В мире книжных сокровищ
Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину Русская литература 20 века. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе рекомендуемые для внеклассного чтения в 10 – 11 классах.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.
В мире книжных сокровищ 20 века
Литература рождается из глубины народной души.
Адам Мицкевич
1. Из какого произведения, какого автора взяты приводимые отрывки? Какую роль играет в процитированном произведении мотив «плаката»? кого пародирует автор во втором упоминании о плакате в четвёртом отрывке?
а. Но я уже видел, что жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повышенными на стене для красоты.
б. По ночам, когда Матрена уже спала, а я занимался столом, - редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далекий шум океана, шорохом тараканов за перегородкой. Но я свыкся с ним, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи. Шуршанье их – была их жизнь.
И с грубой плакатной красавицей я свыкся, которая со стены постоянно протягивала мне Белинского, Панферова и еще стопу каких-то книг, но – молчала.
Я совсем свыкся, что было в избе Матрены.
в. И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила, что, проснувшись когда-то ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму), – фикусы вынесли из избы. Чисто вымели полы. Тусклое Матренино зеркало завесили широким полотенцем старой домашней вытоки. Сняли со стены праздные плакаты. Сдвинули мой стол. И к окнам, под образа, поставили на табуретках гроб, сколоченный без затей.
г. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
- Приведен отрывок из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Плакат – одновременно символ советской показухи и некий «эрзац» иконы. В филиале рассказа (фрагмент «г») образ Матрены – праведницы (первоначальное заглавие рассказа «Не стоит село без праведника») освобождает от «советской» шелухи, и потом плакат не упомянут. В отрывке «б» пародируются знаменитые строки Н.А. Некрасова о том, что «народ» «Белинского и Гоголя с базара понесет»
2. Согласно теории филолога Юрия Тынянова, «периферийные» жанры стремятся вытеснить «центральные» и занять их место. Так развивается литература (ср. у Тынянова в статье «Литературный факт»: «Вся революционная суть пушкинской «поэмы» «Руслан и Людмила» была, «не поэма»; претендентом на место героической «поэмы» оказывалась легкая «сказка» 18 века, однако за эту свою легкость не «извиняющаяся»). Какой «не поэмный», «периферийный» жанр лежал в основе поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин»?
- Стихотворение газетный фельетон. Как известно, первые, не вошедшие в окончательную редакцию главы поэмы, которые тогда не предполагалось объединить в цельный текст, Твардовский публиковал в качестве стихотворных фельетонов еще во время финской войны.
3. Какому поэту посвящены стихотворения Марины Цветаевой, фрагмент которого приведен ниже?
Давно бездействует метла,
И никнут льстиво
Над музой царского Села
Кресты крапивы.
- Анне Ахматовой
4. Определите, чей портрет дан в следующем фрагменте:
В его позе было что – то вызывающее, надменное и презрительное и в то же время в высшей степени жалкое и комическое, потому что чем внушительнее становилась его польза, тем ярче выступали на первый план его короткие брюки, куцый пиджак, карикатурный нос и вся его птичья, общипанная фигура.
- Речь идет о еврее Соломоне из повести А.П. Чехова «Степь»
5. Начало, какого произведения пародируется в следующем фрагменте сказки Корнея Чуковского «Крокодил»?
Там наши братья, как в аду, -
В зоологическом саду.
О, этот сад, ужасный сад!
Его забыть я был бы рад.
- Начало поэмы Велимира Хлебникова «Зверинец»:
«О, Сад, Сад!
Где железо подобно отцу, напоминающему кровопролитную схватку»
6. Печатая это стихотворение (кто его автор?), советские издания предпочли выбросить одну строфу. Одну строфу не печатали и эмигрантские издания. Какую?
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской Церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяненная блудница,
Не знала, кто берет ее,
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Осень 1917
- В книге Анны Ахматовой «Подорожник», вышедшей в советской России, это стихотворение опубликовано без второй строфы (в дальнейшем перепечатывалось без двух первых строф). В эмиграции это стихотворение иногда перечитывали по первой публикации (в газете «Воля народа», 1918, 12 апреля) – без последней строфы.
7. Как соотносятся между собой эти два фрагмента?
а. По улице бежит Иван Приблудный. В зубах у него шницель. Ночь.
б. Как ни был расстроен Иван (Бездолный), все же его поражала та сверхъестественная скорость, с которой происходила погоня. И двадцати секунд не прошло, как после Никитских ворот Иван Николаевич был уже ослеплен огнями на Арбатской площади. Еще несколько секунд, и вот какой – то темный переулок с покосившимися тротуарами, где Иван Николаевич грохнулся и разбил колено.
- По –видимому, никак. Фрагмент «а» взят из записных книжек Ильи Ильфа, фрагмент «б» - из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
8. Что объединяет все эти заглавия? Какое заглавие выбивает из ряда?
а. «Радуница»
б. «Вечер»
в. «Тихие песни»
г. «Камень»
д. «Стихи о Прекрасной Даме»
е. «Пепел»
- Все это заглавия первых авторских книг:
а. Сергея Есенина
б. Анны Ахматовой
в. Иннокентия Анненского
г. Осипа Мандельштама
д. Александра Блока
Заглавие «Пепел» носила вторая книга стихов Андрея Белого.
9. Кого пародирует И. Сельвинский в приводимом ниже стихотворении? Как вы об этом догадались?
Над Невой (та тата) вьюга
Об (тата татата) лицо
Моя (тата тата) подруга
На (татата тата) крыльцо
И вот (тата тата) улиц
Под (тата тата) метель
Я (тата татата) сутулясь
И (татата та) не те ль?
О (тата тата) вечер
О (тата та) черты
И (татата тата) свечи
То (тата татата) ты.
- И. Сельвинский пародирует Александра Блока. Имитируются блоковские рифмы, а также типичная для Блока ритмико – синтаксическая организация стиха. Кроме того в пародии И. Сельвинского отчетливо намечены лирические мотивы и образы книги Блока «Снежная маска».
Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом.
Ж. Бюффон
Рекомендуем посмотреть:
Литературно - музыкальная гостиная, посвященная творчеству Есенина для 10-11 класса
Литературный вечер для старшеклассников с презентацией. Конквистадор Николай Гумилёв
Сценарий литературного вечера для старшеклассников к 100-летию со дня смерти Толстого
Внеклассное мероприятие по литературе для 10-11 класса. Творчество Блока