С целью внедрения и распространения опыта работы с дошкольниками на основе творческого проблемного обучения в детском саду была создана творческая группа. Деятельность творческой группы осуществлялась в двух направлениях: внутри самой творческой группы – по изучению и разработке механизмов применения технологии проблемного обучения в условиях ДС. Другое направление - работа с педколлективом по обучению и внедрению технологии в работу с детьми.
Одной из первых творческой группой была поставлена цель - сравнить два подхода: традиционное обучение и проблемное обучение.Важно творческое сочетание, взаимопроникновение этих 2-х подходов. Оно дает педагогу возможность не стандартно строить процесс обучения.
Алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из 5 этапов:
• постановка проблемы и присвоение ее детьми,
• актуализация знаний,
• выдвижение гипотез,
• проверка правильности решения проблемы,
• введение в систему новых знаний.
Знание особенностей восприятия детей дошкольного возраста побудило нас создать для них наглядную схему-алгоритм решения проблемной ситуации, который в доступной форме повторяет этапы технологической карты:
Это помогает детям в целом увидеть и осознать структуру проблемной ситуации, спланировать свой путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделать открытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату.
Работа по освоению, внедрению и разработке технологии проблемного обучения в практику работы воспитателей детского сада проходила через различные
формы работы с коллективом:
- Работа творческой группы;
- Проведение семинаров-практикумов, круглого стола;
- Работа педагогической мастерской по разработке конспектов на основе технологической карты;
- Индивидуальные и общие (групповые и коллективные) формы сопровождения педагогов;
- Движение «Кольцевого журнала», в котором педагоги делятся своим опытом;
- Взаимопосещение организованной деятельности с последующим обсуждением и подробным анализом;
- Составление памятки для конструирования занятий с использованием методов проблемного обучения, которая в последующем служила схемой анализа занятий;
- Создание воспитателями программы самообразования по освоению технологии проблемного обучения в различных видах детской деятельности;
- Решение педагогических ситуаций для педагогов.
В технологии проблемного обучения учтены все условия успешного обучения: проблематизация учебного материала (истинные знания рождаются в результате удивления и любопытства); активность и “субъектность” ребенка в приобретении знаний (знания должны усваиваться с “аппетитом”); связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Наш опыт показал, что методы проблемного обучения применимы практически во всех видах деятельности дошкольников, при условии, что дети должны приобрести ключевые, основополагающие знания.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. “Мудрец подумал и ответил: “Всё в твоих руках”
Творческих Вам успехов! Все в ваших руках!
Литература:
1. Тимофеева Л.Л. «Дошкольное образование в предшкольный период», М. Педагогическое общество России, 2013
2. Кошкина Н.Р., Офицерова С.С., Ельцова Т.Н. Организация деятельности проблемной группы по внедрению современных педагогических технологий в практику работы ДОО// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015 № 9. С.26-34.
Рекомендуем посмотреть:
Организованная учебная деятельность с детьми дошкольного возраста
Формы обучения детей их характеристика
Похожие статьи:
Алфавит в картинках для детей
Современные подходы к дошкольному образованию
Обучение в развитии детей дошкольного возраста