Литературная викторина для учащихся 9-11 классов «Время читать!»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе и книги рекомендуемые для внеклассного чтения в старших классах.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.
Литературная викторина «Время читать!»
Если кто-нибудь рядом с вами погрузился в чтение книжки, то считайте, что его нет подле вас — он где-то в другом месте; он никак не связан с вами — он общается с другими людьми.
Карел Чапек «Как читают книги»
1. Скажите, в каком городе происходят события, описанные в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
2. Скажите, к какому жанру относится произведение Н.В. Гоголя «Шинель»?
- Повесть
3. Скажите, согласны ли вы с тем что «Вишневый сад» А.П.Чехова – комедия?
- А.П.Чехов считал пьесу «Вишневый сад» «комедией, местами даже фарсом», но в ней есть и лирические, и социально – психологические, и остродраматические элементы. Жанр «Вишневого сада» можно считать синтетическим. Так, безусловно комедийными персонажами являются Епиходов, Шарлотта, Дуняша, Яша. Они создают в произведении ряд комических положений: показывают фокусы, падают, произносят юмористические монологи. Камерная, ностальгическая интонация звучит в речах Раневской: «О, сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья…». История жизни героини исполнена драматизма: потеря мужа, сына, сложные отношения с парижским любовником. Финал пьесы печален: Раневская и Гаев расстаются с именем и забывают в закрытом доме старика - лакея Фирса.
Вместе с тем произведение воплотило лирические раздумья автора о судьбах родины, о движении исторического времени. Вишневый сад стал символом России, ее богатств, красоты, поэзии, устремленности в будущее. Следуя традициям русской реалистической драмы, Чехов считал необходимым отразить в общественной комедии дух эпохи, нравы, общие тенденции жизни. Важной характеристикой произведения стал и оптимистический тон монолога Пети Трофимова: «Вся Россия – наш сад!»
Поэтому вопрос о жанре пьесы можно считать дискуссионным.
4. С именем какой героини (имя, отчество, фамилия) в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» связана «складная песня»?
- Матрена Тимофеевна Корчагина
5. Определите жанр произведения А.П. Чехова «Дама с собачкой»
- Рассказ
6. Скажите, почему А.И. Солженицын в рассказе «Один день Иванам Денисовича» не идеализирует «даже тех лиц, которых он любит»?
- А.И. Солженицын уже в самом названии рассказ выразил авторское уважение к герою, но автор его не идеализирует. Пробыв восемь лет в ГУЛАГе, Иван Денисович приспособился к лагерной жизни, осознав, что главный враг зэку – другой зэк. Он старался оставаться человеком, но при этом знал свое место. По его мнению, в лагере важно не быть шакалом, но в, то, же время уметь позаботиться о себе: перехитрить надзирателя, «значить» нужный инструмент, подработать.
В нем говорит нутряная, кондовая уживчивость, свойственная другому литературному герою – Платону Каратаеву. Судьбу свою он правит сам, на Бога не надеется. Его жизненное кредо: «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься». Достоинство зэка измеряется глаголами с частицей «не»: «миски не лижет», «к куму не ходит стучать», «на санчасть не надеется». Это «шакал» Фетюков клянчит, попрошайничает. Иван Денисович прочно усвоил уроки выживания: «Кто кого сможет, тот того и сгложет», поэтому обманывает повара, ворует толь. В то время он делает это не только для своей, но для общей пользы: предательство и унижение для него неприемлемо. Один день, прожитый с учетом неписаного кодекса зэка, сложился удачно: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, стену клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, в обед «закосил» кашу, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. Нехитрые радости узника доставляют удовольствие читателю.
Солженицына, таки образом, интересует характер «среднего человека», не оппозиционера, не бунтаря; такой герой не будет вступать в открытую схватку с системой, как автор. Его задача – сохранить себя для семьи.
7. Вспомните, какой лагерный номер был присвоен заключенному Шахову в рассказе А.И. Солженицына «Один день Иванам Денисовича»
- Щ – 854
8. Скажите, какой троп лежит в основе художественной структуры стихотворения Ф.И. Тютчева «Природа – сфинкс…»?
- Сравнение (развернутое сравнение)
9. Скажите, в чем смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»?
