Внеклассное мероприятие «Тайна за семью печатями»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Чуть меньше тысячи лет назад, в 12 веке, в Европе появилась удивительная посуда, совсем не похожая на хорошо известные прежде тарелки и чашки из обожженной глины. Посуда была необыкновенно тонкой, вдобавок ее украшали яркие, удивительные изображения – какие – то невиданные птицы, рыбы, драконы; к тому же она звенела, словно была сделана из металла. Эту посуду вместе с другой богатой добычей привозили с Ближнего Востока рыцари, возвращающиеся домой из крестовых походов.
Желая узнать, из какого неведомого материала изготовлены эти тарелки, чаши, блюда, вазы, крестоносцы расспрашивали восточных торговцев, но те знали лишь, что они привезены из далекой страны, называвшейся Китаем. До него годы пути, на котором надо преодолеть бескрайние пустыни, высокие горы, широкие реки. Начав долгое путешествие в Китае, эта посуда передавалась, словно эстафета: одни купцы доставляли ее до определенного места и перепродавали другим, те двигались дальше, и перепродавали третьим, а цена товара от этого все росла и росла. Пришло время, путь в Китай разведали и сами европейцы. Они пытались выведать, как делают эту необыкновенную посуду китайские мастера, но те тщательно хранили свои секреты. А разгадать их очень хотелось, чтобы наладить в Европе собственное производство. Изучали осколки, пробуя определить их состав, проводили различные опыты, но все было тщетно. Однако со временем нашлись люди, в том числе и у нас в России, сумевшие понять, как изготавливается этот удивительный материал, называемый фарфором. История у него очень длинная и любопытная….
Материалом для составления мероприятия послужил энциклопедии, журналы и литература о фарфоре. Внеклассное мероприятие «Тайна за семью печатями» можно использовать для учащихся 6 - 8 классов. На уроках технологии, в летнем школьном лагере, а также любой учитель может использовать представленный материал в самой разнообразной форме.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о том, что было скрыто за семью печатями.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об энциклопедиях, книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о том, как появилась удивительная фарфоровая посуда, которая вводит нас в прекрасный, прекрасный мир…
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, книгам и журналам. Познакомить учащихся с историей появления фарфора, как изготавливается этот удивительный материал…
Оборудование: Выставка книг о фарфоре.
Внеклассное мероприятие «Тайна за семью печатями»
Первым из европейцев, побывавшим в Китае и рассказавшим о том, что он там видел, был венецианец, Марко Поло, родившийся в 1254 году. В путь он отправился вместе с отцом и дядей, когда ему исполнилось 17 лет.
Марко Поло. Веницианская мозаика
Братья Поло были богатыми купцами и путешествовали по торговым делам: покупали товары в одних землях, снаряжали караван для доставки в другие края, где с выгодой продавали, покупали там новые товары, двигались дальше, потом еще дальше, чтоб, наконец, с большой прибылью вернуться в Венецию.
Путешествие братьев Поло на Восток. Фрагмент средневековой миниатюры
Новое путешествие братья Поло вместе с юным Марко начали в 1271 году, и оно растянулось надолго. Сначала венецианцы плыли по Средиземному морю, потом долиной реки Тигр добрались через Багдад до Басры – портового города Персидского залива. Здесь путешественники снова сели на корабль и доплыли до города Ормуз, стоящего на побережье напротив мыса, отделяющего Персидский залив от Оманского. Дальнейший их маршрут пролегал по суше. Трудными, длинными караванными дорогами, через степи и пустыни венецианцы добрались до предгорий Памира. Наконец, уже через несколько лет, путешественники оказались во временной походной ставке хана Хубилая, находившейся к северу от Ханбалыка, как монголы именовали теперешний Пекин.
Хан Хубилай
Во время предыдущего путешествия братьям Поло уже приходилось встречаться с Хабилаем, внуком Чингисхана и владыкой огромной монгольской империи, к которой он присоединил Китай. Хан встретил венецианцев радушно и с почетом. Особенно же ему приелся по душе сметливостью и обходительностью молодой Марко Поло, уже научившийся объясняться с монголами без переводчика и писать на их языке.
Так началась долгая служба Марко Поло при ханском дворе. В то время как отец и дядя продолжали заниматься в Китае торговлей, пополняя свою казну, молодой венецианец выполнял одно поручение хана за другим, причем так успешно, что влияние его быстро росло.
