Проектирование непосредственной образовательной деятельности с детьми в условиях реализации программы «Детство»
Автор: Займогова Любовь Геннадьевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №86»
Описание работы: Данный материал рекомендован для воспитателей младших групп по организации непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.
Современные родители желают как можно больше дать знаний ребенку, развить его умственно, словом, дать ему гораздо больше, чем может воспринять его неокрепший мозг. А как показали наблюдения, такие перегрузки отрицательно сказываются на здоровье ребенка ДЧБ, с которыми я работаю.
Передо мной встала проблема: как обеспечить целостность процесса обучения младших дошкольников? Что сделать, чтобы ребенок стал и здоровым и активным в познании?
Наш детский сад работает по программе «Детство» под редакцией
В. Логиновой, Т. Бабаевой. Мы выбрали эту программу для себя, прежде всего потому, что она ориентирована на целостное развитие ребёнка, которое понимается авторами программы, как единство индивидуальных способностей, личностных качеств, способности освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности. Отличительной особенностью является направленность программы на творческий характер её применения педагогом.
Изучив педагогическую литературу по теме «Совместная деятельность», я убедилась в актуальности вычлененной проблемы.
Р.С. Буре, считает, что «Коллективная деятельность детей на занятиях имеет большую воспитательную роль, в частности, у детей в процессе взаимодействия развиваются нравственно-волевые качества: умение договориться, уступить сверстнику, соблюдать правила, действовать по инструкции и др.»
По словам В. Котырло, В. Рубцова «В совместной деятельности дети научаются видеть разницу между своими способами действия и действиями другого ребенка, сравнивают их, делают определенные выводы, пытаются исправить собственные действия или действия партнера».
Таким образом, совместная деятельность педагога и детей – одна из форм развивающего обучения дошкольников.
Педагогическую систему работы с детьми я начала с разработки тематических планов.
В тематическом плане по всем разделам программы, самостоятельная и совместная деятельность детей, здоровьесберегающие технологии все подчинено одной недельной теме. Недельные темы определены исходя из потребностей обогащения детского опыта: предметный мир, социальный мир, мир природы и так как у нас оздоровительный детский сад много тем с валеологической направленностью.
Я бы и хотела поделиться опытом об организации сотрудничества младших дошкольников и взрослых. Организацией мотивированной, совместной деятельностью наш детский сад занимается несколько лет.
Я для себя выяснила, что в младшем возрасте деятельность должна быть совместно – индивидуальная, когда каждый ребенок выполняет свою часть общей цели, независимо от другого.
Поставила цель для детей: Формирование навыков сотрудничества со взрослым, развитие форм взаимодействия со сверстниками в процессе продуктивной деятельности.
Выбрала задачи для младшего возраста:
1. Учить принимать цель, поставленную взрослым, стремиться к её достижению.
2. Учить ставить собственные цели, стремиться к их достижению (к концу года).
3. Знакомить детей со способами объединения в пары.
4. Учить детей работать на общей территории (лист бумаги, пространство стола и пр.).
5. Знакомить детей со способами распределения материала для индивидуальной деятельности, вызвать удовольствие детей от получения общего результата.
Продумала, как буду расставлять мебель во время совместной деятельности. Вначале попробовала ставить, как раньше для занятий, но потом решила, чтобы дети не мешали друг другу, во время сговора расставлять столы по всей группе, используя все её пространство. За один стол предлагала садиться только одной паре детей, чтоб они могли договориться между собой.
Во время поступления детей в группу мы с детьми начинаем обучаться способам объединения в пары. Для этого использую разные режимные моменты: и утреннею гимнастику, и прогулку, и подвижные игры. Детей учу объединяться в пары:
- по симпатии;
- по полу (мальчики с девочками);
- с помощью разноцветных султанчиком, флажков, ленточек, листиков, цветочков.
- по цвету бумаги, приготовленной для совместной деятельности.
Не мало важный момент – это привлечение детей к совместной деятельности, который я рассматриваю, как естественный переход от самостоятельной к мотивированной совместной деятельности.
То в группу приходит письмо от игрового персонажа («Поможем медвежатам и зайчатам стать здоровыми»). То прибегает взволнованный игровой персонаж и просит о помощи для себя или своих друзей («Заходите в гости к нам, витамины я вам дам»). То, раздается звонок по сотовому телефону («Сделаем шапочку и шарфик для новой куклы»), то мною рассказывается какая-то ситуация, очевидцем которой я была («Автобус для зверят»).
