Конспект экологической беседы для 5-6 классов "Путешествие по Красной книге Республики Коми"
Автор: Шилкина Светлана Алексеевна, учитель географии МБОУ «СОШ № 2 г. Емвы».
Предложенный материал способствует расширению знаний учащихся о некоторых видах животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Коми, а так же о содержании и предназначении Красных книг. Полезен учителям природоведения, биологии и географии для проведения внеклассных мероприятий со школьниками 5-6 классов в рамках экологического воспитания, а так же может быть проведен в рамках недели экологии и как классный час.
Конспект экологической беседы для учащихся 5-6 классов на тему «Путешествие по Красной книге Республики Коми»
Цели:
- Воспитание бережного отношения к природе родного края и России;
- формировать потребность познавать природу своей Родины.
Задачи:
- Формировать условия для развития познавательной и эмоциональной сфер учащихся через ознакомление с историей создания Красной книги;
- познакомить учащихся с Красной книгой;
- расширить и углубить знания о животных и растениях, встречающихся в республике Коми;
- воспитывать бережное отношение к природе и способность к сопереживанию;
Ход беседы.
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы. (Б. Дубровин “Красная книга”)
Сегодня мы с вами познакомимся с Красной книгой Республики Коми, поговорим о проблемах редких и исчезающих животных и растений нашей местности, а так же о бережном отношении к окружающей природе и животному миру.
- Ребята, кто знает, с какой целью была создана Красная книга? (ответы детей: для того чтоб люди знали исчезающие виды растений и животных; для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их)
- Почему она именно красного цвета? (ответы детей: Красная! Значит, природа в опасности!)
Давайте, Ребята, познакомимся с некоторыми историческими фактами создания Красной книги.
Впервые Международная Красная книга увидела свет в 1963 году. Для того чтобы составить и издать ее потребовалось около 15 лет тяжелейшего труда ученых. До сих пор за эту книгу несет ответственность Международный союз охраны природы и природных ресурсов. В первом томе было описано 211 видов и подвидов млекопитающих.
Красная книга Российской Федерации была издана в 2001 году. Этот официальный документ довольно большой (почти 900 страниц текста) и дополненный фотографиями и иллюстрациями.
10 января 2002 года для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов учреждаются Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации.
Документ имеет шкалу категорий от 0 до 5, которая описывает состояние вида от полного исчезновения до восстановленного состояния численности.
Книга состоит из цветных страниц:
• На черных страницах опубликованы списки вымерших животных;
• Красные страницы содержат перечень особо редких животных;
• Желтые страницы посвящены описанию тех видов, численность которых быстро сокращается;
• На белых листах можно прочесть о тех, кого всегда было мало;
• Серые страницы содержат информацию о малоизученных видах;
• Ну а о тех, кого удалось спасти, можно прочесть на страницах зеленого цвета.
Красная книга Республики Коми – официальный справочник о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов природной фауны и флоры Республики Коми.
Список редких видов растений нашей республики, был утвержден еще в 1983 году. Красная книга Коми была учреждена в 1998 году. В первое издание были включены 611 видов растений, животных и грибов, включая лишайники.
Обновленная Красная книга Республики Коми издана по заказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на 2009 г.
- Как вы думаете, что каждый из вас может сделать для сохранения окружающего нас мира? (ответы детей)
А ещё вы можете встать на защиту ландыша, кувшинки. Можете пожалеть стрекозу и бабочку. Ведь в местах где мы живём много растений и животных, которые нуждаются в нашей защите. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Европейская норка
Небольшой зверек типично куньего облика с длинным телом на коротких конечностях, хвост составляет до 40 % длины тела, уши маленькие (зимой слабо выдаются из меха). На лапах, особенно задних, развиты плавательные перепонки. Длина тела 33-40 см и длина хвоста самцов –14-19 см соответственно, самок – 31-35 и 12-17.5 см, масса – 550-800 г. Окраска по сезонам меняется мало: зимний мех от темно-коричневого до каштаново-бурого, летний – несколько светлее, с более заметным рыжеватом налетом и без особого блеска. Конечности и хвост несколько темнее спины. Губы (верхняя и нижняя) и подбородок белого цвета; на груди и горле нередко бывают белые пятна разного размера и формы. Ведет полуводный, территориальный, в основном одиночный образ жизни. Предпочитает лесные речки и ручьи с незамерзающими участками русла и наличием пустоледиц. Реже населяет старицы и пойменные озера с захламленными, заросшими кустарником берегами. На крупных реках встречается редко, преимущественно в устьях малых притоков. Открытую водную поверхность не осваивает, держится прибрежной полосы.
