Конспект НОД для детей второй младшей группы «В заколдованный зимний лес»
Автор: Ковтунова Светлана Анатольевна, воспитатель Детского сада п.ВНИИСС Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД для детей второй младшей группы «В заколдованный зимний лес». Данный материал будет полезен воспитателям детских садов.
Тема: «В заколдованный зимний лес»
Цель:
Знакомство детей с жизнью диких животных в лесу зимой.
Задачи:
- Формировать умения выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни.
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
- Развивать умение поддерживать игровую воображаемую ситуацию.
Дидактический материал и оборудование:
- аудиозапись П.И.Чайковский «На тройке» (из альбома «Времена года»)
- мягкие игрушки: белка, заяц, медведь, ёж, лиса, волк.
- корзинка с угощениями для зверей (морковка, грибы, рыбка, косточка, яблоко, мед)
- костюмы лисы и волка
- искусственные ёлочки
Ход НОД
Групповая комната похожа на лесную полянку. Под елкой спряталась лиса, в берлоге спит медведь, под кустиком спрятался заяц, в норке спит еж, за деревом прячется волк, на елочке сидит белка.
Все это достигается с помощью ярких мягких игрушек, пластмассовых елочек, веток.
- Ребята, к нам в детский сад пришла странная телеграмма (Ребус)
Откуда она, давайте прочитаем.
- ЛЕС.
- Что же там случилось, давайте прочитаем.
(Воспитатель читает телеграмму)
«Ребята, помогите! Зима заколдовала нас и засыпала снегом!»
- Как вы думаете, кто же мог прислать нам эту телеграмму?
- ЗВЕРИ.
- А какие звери живут в лесу?
- Лиса, заяц, белка, медведь, еж, волк.
- Хотели бы вы им помочь?
- Да.
- Ребята, наверное, нужно взять угощения для наших новых друзей? Что же нам взять с собой? Чем питаются звери?
(Дети выбирают гостинцы и объясняют, что для кого, помимо этих предметов на стол положить что-нибудь лишнее)
- Для зайца – морковку, для белки – грибы, для лисы – рыбку, для волка – косточку, для ежа – яблоко, для медведя – мед.
- А теперь давайте «оденемся» потеплее – надеть пальто, шапку, сапоги, варежки.
Но, отправляясь в лес, нельзя забывать о правилах поведения в лесу. Зимой природа спит. А значит, как нужно вести себя?
- Нельзя шуметь, кричать, ломать ветки.
- Молодцы, ребята! Обо всем вы знаете. Но лес далеко. Как же нам до него добраться?
- На лошадке.
- И повезет нас не одна лошадка, а три, то есть поедем мы на тройке.
(Звучит «На тройке» П.И.Чайковского из альбома «Времена года»)
На опушке все останавливаются и рассматривают поляну.
Всё вокруг покрыто снегом. Снег укутал пушистым покрывалом лес и землю.
(Прочить отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима»)
…Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
Снег, падая, вбирает в себя пыль из воздуха и увлекает ее на землю.
Почему по заснеженному лесу так трудно идти?
- Потому что ноги проваливаются в глубокий снег?
- Посмотрите на деревья, какими они были раньше, что изменилось?
- Раньше на них были листочки, а теперь они покрыты инеем.
- На деревьях нет листьев. Осенью они опали и зимой появиться не могут, из-за чего?
- Из-за того, что холодно, мало света.
- Но есть такое дерево, которое остается зеленым и зимой. Послушайте загадку об этом дереве:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
- Ель.
- А какие загадки знаете вы о елочке?
(Загадки детей)
- Заснеженные ели очень красивые.
(Сравнить ель и березу)
Ни одна елка не склонится под тяжестью снега, разве что сломится, а береза, чуть что – и склоняется.
Ребята, посмотрите, на ветке елочки кто-то сидит под снегом. Давайте прочитаем, кого там спрятала зима?
- БЕЛКА.
(Падает снег, и дети видят белочку)
- Этот лес волшебный, поэтому звери, которые здесь живут, умеют разговаривать. Но для того, чтобы белка с нами заговорила, нам нужно рассказать, что мы знаем о ней.
- Белка – небольшой пушистый зверек. Шерсть рыжая, хвост пушистый. Уши торчком, с кисточкой на концах. Глаза темные, большие. Едят белки ягоды, зерна, грибы, орехи, желуди. Живет в дупле.
(Дети говорят: «Раз, два, три, белочка оживи»)
(Белка оживает – одеть шапочку белки на ребенка)
Белка: Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять.
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать,
Где ж зиму в мороз достать?
Трудно белке зимовать…
(Дети угощают белку грибами и прыгают под музыку, как белочка, с ветки на ветку)
- А кто это может быть спрятан под кустиком? Давайте прочитаем.
- ЗАЯЦ.
- Каким словами можно сказать о зайчике?
- Пушистый, мягкий, белый, ушастенький, толстенький.
- С чем можно сравнить зайчика?
- Белый и пушистый, как вата, как снежок, как пушок, прыгает, как мячик.
- Какие у зайца уши?
- У него длинные уши, он хорошо слышит.
- А чем питаются зайцы зимой?
- Приходится глодать ветки с кустов и кору деревьев.