Проходил год за годом, венецианцы жили при дворе великого хана уже почти два десятилетия. Старшие Поло за это время во много раз приумножили свой капитал, собрав множество драгоценных камней и слитков. А Марко Поло, ставший уже зрелым мужчиной, побывал в десятках китайских городов – и на востоке, и на севере, и на границе с Индией. Видел, как китайцы ткут шелковые материи и варят соль, как строят каменные мосты с высокими сводами, под которыми проходят корабли, как разводят золотых рыбок, и еще очень многое…
Но пришло, наконец, время, когда, затосковав по родным местам, венецианцы стали просить Хубилая отпустить их домой. Разрешение на это хан, привязавшийся к ним. Дал с большой неохотой. В 1295 году путешественники вернулись на родину. Они не были в родном городе без малого четверть века.
Несмотря на все превратности обратного пути, растянувшегося на три года, Марко Поло сумел сохранить и привезти домой в целости и сохранности немало китайских фарфоровых чашек и ваз. Венецианцы восторгались их необыкновенной красотой и изяществом, удивлялись их росписи, расспрашивали, как их делают. Разумеется, любознательный путешественник, когда был в Китае, и сам пытался проникнуть в тайну изготовления фарфора.
Тайна записной книжки:
Марко Поло довелось побывать в одном из тех городов, где производился китайский фарфор. «Есть в этой области город Тинуги, - рассказывал он впоследствии в своей «Книге». – Делают там большие и маленькие фарфоровые чашки…
Древнейшее изделие из протофарфора (примитивного фарфора)
Их тут много, и они дешевы.… Приготовляют их следующим образом… Собирают особого рода землю, как бы из руды, складывают ее большими кучами и оставляют на ветру, под дождем и солнцем в течение тридцати или сорока лет. За это время земля так очищается, что из нее можно приготавливать посуду; они окрашивают ее, в какую краску хотят, потом обжигают в печах».
В описании, оставленном Марко Поло, в принципе, все верно: для фарфора и в самом деле нужна особая «земля», а точнее, особая глина. И действительно, фарфоровые изделия нужно обжигать в печах. Но в тонкости, которые, собственно, и составляли великую тайну изготовления китайского фарфора, венецианца, конечно, никто не посвятил. Как бы то ни было, Марко Поло стал первым из европейцев, кто узнал о производстве фарфора хоть что – то. А фарфоровые изделия, привезенные им в Венецию, независимо ото всех других собранных им ценностей, сделали его баснословно богатым человеком. Ведь фарфора в Европе было тогда еще очень мало, и ценился он невероятно дорого. Так что драгоценной китайской посуды было у Марко Поло больше, чем у иных королей, и значит, стал он богаче монархов…
Фарфор Европы.
Чаша работы мануфактуры Сен-Клу. Мягкий фарфор. 1700 - 1710 годы
Начиная с 16 – 17 веков китайского фарфора в европейских странах становилось все больше. К этому времени португальские, а вслед за ними и голландские моряки нашли дорогу в далекие азиатские страны, в том числе и Китай. С тех пор европейцы стали торговать с Китаем напрямую.
Транспортировка фарфора
Транспортировка фарфора
Среди других китайских товаров торговые люди с особым удовольствием закупали и фарфоровую посуду. Конечно, европейские торговцы тоже пытались разузнать у китайских продавцов, из чего она делается, но те и сами не ведали. Ответы были самыми фантастическими: утверждали, например, что фарфор изготавливают из той же глины, из какой сделаны… Солнце и Луна.
В Европе фарфор по – прежнему был очень дорог – слишком долог был морской путь до Китая, пролегающий вокруг Африки, Индии, Азии, да еще и опасен из – за частых штормов. Но чем роскошнее становились дворцы европейских монархов, тем больше требовалось им фарфоровых изделий. Не отставали от них герцоги, графы, да и просто богатые люди. Причем фарфор служил не только столовой посудой – его выставляли напоказ, словно в музее, подчеркивая этим богатство хозяина.
