Воспитательное занятие на тему: «Доброе слово, что ясный день»
Автор Черемных Светлана Евгеньевна, воспитатель "Специальной(коррекционной) школы-интернат 8 вида", г. Нижнеудинск
Цель: Способствовать воспитанию культуры поведения через введение в активную речь «волшебных слов»; способствовать формированию умения различать добро и зло; создать условия для развития анализа и синтеза посредством работы над пословицами. Развитие памяти через чтение стихов.
Оборудование: карта города «Вежливых слов», флажок ( с иголочкой), карточки с пословицами, карточки с вежливыми словами, волшебная палочка, угощение – витамины; музыкальное сопровождение; запись песен: «Улыбка», «Если добрый ты».
Ход занятия:
Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть это занятие принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
Сегодня мы совершим путешествие в город «Вежливых слов». А на чём мы будем путешествовать, чтобы всё услышать и хорошенько разглядеть? (Пешком). Возьмёмся крепко за руки, улыбнёмся друг другу, подпевая отправляемся в путешествие.(Звучит песня: «Улыбка» ).
Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами. Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово». Ответьте мне, какое волшебное слово сказал старичок Павлику? А помогло ли ему это слово? Как надо произносить волшебное слово? ( Саша попроси у Андрея ручку). Но ведь старичок сказал Павлику всего одно волшебное слово, а на самом деле их много. Взгляните на карту города «Волшебных слов».
1)Мы начинаем наше путешествие с улицы Добрых слов.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботу и внимание. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова?
а) Викторина – игра: «Волшебные слова». Я буду дотрагиваться до вас, а вы будете называть волшебные слова.
б) Наши дети знают стихотворения о добрых словах, давайте их послушаем.
Здравствуйте.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
О каком добром слове прочитала Света стихотворение? (Вывешиваю табличку со словом «здравствуйте» на доску). Скажите, как надо произносить это слово? (спокойно, приветливо ).
Добрый день.
Добрый день! – тебе сказали,
Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
О каком добром слове, рассказал Миша? (вывешивается табличка)
Доброго пути.
Нам желают: « Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему – нибудь.(вывешивается табличка).
Добрые слова
За что мы говорим « спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.(вывешивается табличка)
Пожалуйста.
Отменить, что ли слово « пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без « пожалуйста»
Нам становится неуютно. (вывешивается табличка )
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду,-
Простите, я больше не буду. (вывешивается табличка )
О каком слове рассказал Толя? Как надо его произносить? А теперь давайте прочтём все добрые слова, о которых рассказали нам дети. Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? ( правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо.) Тогда они перестают быть « волшебными».
2)Ребята, посмотрите мы кажется попали в тупик «Вредных советов».
Жители этого тупика приготовили нам вредные советы. Давайте их послушаем и скажем, что в этих советах неправильного, вредного?
а). Если ты пришёл к знакомым-
не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
Что- же в этом совете неправильного, вредного? Как надо поступать в такой ситуации?
б) Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
А что- же здесь неверно? Как бы ты поступил?
в) Если к папе или маме тётя взрослая пришла,
И ведёт какой-то важный и серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкраться , а потом,
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
Что в этом совете вредного? Как надо поступать в такой ситуации?
г) Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома- пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
Что здесь неправильного? А как надо поступать, если вас пригласили на день рождения?
Ребята, эти советы потому и называются вредными, что ими нельзя пользоваться.
3)Наше путешествие продолжается. Мы подходим к парку Сказок и пословиц.
Всю свою жизнь человек познаёт « что такое хорошо, и что такое плохо». Люди понимают, что за всё, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным теплом.
Доброта – признак силы, великодушия. Но в мире добру противостоит зло, и между ними постоянно идёт борьба. Издавна люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов.
Как вы знаете, в сказках добро всегда побеждает зло, а добрые люди всегда красивы.
а) Вспомните, в каких сказках говорится о победе добра над злом: («Золушка», «Аленький цветочек», «Мороз Иванович», «Крошечка –Хаврошечка», и др.)
Кроме того, своё отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках:
б) Давайте прочитаем их:
«Доброе слово лечит, худое колечит»
«Доброе слово и кошке приятно»
« На добрый привет – добрый ответ»
Разбор и пояснение пословиц. Вывод: Издавна, люди понимали силу добрых слов, и отразили это в пословицах.
4)А сейчас мы попали на «Весёлую полянку».
Давайте немного отдохнём, поиграем в игру: « Если нравится тебе, то делай так».