Серый гусь
Крупный гусь весом до 4.5 кг и размахе крыльев до 180 см. От других гусей отличается общим серым окрасом, серебристо-серыми кроющими перьями крыла, белыми и черными полосками на боках тела, розовыми лапами и клювом. Надхвостье белое. Обычно населяет глухие труднодоступные места. Излюбленные гнездовые биотопы – крупные озера, обширные речные поймы, болота. В Республике Коми регистрировался на мочажинных озерах труднодоступных болот бассейна р. Вымь, ерниковых болотах бассейна р. Косью. Гнезда, расположенные весьма скрытно, птицы строят из произрастающей рядом грубой растительности, но их выстилка всегда состоит из более мягких трав. В кладке обычно 5-6 светлых (белых или кремового цвета) яиц. Насиживает самка, а самец всегда находится поблизости от гнезда. Насиживание начинается после откладки последнего яйца, инкубация длится до 28 дней. В питании преобладают различные части водных и околоводных растений, а также их семена. Прилетают рано – в конце апреля–начале мая, отлет с гнездовий происходит в сентябре.
Венерин башмачок настоящий
Многолетнее короткокорневищное травянистое растение. Корневище горизонтальное, усажено длинными извилистыми корнями. Цветки крупные, в числе 1-2, развиваются в пазухах двух верхних листьев. Губа околоцветника светло-желтая, длиной около 3 см, вздутая в форме туфельки. Боковые листочки околоцветника коричневые, красновато-бурые или черно-пурпурные, длиной 4-6 см, шириной 0.5-0.8 см, линейно-ланцетные, заостренные, слегка скрученные, нижний листочек на верхушке двузубчатый. Завязь железисто опушенная. Плод – коробочка, длиной около 3 см. Встречаются в южных районах республики Коми. Растет в еловых, березовых и осиновых лесах, на облесенных болотах. Размножается семенами и вегетативным путем. Цветет в июне-июле, плодоносит в июле-августе.
Лапчатка золотистая
Травянистое многолетнее растение с мощным многоглавым корнем, развивающим цветоносные побеги и розетку прикорневых листьев, сохраняющихся ко времени цветения. Стебли высотой 15-65 см, от основания восходящие, затем прямые. Прикорневые и нижние стеблевые листья на длинных черешках. Листочки длиной 2-7 (9) см, шириной 1-3 см, продолговато-эллиптические, с 5-10 крупными зубцами с каждой стороны, с обеих сторон зеленые, негусто опушенные длинными прямыми волосками. Цветки крупные (10-20 мм в диаметре), золотисто-желтые, в многоцветковом щитковидно-метельчатом рыхлом соцветии. Чашечка в 1.5-2 раза короче венчика, опушенная простыми волосками с примесью железистых, наружные чашелистики короче внутренних. Плодики – многочисленные односемянные орешки, в зрелом состоянии морщинистые, голые.
Астра альпийская
Травянистое многолетнее растение с толстым коротковетвистым вертикальным корневищем. Стебли высотой 6-25 см, в числе нескольких или многочисленные, прямостоячие, опушенные короткими и жесткими прилегающими волосками. Прикорневые листья собраны в розетку, продолговатые, лопатчатые, постепенно суженные в черешок, цельнокрайные, стеблевые – немногочисленные, более мелкие, сидячие. Корзинки одиночные, 3-5 см в диаметре. Обертки полушаровидные, двурядные, их наружные листочки тупые, внутренние приостренные, почти равные по длине наружным. Краевые язычковые цветки длиной 12-15 мм, фиолетовые, сиреневые, розовые, реже белые, иногда отсутствуют. Цветки диска трубчатые, желтые, рассеянно опушенные. Семянки продолговато-яйцевидные, почти плоские длиной 3.5 мм, темные с белым хохолком, который вдвое длиннее семянки. Места обитания и биология: береговые обнажения известковистых горных пород, скалы, щебнистые осыпи, песчано-галечниковые и каменистые берега рек, хорошо освещенные и прогреваемые местообитания, лишенные сплошного задернения. Численность на территории Республики Коми довольно высокая, иногда встречается массово.
Ребята, в природе много растений и животных, которые нуждаются в добром к себе отношении, в охране и защите. Мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относиться ко всему живому. Делать всё, чтобы оберегать, спасать, защищать нашу природу. Пусть вы не примите участие в спасении уссурийского тигра или белого медведя, но помните, что вы тоже можете что – то сделать для сохранения окружающего нас мира.
– Ребята, почему охранять надо не только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (ответы детей)
И закончить наше мероприятие я хочу стихотворением:
Люди! Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя. (Е. Евтушенко)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий мероприятия по экологическому воспитанию в 5 классе
Экологический проект, 6 класс
Экологическая беседа для учащихся 5-7 классов с презентацией
Экологическая беседа для учащихся 5-7 класса. Загрязнение вод Мирового океана
Похожие статьи:
Викторина для школьников с ответами по теме растения, 5-6 класс
Внеклассное мероприятие по экологии, 5 класс. Первоцветы
Внеклассное мероприятие «Лес - наше богатство», 6-7 класс
Внеклассные мероприятия по экологии, 5-6 класс
Сценарий экологической сказки для 5 класса