- Не очень-то это вкусно, но что поделаешь…
- Где живет заяц, есть ли у него норка?
- Норы у него нет, спит в снегу под кустом или под елкой. Страшно зайцу.
- Он все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает. А чего боится заяц?
- У зайца много врагов – лиса, волк, филины.
- Да, желающих поймать зайца, много.
Заяц: Я, заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной.
Не увидит, не узнает зверь меня лесной.
Я, хотя и не трус, но всего, всего боюсь.
Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз
И еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет –
Всё ему впрок пойдет.
- Погулял зайчонок в лесу и поскакал к маме. Настроение у него хорошее. Как можно про такого зайчика сказать? К слову «веселый» подберите слова, близкие по смыслу.
- Довольный, бодрый, радостный.
- А если зайчика обидели, как можно про такого зайчика сказать? Какой он? К слову «веселый» подберите слова, противоположные по смыслу.
- Грустный, печальный, огорченный.
- Не грусти, зайчик. Ребята для тебя приготовили гостинцев.
(Угостить зайца морковкой и попрыгать как зайчики)
- Снегу намело очень много, что же сделать, чтобы было легче идти?
- Нужно высоко поднимать ноги.
(Идем, высоко поднимая ноги)
- Ребята, посмотрите, какой большой бугор. Что это?
- Берлога.
- А кто в ней живет? Давайте прочитаем.
- МЕДВЕДЬ.
- Правильно, в этой берлоге живет медведь. Всю зиму медведь не выходит из нее, спит и ничего не ест. Медведя называют сладкоежкой. А почему?
- Он любит все сладкое – мед, малину, землянику, яблоки, груши.
- Что еще вы знаете о медведе? Какой он?
- Медведь большой, косматый, неуклюжий на вид.
- Но, несмотря на это, он очень подвижен, хорошо плавает, ловко лазает по деревьям, в случае опасности, бегает быстро.
Молодые медведи и медвежата ловко лазают по деревьям.
Лапы у медведя сильные, с крепкими длинными когтями. Он легко поднимает упавшие деревья, выворачивает пни.
- А где медведь устраивает берлогу?
- Под сломанным деревом, под корнями вывернутого дерева.
- Давайте представим, что мы медвежата, ляжем и поспим немного.
(Дети – медведи спят, тихо звучит песня «Почему медведь спит зимой»)
(Выходит ежик, зевая и потирая глаза)
Еж: Зимой я крепко сплю,
Зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас:
Грибы и ягоды припас.
Трудился – не ленился!
Меня вот разбудили и к вам, ребята, пригласили.
Чтоб о себе всё рассказал,
Сюда б медведя я позвал,
Но он в берлоге крепок спит,
И его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил,
Много ел и много пил.
Нам с медведем зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать!
(Дети угощают ежика яблоками, а медведю оставляют бочонок меда)
Идем тихо, чтобы никого не спугнуть.
- Кого же спрятала Зима под елочкой?
(Дети читают)
- ЛИСА.
- Что вы можете рассказать о лисе? Какая она?
- Рыжая, пушистая, быстрая, хитрая, ловкая.
- Что она умеет делать?
- Охотиться, подкрадываться, хитрить.
- Да, ходит лиса тихо, волоча хвост по земле. Что любит она есть?
- Ест лиса зайцев, мышей, лесных птиц, жуков, ящериц, фрукты, ягоды, рыбу.
- Когда лиса видит свою добычу, как она к ней подходит?
- Тихо, неслышно, подкрадываясь.
- А когда лиса, увидев охотника, убегает, как еще можно сказать, что она делает?
- Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится.
- Где живет лиса?
- Лисицы роют глубокие норы.
(На ребенка одеть шапочку лисы)
Дети закрывают глаза и говорят: «Раз, два, три, лисичка заговори!»
Лиса: Я зиму не боюсь, в шубу теплую ряжусь.
Хвост красивый какой – мне он нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но мне зимой трудной бывает.
(Ребята угощают лису рыбкой и под музыку имитируют бег лисички)
- Ну вот, кажется, всем лесным зверям мы помогли, освободили из-под снега. Ни о ком мы не забыли?
(За деревом прячется волк) Дети читают:
- ВОЛК.
- Да, еще есть зверь лесной, он, ребята, очень злой.
Вы с ним даже не встречались!
Вы его бы испугались!
Угадайте? Это – волк!
Я сама вам расскажу, как зимует он в лесу.
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит,
Волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные и злые.
Воют сильно по ночам,
Даже страшно всем зверям!
Лучше им не попадаться,
Надо их остерегаться.
Но и волку трудно зимой…
Еды не хватает и он голодает.
(Дети угощают волка косточками)
Демонстрируется отрывок из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
- Что-то похолодало (потереть руки)
Ребята, натяните шапки на уши, поднимите воротники.
Уже темнеет, нам пора возвращаться.
Звучит музыка, дети из волшебного зимнего леса возвращаются в детский сад.
Рекомендуем посмотреть:
Проектирование НОД с детьми в условиях реализации программы «Детство»
Конспект НОД по рисованию с элементами экспериментирования с сахаром в младшей группе
Конспект НОД в младшей группе по «Ознакомлению с окружающим» с использованием интерактивной доски
Конспект занятия для детей 2-4 лет