Фарфоровое блюдо династии Цин
Видя, каким необыкновенным спросом пользуется китайский фарфор, итальянские и французские гончары уже с 16 века пытались изготовить хоть что – нибудь похожее на него. В конце концов, европейские мастера научились делать достаточно тонкую глиняную. Посуду, покрывая ее белой глазурью и расписывать красками. Внешне такая посуда выглядела неплохо, и все – таки до тонкого, едва ли не полупрозрачного, звонкого фарфора было ей далеко. Не столь яркими были и краски росписи. Подделка сразу же обнаруживалась, стоило только такую посуду разбить. Ведь у китайских тарелок или чашек излом был белым, как и весь фарфор, а у глиняной посуды с белой глазурью – «слоеным»: коричневатая глиняная середина и белая глазурь с обеих сторон.
Уже во второй половине 16 века во Флоренции была изготовлена посуда, еще больше похожая на настоящий китайский фарфор. Делали ее из смесей, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. Кроме того, к этой массе добавлялись гипс и глина. После обжига в печи посуда, сформованная из такой массы, получалась белой и блестящей, на вид не хуже китайской. Ее стали называть «фарфор Медичи», поскольку мануфактура для производства такой посуды была основана по воле владыки Флоренции герцога Франческо Медичи.
Спустя век такую же посуду стали выпускать во Франции, в городе Руане. Но и той и другой не хватало твердости, какой отличается подлинный фарфор. Ложки и вилки оставляли на ней царапины. Больше того, посуда легко разламывалась на куски. Только оставалось, что любоваться ею. Поэтому и флорентийскую, и руанскую посуду стали называть искусственным, или мягким, фарфором. Изделия из него расписывали яркими красками и ставили в шкаф.
Майолика итальянская
Андреа делла Роббиа. Майоликовые рельефы на фасаде Оспедале
дельи Инночести (приюта для подкидышей во Флоренции. 15 век)
Однако мягкий фарфор оказался далеко не единственным достижением европейских гончаров: они освоили производство качественной посуды, которая была не только красивой, но и вполне пригодной для практического использования. Некоторые из ее образцов на взгляд почти неотличимы от фарфора. Но все – таки это не фарфор, а майолика и фаянс.
Наверняка такие названия всем знакомы. Между тем не все знают, что они означают и в чем, собственно, состоят различия между фаянсом, майоликой и фарфором. А ведь и в наши дни все эти три типа посуды мирно соседствуют друг с другом. Майолика – это керамическая посуда с твердым пористым черепком из обожженной глины, покрытая непрозрачной и блестящей оловянно – свинцовой глазурью. Эту посуду расписывали огнеупорными красками по сырой глазури, а потом обжигали. Вполне возможно, что название посуды происходит от испанского острова Мальорка в Средиземном море. Дело в том, что именно через этот остров первые образцы подобной посуды были завезены в Европу из арабских стран, а уже потом европейцы научились делать майолику и сами.
Тайна записной книжки:
Особенного успеха в производстве фаянса добились голландские мастера. В маленьком городке Делфте уже в 17 веке научились изготавливать великолепные изразцы, а также посуду с тонкими стенками, покрытыми блестящей глазурью, столь совершенного качества, что отличить ее от фарфора было почти невозможно. И посуда, и изразцы украшались тонкой росписью, обычного синего цвета, которая представляла собой настоящие художественные миниатюры с сюжетами из Библии или античной мифологии, из повседневной жизни маленькой трудолюбивой страны.
Плитка с изображением пророка Илии. 1658 год
Преобладали, однако, голландские мотивы, и поэтому на делфтской посуде часто изображались конькобежцы на скованных льдом каналах, корабли под парусами и, конечно, знаменитые ветряные мельницы, издавна ставшие символом страны.
Фарфоровая лавка. Ок. 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге
Краски на фарфоре
А как изделия из фарфора расписывались красками?
Рисование по поверхности до глазури. Ок. 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге
Ведь чаши, блюда, вазы были украшены изображениями птиц, цветов, драконов. Как удавалось сохранить краски яркими? Для европейцев, пытавшихся разгадать секрет фарфора, это тоже оставалось загадкой из загадок…
Ручная работа и украшение. Ок. 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге
Китайские мастера за многие века отработали два метода росписи. Один – подглазурная роспись. Рисунок наносился на сосуд, еще не покрытой глазурью. Для росписи использовались специальные керамические краски, основу которых составляли окислы металлов. Медь давала зеленый цвет, марганец – фиолетовый, золото – розовый, иридий – черный, медь с толченым рубином – красный цвет, а кобальт – синий.
