Ознакомление детей 5-7 лет с некоторыми единицами длины, объема, массы
Обучение измерению условными мерками позволяет подвести детей к осознанию значения общепринятых мер
Методика ознакомления с единицей длины – метр
В работе с детьми дошкольного возраста целесообразнее введение единиц длины — начинать с метра, т.к. метр — более крупная единица измерения, чем сантиметр, поэтому процесс измерения становится более «зримым» для детей.
Последовательность ознакомления
1. экскурсия в промтоварный магазин:
• наблюдение за действиями продавца по отмериванию покупателям нужного числа метров ткани;
• рассматривание линейки длиной 1 м
(метром называется не сама линейка, а ее длина, которая служит единицей измерения) ;
• демонстрация продавцом способа измерения ткани метром
(«Вот смотрите, дети, какой длины кусок ткани я отмерила. В нем 6 метров»);
• сравнение детьми ширины разных тканей на глаз и проверку результатов метровой линейкой
(ширина шелка меньше метра, а ширина - шерсти больше метра);
• покупка ткани
(2 м), ленты
(3 м), тесьмы
(4 м) на платья куклам.
2. беседа после экскурсии
(Что видели в магазине? Что и когда покупали их родители или они сами? Где еще применяется измерение с помощью метра? Зачем нужна одинаковая для всех мерка — метр?)
3. Рассматривание линейки-метра:
• Как называется эта мерка?
• Почему?
• Где вы ее видели?
• Людям каких профессий она нужна?
4. Практическая деятельность:
• обследование метровой линейки;
• сравнение разных по виду метров
(складной, деревянный, металлический) путем наложения;
• упражнение детей в измерении метром
(измерить длину дорожки, длину и ширину грядки в огороде и т. д.)
Методика ознакомления с единицей длины – сантиметром
1. подвести детей к мысли, что не всегда удобно измерять метром
(например, мелкие предметы);
2. продемонстрировать модель сантиметра
(полоска длиной 1 см), пояснить, что это тоже общепринятая мерка, которая называется «сантиметр»
(«Что можно измерить сантиметром?»);
3. обследовать новую мерку
(взять в руки, провести пальцем, сравнить с метром);
4. показать линейку с сантиметровой шкалой без цифр, предложить наложить сантиметровые полоски
(модели сантиметра) на шкалу линейки, подсчитать их количество;
5. упражнять в измерении самодельной линейкой размеров мелких предметов, геометрических фигур и др., используя подсчет количества отрезков;
6. предложить для удобства расставить цифры
(«Считать деления каждый раз долго и неудобно, поэтому их можно обозначить цифрами») и измерить отрезки;
7. рассмотреть фабричную линейку и сформулировать правила пользования линейкой при измерении.
Правила пользования линейкой:
1. Выбрать точку отсчета.
2. Приложить к началу протяженности черточку с нулем, а линейку плотно прижать к поверхности вдоль измеряемой величины.
3. Посмотреть, какое число соответствует концу протяженности
(обратить внимание на то, что пересчитывать деления уже не надо).
4. Сформулировать результат измерения
(что, в чем и сколько): «Длина коробки
(карандаша, отрезка,...) 5 сантиметров».
Ошибки детей:
1. Начинают измерение не от нуля, а от начала линейки.
2. При неплотном накладывании линейка смещается.
3. Вместо термина «сантиметр» говорят «мерка» и др.
Ознакомление детей с мерой измерения объема жидкостей — литром
Прежде чем сообщать детям знания об общепринятом способе измерения жидкостей и мерах объема, следует поупражнять их в измерении условными
(объемными) мерками:
1. заполнить литровую банку водой, измерив ее равными условными мерками;
2. заполнить литровую банку водой, измерив ее разными по объему условными мерками;
3. налить в литровые банки указанное количество воды, измерив ее разными по объему мерками; сравнить, как заполнились банки.
В процессе выполнения этих заданий закрепляются умения измерять объемы жидкостей условной меркой; представление о зависимости результата измерения от величины мерки.
Последовательность знакомства с литром как единицей объема:
1. воспитатель предлагает детям назвать, какие они знают жидкие вещества;
2. демонстрируется мерная кружка, даются пояснения, что жидкие вещества измеряют меркой, которая называется «литр», в мерную кружку вмещается 1 л воды
(мерная кружка заполняется водой);
3. определяется вместимость разных сосудов с помощью мерной кружки;
4. выясняется, где и почему требуется измерение литром;
5. упражнения в измерении объема воды в сосудах и в отмеривании нужного объема воды.
Методика ознакомления с единицами массы
В средней, старшей группах дети определяли массу предметов «взвешивая» их на ладонях.
В старшей группе
(6-7 лет) знакомят со способами измерения массы на весах, сначала используя условные меры
(например, для измерения массы яблока на весах «уточках» можно использовать желуди как гири), затем знакомим с килограммом.
1 этап. Знакомство с простейшими весами (типа «аптечных» или «уточек»). Проверка правильности «взвешивания» на руках.
Правило: чашка с предметом большей массы опускается вниз.
Упражнения:
Из равных по массе кусков пластилина лепим разные формы
(шарик, колбаску, морковку и др.) и выясняем, что масса не меняется.
Сравниваем предметы одинакового объема, но разной массы; разного объема, но одинаковой массы.
2 этап. Определение массы предмета на весах с помощью условной мерки (кубиков, шариков, желудей, пуговиц и др.).
Правило: масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах. Масса складывается, когда тела соединяются.
Упражнения:
Взвешивание одного предмета разными мерками.
Сравнение масс предметов при помощи измерения на весах.
3 этап. Знакомство с килограммом. Измерение масс на чашечных весах с помощью килограммовых гирь.
Упражнения:
Определение массы предметов в 1, 2, 3,... кг.
Отвешивание сыпучих веществ
(крупы и др.) нужной массы.
Правила измерения масс:
1. Уравновешиваются весы.
2. Кладется объект на левую чашу весов, а на правую - последовательно грузики
(условные мерки) до тех пор, пока весы не уравновесятся.
3. Подсчитывается количество грузиков.
4. Проговаривается, что чем измеряли и каков результат.
5. Аналогично измеряется масса другого предмета и на основе сравнения результатов измерения делается вывод.
Для ознакомления с общепринятыми мерами измерения следует шире использовать повседневную жизнь и опыт детей дошкольного возраста.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий математического праздника для детского сада
Консультация для родителей детского сада
Консультация для родителей детского сада. Развитие математических способностей у дошкольников
Конспект занятия по математике для дошкольников. Число и цифра 5
Похожие статьи:
Как научить ребёнка считать
Развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования
Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Математический КВН в старшей, подготовительной группе
Математические загадки для дошкольников в стихах