Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Алгоритм работы старшего воспитателя детского сада по овладению педагогами ТПО

Опыт работы старшего воспитателя ДОУ. Алгоритм работы старшего воспитателя по овладению педагогами технологией проблемного обучения.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческого потенциала.
Вся работа старшего воспитателя над проблемой по овладению педагогами технологией проблемного обучения была выстроена по следующему алгоритму:
Информационно-аналитический этап:
Формирование банка данных о профессиональных качествах педагогов, педагогическом опыте и т.д.
Мотивационно - целевой этап:
Определение целей и задач работы коллектива, самообразование педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в ДОУ и т.д.
Планово-прогностический этап:
Планирование научно-методической работы коллектива, определение зоны ближайшего развития педагогов и т.д.
Организационно - исполнительский этап:
Оказание методической помощи педагогам, организация взаимопосещений, открытых занятий, конкурсов и т.д.
Контрольно-диагностический этап:
Осуществление внутрисадовского контроля, оценивание качества учебно-воспитательного процесса и т.д.
Результативно-коррекционный этап:
Обеспечение оперативной помощи педагогам, повышение квалификации, экспериментально-поисковая работа, рефлексия и т.д.
Работая над реализацией задачи овладения педагогами технологией проблемного обучения, использовались различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы работы.
Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:
групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);
индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и т.д.).
На каждом этапе выявлялись наиболее интересные эффективные моменты.
На информационно-аналитическом этапе формировался банк данных о профессиональных качествах педагогов различными формами и методами работы.
1. Информационно-аналитический этап:
- Анкетирование;
- Тестирование;
- Мини-опрос воспитателей;
- Посещение занятий и режимных моментов;
- Собеседование.
Уровень методической подготовки педагога, его способность к профессиональному совершенствованию изучались методами тестирования и анкетирования.
Проводилось анкетирование с целью анализа педагогических умений воспитателя. Результаты показали, что большая часть педагогов свободно владеют умениями разрабатывать новые технологии обучения с учетом предъявляемых к ним требований. Но есть воспитатели, которые используют традиционные формы работы, строят работу на основе интуиции и собственного опыта.
Результаты анкетирования
педагогических умений воспитателя
Всего 16 педагогов:
75% (12 чел.) – Владею свободно
19% (3 чел) – Владею недостаточно
6% (1 чел.) – Не владею
2. Мотивационно - целевой этап:
- Постановка цели и задач;
- Выбор творческой группы;
- Сравнительный анализ традиционного и проблемного обучения;
- Разработка алгоритма самообразования воспитателя по освоению технологии проблемного обучения в различных видах детской деятельности.
С целью внедрения и распространения опыта работы с дошкольниками в детском саду ведет активную работу творческая группа. Огромным плюсом можно считать стабильность коллектива, в котором работают педагоги - стажисты. В плане работы были сформулированы целевые ориентиры и этапы деятельности творческой группы, которая является постоянно действующим органом и неоценимым помощником старшего воспитателя.
3. Планово-прогностический этап:
Разработка:
• критериев деятельности педагога и дошкольника по использованию проблемных ситуаций;
• технологической карты деятельности по проблемному обучению дошкольников для педагогов (на ее основе воспитатели создали для детей наглядную схему-алгоритм решения проблемной ситуации, которая в доступной форме повторяет этапы технологической карты);
• рекомендаций педагогам по развитию проблемного видения у дошкольников; по стилю общения с детьми;
• алгоритма составления конспектов занятий с использованием методов проблемного обучения;
• примеров проблемных ситуаций в образовательной деятельности в помощь педагогам.
Самым содержательным является организационно - исполнительский этап, который включает в себя разнообразные формы и методы работы.
4. Организационно - исполнительский этап:
- «Квик – настройка»;
- Консультации для педагогов (индивидуальные, подгрупповые и групповые): «Использование технологии проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста в рамках введения ФГОС ДО» и другие;
- Семинар-практикум «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста»;
- Работа педагогической мастерской по разработке алгоритма составления конспектов занятий с использованием методов проблемного обучения и конспектов на основе технологической карты;
- Взаимопосещение организованной деятельности с последующим обсуждением и подробным анализом;
- Создание и оснащение в детском саду Уголков Открытий и центров «Умных игр» в группах;
- Создание разных видов картотек проблемных ситуаций в каждой возрастной группе;
- Движение «Кольцевого журнала», в котором педагоги делятся своим опытом;
- Игровое моделирование педагогических ситуаций (примеры и решения);
- Мастер-класс воспитателя Е.Ю.Шаповаловой на тему: «Внедрение технологии проблемного обучения в работу с дошкольниками»;