Студия эмалирования
Нанесение глазури
Такие краски предварительно растирались, к ним добавлялся стекловидный легкоплавкий порошок, разведенный на скипидаре. Сам же рисунок наносился на фарфор тонкой кисточкой. После этого ваза, чаша или блюдо покрывались глазурью и вторично обжигались при температуре 1200 – 1400 С.
Малые муфельные печи
Загрузка печей
В печи глазурь расплавлялась и покрывала все изделие ровным стекловидным слоем, а сквозь глазурь просвечивали краски нанесенной ранее росписи.
Позже был изобретен другой вид росписи, более красочный, - надглазурная роспись. Для нее использовались эмалевые краски, представлявшие собой сплавы свинца, олова и окислов некоторых металлов с бурой, стекольным порошком и кварцем. Окислы металлов придавали таким сплавам различную окраску. Изобретение надглазурной росписи дало возможность значительно обогатить рисунки на фарфоре: появились зеленый, синеватый, фиолетовый, желтый, пурпурный и коричневый оттенки.
Заранее приготовленные эмалевые сплавы при необходимости разбивались на мелкие куски, а затем растирались в порошок в ступке. Таким порошком и наносили узор на глазурь полностью готовой, уже обожженной при высокой температуре посуды. А затем посуду приходилось обжигать еще раз.
Поскольку эмалевые смеси более легкоплавкие, чем стекловидная глазурь, температура вторичного обжига расписанного фарфорового изделия для закрепления красок требовались относительно невысокая. При этом глазурь лишь слегка расплавлялась, и нанесенные на нее краски прочно соединялись с поверхностью посуды. А если бы эмалевые краски обжигались при высокой температуре, они бы сильно потускнели, потеряли свой цвет. Вторичный обжиг тоже проводится в муфельных печах, но продолжается он меньшее время, и температура в печи была значительно ниже…
Словом, весь производственный процесс китайский фарфоровой индустрии был достаточно сложным. В нем участвовали многие мастера, и существовало разделение труда. Они обрабатывали фарфоровый камень и каолин, другие формировали будущие изделия на гончарных кругах, третьи вели обжиг, четвертые расписывали фарфор красками.
Добыча и обработка фарфорового китайского камня
Формирование изделия на гончарных кругах
Формирование изделия на гончарных кругах
Отработан этот процесс был долгими десятилетиями упорной работы, когда постепенно, что называется, на ощупь определялись и наилучший состав фарфоровой массы, глазури, красок для росписи, и температурный режим обжига, да и само устройство печи, способной давать огромные температуры.
Конечно, для получения отменного фарфора каждый из мастеров должен быть специалистом своего дела, действовать в полном взаимопонимании с другими мастерами. Учиться этому приходилось долгие годы, десятилетия. В сочетании с поразительным трудолюбием китайского народа все это и позволило, в конце концов, создать высокохудожественный фарфор, слава о котором пошла по всему свету.
Тайна записной книжки:
Китайская фарфоровая клетка для сверчков
Работа китайских фарфоровых мастеров была очень тяжелой, жили они в бедности и лишениях, а сама их жизнь в глазах властелинов не представляла никакой ценности. Однако, в период династии Мин, пришедший на 14 – 17 века, положение китайских фарфоровых мастеров немного улучшились. Если до этого все они приравнивались к людям «низкого ремесла», то теперь некоторые мастера благодаря своему искусству приобрели известность, создали свои школы, обучаться в которых молодежь почитала за честь. В честь самых знаменитых мастеров даже слагались стихи. В конце 16 – начала 17 века славились мастера Чжоу Дань–цюань и Сяо Нань–цзе. В этот же период были известны сестры Да Сю и Сяо Сю, производившие фарфоровые шкатулки для… сверчков, поскольку бои сверчков стали для знати модной забавой.
Китайская фарфоровая клетка для сверчков
Европейским мастерам секрет китайского фарфора долго никак не давался, Ну а в наши дни все тонкости его производства, конечно, хорошо известны. Сегодня фарфор по – прежнему в почете; правда, стал он, конечно, значительно дешевле и проще: современный сервиз не сравнить с посудой, исполненной в стиле барокко или рококо. Но по – прежнему фарфор красив своей особенной красотой и по – прежнему отзывается мелодичным, радующим слух звоном.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию»
Сценарий праздника «Осенние посиделки» для 5-6 классов
Сценарий игры по станциям для 6 - 7 классов
Зимние олимпийские игры, 6-7 класс
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие 6, 7 класс
Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК
День здоровья в школе. Сценарий