В каждой игровой ситуации перед детьми выступает та или иная проблема, требующая решения (Новая кукла собралась в гости, но на улице холодно; зверята собрались к нам в гости, но сломался автобус и т.д.). Я направляю своих малышей на поиск решения проблемы, помогаю приобрести новый опыт, активизирую самостоятельность, поддерживаю положительный эмоциональный настрой.
Вначале года детям очень сложно найти выход из создаваемых мною ситуаций (частые ответы детей - сходить и купить в магазине).
Я использую в своей работе ключевые фразы:
- Давай будем думать вместе, как помочь…
- Помоги мне, пожалуйста, потому что я не знаю, как мне быть…
- Мишка (игровой персонаж) нуждаюсь в вашей помощи, как ему помочь?
Постепенно, дети становятся более активными и предлагают различные варианты, варианты – помощи своими руками. Помощь другим позволяет ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость игровым персонажам, выполнить их просьбу.
Когда дети предложили помочь игровому персонажу я более конкретно ставлю перед детьми цель, при необходимости уточнению цель для каждого ребенка, в конце учебного года – планирую, проговаривание цели с некоторыми детьми.
Детям, разбившимся на пары, и севшим за столы, я раскрываю пошаговые действия реализации цели, закрепляя их с помощью условных обозначений. При этом размещая на магнитной доске модели. Например: в занятии «Сделаем шапочку и шарфик для новой куклы», уточняю, что рисунок на шапочке и шарфе должен быть одного цвета, чтоб кукле понравился новый наряд. При этом демонстрируя процесс сговора на предстоящую деятельность через взаимодействие с помощником воспитателя или с ребенком, или драматизирую с игровыми персонажами.
Потом предлагаю детям договориться о предстоящей деятельности. Это очень сложный для детей процесс. Часто один является лидером, он выдвигает свою версию, а другой соглашается. Обращения к партнеру может носить и повелительный характер.
Во время совместной работы, я постоянно акцентирую внимание на совместных усилиях детей, восхищаюсь их результатом совместной деятельности, благодарю от имени персонажа. Реализуя задуманное, я осуществляю гибкое руко¬водство, постоянно ориентируется на ребенка.
Ключевые фразы, которые я использую педагогом при подведении итогов:
- Мне понравилось то, что меня слушали.
- У нас все получилось, потому что думали (трудились, придумывали) вместе.
- Мы работу выполнили быстро и красиво, потому что делали вместе, не ссорились, договаривались
Совместную деятельность я провожу по заранее разработанному сценарию. В сценариях совместной деятельности я ставлю задачи прямого обучения, и одну из задач по совместной деятельности (или учу принимать цель, поставленную взрослым, или знакомлю детей со способами объединения в пары, или учу детей работать на общей территории и т.д.). Характер задач влияет на организацию совместной деятельности педагога и детей.
Оформление совместной деятельности в плане:
Педагогические задачи:
1. Активизировать личный опыт ребенка для использования его в процессе совместной деятельности.
2. Развивать у детей умение решать поставленную задачу.
3. Учить детей договариваться между собой, выслушивая друг друга.
4. Закрепить с детьми цвет, форму.
5. Учить детей заботиться о здоровье.
6. Поощрять речевые высказывания детей.
Практическая задача для детей:
Процесс совместной деятельности:
- Игровая ситуация:
- Решение задачи детьми
- Работа детей.
- Обсуждение результатов, оценка совместной деятельности.
Организация и планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Я должна быть готова к импровизации. В процессе осуществления такого сценария ребёнок должен чувствовать себя моим партнёром.
Результаты моих наблюдений показали, что используемые содержание, формы и методы организации совместной деятельности в группе положительно влияют на становление субъектной позиции детей: у них появляется умение увидеть проблему, поставить цель и спланировать свою деятельность, оценить результат. Эффективность оздоровления моих воспитанников и состояние их здоровья также имеют положительную динамику.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по сенсорному развитию детей младшей группы детского сада.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке в младшей группе
Конспект НОД по гендерному воспитанию во 2 младшей группе
Конспект НОД по рисованию с элементами экспериментирования с сахаром в младшей группе