Но весёлая полянка не отпустит нас, пока мы не решим две задачи: в их условии есть кое – какие ошибки, надо их исправить.
а) Мальчик крикнул прохожему: « Скажите, сколько сейчас часов?»
(надо не кричать, а вежливо спросить: «Скажите пожалуйста, который сейчас час», а после ответа сказать «спасибо»).
б) Девочка возмущённо пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовёт меня Валькой: А ты как его зовёшь? – спросила мама. Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Какая здесь ошибка в поведении девочки? ( девочка должна звать мальчика по имени, а не кричать « Эй ты!»)
Давайте подберём пословицу к поведению девочки.
5)Посмотрите, мы оказались на «Аллее Игр».
Проведём игру. Я стану читать рассказ, а вы вставляйте нужные «волшебные» слова.
Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь (пожалуйста). Женщина вежливо поблагодарила Вову (спасибо). Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал (извините, пожалуйста).
Молодцы, с этой игрой вы справились. А сейчас поиграем в игру: « Не ошибись пожалуйста». Я буду просить вас выполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово. Будьте внимательны.
1.Встаньте пожалуйста!
2.Попрыгайте.
3.Будьте добры, поднимите руки!
4.Присядьте!
5.Похлопайте в ладоши, пожалуйста!
6.Потопайте.
7.Садитесь пожалуйста!
8.Пожалуйста добавьте строчки волшебными словами.
а) растает даже ледяная глыба, от слова тёплого…….(спасибо)
б) зазеленеет старый пень, когда услышит …..(добрый день)
в) если больше есть не в силах,
скажем маме мы (спасибо)
г) мальчик вежливый и развитый,
говорит встречаясь.(здравствуйте)
д) когда нас бранят за шалости,
говорим (простите, пожалуйста)
Молодцы! И с этой игрой вы справились.
6)А теперь мы оказались на улице Частушек. (выступления детей)
Заиграйка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!
***
В поезд входят три юнната:
« Ух народу сколько тут!»
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
****
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
***
Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак
--Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
Вот видите, ребята, и в частушках русский народ говорит о том, что нельзя совершать плохие поступки и говорить недобрые слова.
7)Мы с вами подходим к Театральной улице. Здесь у нас состоится знакомство с мальчиком Петрусей. Сценка: «Петрусь». (учавствуют: автор, Петрусь, сторож, девочка, вожатый.)
Обещал отцу Петрусь: автор
«Я, за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить» Петрусь
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье,
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке. автор
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
« С добрым утром, дед Федот!» Петрусь
Дед ругнул его спросонок: автор
« Убирайся, пострелёнок!» дед
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дёрнет за косынку: автор
« Ты куда, Иринка, стой,»
Я здороваюсь с тобой! Петрусь
Та отпрянула в сторонку-
Как невежлива девчонка! Автор
Нёс вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи: автор
« Извините, добрый вечер!» Петрусь
« Ты, - вожатый закричал,-
И невежа, и нахал!» вожатый
Петя очень удивлён—
Разве был не вежлив он? Автор
Ребята, как вы думаете, вежливый Петрусь или нет ? Почему?
8)Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города – Площади Добра.
И раз мы попали на площадь Добра, давайте попробуем сказать друг другу добрые, хорошие слова. У меня в руках волшебная палочка. Она способна делать добро. Как только в руках кого она окажется, в нём сразу раскроются его лучшие черты. Воспитатель даёт ребёнку палочку, говорит о его хороших качествах. И так, пока, палочка не побывает у каждого ребёнка. В конце обратить внимание на атмосферу тепла, доброжелательности. Приятно слушать про себя хорошие, добрые слова? А приятно говорить их другому?
Итог:
Давайте вспомним – по какому городу мы путешествовали? С какими вежливыми словами встречались?
Что мы можем сказать на прощание друг другу и гостям ?
Надо, очень надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей
Если будем мы хоть чуточку добрей!
Ребята, я хочу вам раздать лекарство от грубости, драк и жадности.
Только запомните, перед тем как его принимать, надо загадать доброе желание. Тогда лекарство обязательно подействует. ( раздаю витамины ).
Звучит песня: « Если добрый ты». (из м/ф « Про кота Леопольда»)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семь
Конспект открытого занятия для учащихся 1- 5 классов «Кто такие скауты?»
Путешествие в страну «Здоровья». Воспитательное занятие в рамках недели ЗОЖ
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Хлеб - всей жизни голова
Похожие статьи:
Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»
Воспитательная работа в начальной школе
Ученическое самоуправление в начальной школе
Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе
Интересная информация для младших школьников