- Эпиграф поэмы М.Ю. Лермонтова отсылает нас к библейскому сюжету. Во время одной из битв войны Саула почувствовали себя утомленными. Но царь сказал, что казнит всякого, кто отведет пищу, пока не отомстит врагам своим. И никто из народа не вкусил хлеба. Только сын Саула Ианофан, не знавший о заклятии отца, отведал немного меда. Перед казнью он с горечью произнес: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
Эти слова отражают несправедливость судьбы не только сына Саула, но и лермонтовского героя, который жил настоящей жизнью лишь три дня и должен был умереть во цвете лет.
Поэма М.Ю. Лермонтова начинается с рассказа о том, как после покорения Грузии Россией плененный ребенок находит приют «в стенах хранительных» монастыря. Воспитанный в семье горцев, он наследует «могучий дух его отцов»:
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал
Мцыри будет томиться «неясною тоской по стороне своей родной». Противоречие внешнего облика («и слаб, и гибок, как тростник») и внутренней силы героя составит основу романтического характера.
Готовый принять монашеский обед, послушник неожиданно совершит побег. Среди лесов, на воле, Мцыри превратится в героя народно – поэтического эпоса, вступив в схватку с барсом. После трехдневных скитаний он возвратится в монастырь, чтобы умереть. Его пламенный монолог – исповедь будет исполнен тоской по родине и свободе.
Автор утверждает справедливость восстания Мцыри против рока, богоборческого бунта героя, что находит отражение в эпиграфе.
М.Ю. Лермонтов "Мцыри" Худ. И. Тоидзе 1940 г
10. Скажите, согласны ли вы с трактовкой образа Катерины из пьесы А.Н. Островского «Гроза», предложенной Н.А. Добролюбовым в статье «Луч света в темном царстве»?
- После выхода в свет пьесы А.Н. Островского «Гроза» в печати развернулась бурная полемика. Д.И. Писарев увидел в характере главной героини внутренние противоречия и крайности, а в самоубийстве – «самое глупое средство распутать все узлы». Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» (1860) представил Катерину Кабанову как характер цельный, гармоничный, который борется с самодурной силой «темного царства», утверждает свободу ценой смерти: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В такой трактовке пьеса превращается в социально – бытовую драму. В конфликте же произведения, на наш взгляд, все сложнее.
Если предположить, что Кабаниха была бы другой, мягкой и доброй, характер Катерины все же не позволил бы ей стать счастливой в купеческом доме. «Горячее сердце» героини требует идеальной любви, которую «тихий» муж не может ей дать. Катерина превращается в трагическую героиню, поскольку главное противостояние происходит в ее душе: чувство борется с долгом. Сталкиваются две исторические эпохи: патриархальный, домостроевский быт и новый уклад жизни, свободный и прогрессивный.
Гибель героини указывает страшный путь для выхода из этого мертвого царства. Варвара и Кудряш предпочитают бегство, да и Борис, пусть и не по своей воле, спешит покинуть Калинов. Катерина не может приспособиться к условиям старой жизни, не умеет лгать – смерть избавляет ее от нравственных мучений. Таким образом, позиция А.Н. Добролюбова, на наш взгляд, не в полной мере отражает многогранный характер героини А.Н. Островского.
11. Скажите, какой город является местом действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
- Калинов
12. Скажите, каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»?
- Ямб
13. Скажите, каким термином принято обозначать обрядовые песни аналогичной тематики и содержания в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
- Свадебная
Правда, странно, что, если книжку прочитать несколько раз, она становится намного толще? Как будто при каждом чтении что-то остается между страниц. Чувства, мысли, звуки, запахи… И когда ты много лет спустя снова листаешь книгу, то находишь там себя самого — немного младше, немного не такого, как теперь, будто книга сохранила тебя между страниц, как засушенный цветок — вместе знакомого и чужого…
Корнелия Функе «Чернильная кровь»
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами по роману Булгакова "Мастер и Маргарита", 11 класс
Литературная викторина с ответами, 10 класс
Литературная викторина с ответами для старшеклассников
Литературная викторина с ответами для 10-11 класов
Похожие статьи:
Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами