для учащихся 8 класса. Время - таинственное на свете измерение
Опубликовано: 2255 дней назад (15 февраля 2018)
Просмотров: 3111
+51
Голосов: 51
Софья Владимировна Юхнина # 15 февраля 2018 в 21:43 +6
Инна Владиславовна, здравствуйте! С интересом познакомилась с литературной викториной «Время читать!»
Вы создаёте условия для развития познавательного интереса к чтению через викторину, это ЗДОРОВО! Название викторины очень ярко определяет содержание, хочется отметить, что публикация стильно, качественно, со вкусом проиллюстрирована. Примите мой первый голос и пожелание УСПЕХОВ!!!
Валентина Петровна Чурепкина # 16 февраля 2018 в 09:03 +5
Инна Владиславовна, считаю вашу работу полезной для учащихся старших классов. Литературная викторина развивает познавательный интерес к чтению, формирует общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры. Подобраны очень интересные иллюстрации к данному материалу. Мой вам голос от души +2. УДАЧИ!
Ирина Викторовна Родионова # 16 февраля 2018 в 09:27 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей работой.
Литературная викторина «Время читать!» способствует развитию интереса к чтению, умению анализировать литературные произведения. Вы выбрали для викторины сложные произведения, что говорит о большой предварительной работе.
Работа оформлена профессионально и качественно. Думаю коллеги воспользуются Вашим материалом. Вам творческих успехов! Голос!
Татьяна Анатольевна Потапова # 16 февраля 2018 в 11:31 +5
Здравствуйте. Прочитала викторину. Как и первая викторина, эта мне тоже понравилась. Название "Время читать!" надо взять девизом для школьных библиотек, потому что на сегодня это актуальная тема.Примите голос!
Елена Александровна Шашенко # 17 февраля 2018 в 04:51 +4
Инна Владиславовна, здравствуйте!
С интересом познакомилась с литературной викториной «Время читать!»
Вы создаёте условия для развития познавательного интереса к чтению через викторину, это ЗДОРОВО!
Название викторины очень ярко определяет содержание, хочется отметить, что публикация стильно, качественно, со вкусом проиллюстрирована.
Примите мой голос и пожелание УСПЕХОВ!!!
Снежана Анатольевна Колесникова # 17 февраля 2018 в 07:22 +6
Спасибо за приглашение!
Благодаря Вашей викторине на многие произведения посмотрела с другой стороны.
Викторина будет очень полезна старшеклассникам, научит их рассуждать, искать тайный смысл, который авторы прячут между строк.
Примите голос +
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 17 февраля 2018 в 18:35 +6
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Вы представили интересную викторину для старшеклассников, которая заставляет детей размышлять, высказывать свои мысли, а может даже переосмыслить какие-то современные ценности, отношение к жизни.
Я с интересом перечитала строки из литературных произведений, посмотрела иллюстрации к ним.
Большое Вам спасибо! Я думаю, что старшеклассники с огромным интересом приходят к Вам в библиотеку за книгами. Удачи Вам и успехов в деле приобщения современных детей к чтению книг!
Ольга Константиновна Макарова # 17 февраля 2018 в 18:59 +6
Викторина интересная +1! Понравилось разнообразие вопросов по литературным произведениям, удачи!
Лариса Владимировна Валитова # 17 февраля 2018 в 19:19 +9
Конечно, голос! Спасибо за пропаганду и пробуждение настоящих чувств в детях.
Галина Владимировна Павлова # 17 февраля 2018 в 20:50 +11
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Я с большим интересом познакомилась с викториной "Время читать", проверила свои знания, вспомнила школьную программу и расширила свои знания. Эта викторина до мелочей продумана, она предполагает на только припоминание содержания прочитанных произведений, но и побуждает школьников делать самостоятельно выводы по содержанию прочитанного, анализировать характер персонажей, их поступки.
Считаю данный материал очень полезным для использования в 9-11 классах. С удовольствием голосую за Вашу работу! Успехов Вам!!!
Ирина Юрьевна Ручина # 18 февраля 2018 в 16:49 +11
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Литературная викторина с ответами для учащихся "Время читать!" очень интересная, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Наталья Алексеевна Коршунова # 18 февраля 2018 в 16:54 +8
Инна Владиславовна, здравствуйте!
С интересом познакомилась с литературной викториной «Время читать!»
Вы создаёте условия для развития познавательного интереса к чтению через викторину, это ЗДОРОВО!
Название викторины очень ярко определяет содержание, хочется отметить, что публикация стильно, качественно, со вкусом проиллюстрирована.
Примите мой голос и пожелание УСПЕХОВ!!!
Ирина Владимировна Жабина # 19 февраля 2018 в 12:50 +9
Инна Владиславовна, здравствуйте! На своих встречах Вы увлекаете учащихся в интересный мир литературы. Благодаря Вашим продуманным и спланированным мероприятиям, многие из учеников захотят взять в руки книгу и читать, читать...! Инна Владиславовна, Вы через свои публикации расскрываете "секреты" приобщения учащихся к чтению художественных произведений. Литературная викторина интересная, хорошо простимулирует учащихся к мыслительной деятельности С уважением и голосом 13, И.В.
Валентина Политова # 21 февраля 2018 в 11:01 +7
Инна Владиславовна, увлекательная, интересная викторина для старшеклассников, которая заставляет думать и, главное, читать. Наверное, многие педагоги согласятся с тем, что в наше время дети мало читают. Поэтому ваша викторина - это стимул к чтению. Конечно, голос!
Ольга Васютова # 21 февраля 2018 в 19:44 +6
Инна Владиславовна, согласна с положительными отзывами коллег. Викторина стимулирует к чтению. Мой голос!
Мира Симеунович # 24 февраля 2018 в 01:22 +6
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Я с интересом прочитала викторину «Время читать!» Вы проверяете разные знания учеников: конкретные (когда спрашиваете про жанр произведения или про размер стихов), но проверяете и уровень понимания художественной литературы, их размышления, способность делать выводы или запоминать важные детали. Очень хорошо, что Ваши викторины составлены на основании школьной программы, это значит, что будут полезны ученикам. Викторина познавательная, интересная, снабжена прекрасными иллюстрациями и замечательными цитатами! Примите голос! Творческих Вам успехов!
Наталия Владимировна Пуханова # 1 марта 2018 в 22:36 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Я с большим интересом познакомилась с викториной "Время читать". Подобраны очень интересные иллюстрации к данному материалу.Вы развиваете познавательный интерес к чтению, прививаете стойкий интерес к книгам через викторину - это здорово!Примите голос и пожелания успехов!!!