- Проведение тематического педсовета «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»;
- Тренинги «Выйди из круга» или «Войди в круг» и другие;
- Деловая игра с использованием метода «6 шляп» (затем педагоги использовали в работе с детьми).
Одна из форм, которую мы используем перед открытыми мероприятиями для воспитателей - это настрой педагога на успешную работу - «Квик – настройка»:
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Также часто используется мини-опрос как один из вариантов получения обратной связи от педагогов. После обсуждения темы педсовета, консультации, каждому педагогу надо ответить на вопрос: «Насколько полученная информация является для Вас новой, интересной, практически значимой?» и 4 варианта ответа, один из которых необходимо выбрать:
- Буду использовать многое из представленного материала (красный цвет)
- Буду использовать некоторые элементы из представленного материала (желтый цвет)
- Данный материал буду использовать в работе редко (зеленый цвет)
- Данный материал мне хорошо известен (синий цвет)
Для более быстрого подсчета голосов используются жетоны четырех цветов (красный, желтый, зеленый, синий), каждый цвет соответствует определенному оценочному суждению. Опрос определяет степень заинтересованности поднятой проблемой, степень удовлетворенности от полученной информации, а также в какой степени воспитатели считают данный материал практически значимым для них.
На семинарах-практикумах используем игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию. Моделируем разработанные творческой группой педагогические ситуации и примеры проблемных ситуаций в образовательной деятельности.
На итоговом тематическом педсовете применили метод на основе методики Эдварда де Боно «6 шляп».
Метод шести шляп позволяет думать в одном направлении за один раз. Можно разделиться на 6 групп или один участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. Некоторые педагоги теперь используют данный метод в работе с детьми.
1 группа - желтая шляпа называется или символизирует она «Преимущества». Педагоги отвечают на вопросы: почему необходимо применять технологию проблемного обучения? Каковы ее преимущества перед другими технологиями?
способствует развитию умственных сил детей, самостоятельности, развитию творческого мышления, более прочное усвоение знаний, развивает аналитическое мышление, вооружает методами познания окружающей действительности, развиваются познавательные потребности.
2 группа - красная шляпа называется «Эмоции, чувства, интуиция, предчувствия. Нужно ответить на вопрос: какие у вас возникают чувства, мысли, ваше мнение по поводу применения технологии проблемного обучения в дошкольном учреждении?
Индивидуально.
3 группа - черная шляпа называется «Осторожность. Суждение. Оценка». Педагоги отвечают на вопросы: с какими проблемами и трудностями столкнулись при реализации технологии проблемного обучения? С какими трудностями, возможно, еще придется столкнуться?
не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; ПО не способствует отработке навыков, не экономично - требует больших затрат времени.
4 группа - зеленая шляпа называется «Творчество. Различные идеи. Новые подходы. Предложения». Эта группа отвечает на вопросы: каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
3 и 4 группа может объединиться для принятия единого решения.
5 группа - белая шляпа обозначает «Цифры. Факты. Достижения. Информация. Результат». Отвечаем на вопрос: изменился ли уровень развития у детей? Повысилась ли педагогическая компетентность педагогов?
6 группа (руководители экспериментальной работы) - синяя шляпа называется «Итоги. Выводы. Перспектива». Отвечаем на вопрос: что будем делать дальше? На что обратить внимание в дальнейшей работе?
5. Контрольно-диагностический этап:
- Посещение занятий и режимных моментов;
- Мониторинг уровня развития детей;
- Анкетирование.
Анкета для педагогов об используемых технологиях, формах и методах обучения была предложена с целью определения уровня освоения педагогами технологии проблемного обучения. Результаты показали, что необходимо более глубокое изучение методов, с помощью которых осуществляется проблемное обучение. В своей работе педагоги используют различные источники информации, в том числе интернет. Это побудило к размещению нашего опыта работы в «Учебно-методическом кабинете» с целью обмена опытом с коллегами.
6. Результативно-коррекционный этап:
- Обеспечение оперативной помощи педагогам,
- Индивидуальные консультации;
- Рефлексия:
старшего воспитателя результатов работы коллектива
осознание педагогами своей практичности.
Таким образом, грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
Главное подобрать золотой ключик к каждому педагогу!

Рекомендуем посмотреть:

Реализация системы экологической работы в ДОО Консультация-диалог для воспитателей детского сада Контроль в ДОУ в начале учебного года Педагогическое сопровождение родителей в ДОУ
Технология проблемного обучения в детском саду | Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ
Опубликовано: 2808 дней назад (19 марта 2017)
Просмотров: 2943
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!