Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Хлеб - всей жизни голова

Утренник «Хлеб — всей жизни голова»
Автор: Селякова Любовь Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «Аргуновская средняя общеобразовательная школа Никольского муниципального района Вологодской области.
Цель: познакомить учащихся со значением хлеба в жизни человека, его историей;
прививать бережное отношение к хлебу, показав, что хлеб является богатством всего народа.
Оформление
Плакаты с пословицами о хлебе:
-Будет хлеб — будет и обед.
-Хлеба к обеду в меру бери: хлеб драгоценность, им не сори.
-Хлеб — всему голова.
-Хлеб — батюшка, водица — матушка.
По сторонам зала,где проводится мероприятие, стоят снопы пшеницы и ржи. (Если нет настоящих, то можно нарисованные). У сцены накрыт стол праздничной скатертью. На столе стоит самовар. На самоваре висят связки баранок и калачей. На другом столе — праздничные пироги, пряники, печенье, блины, пирожки, булочки. (Всё испечено родителями детей).
Сцена украшена большой нарисованной печью, стоит домашняя утварь: ухват, чугун, лопата, кадка.
Конкурсы
1. Конкурс рисунков для детей на темы «Урожай», «Хлебобулочные изделия», «Как хлеб на стол пришёл».
2. Конкурс хлебобулочных изделий для родителей.
Ход мероприятия
Звучит песня «Русское поле» (Ян Френкель, Инна Гофф).
Входят девочка и мальчик в русских народных костюмах. В руках держат хлеб-соль на рушнике.

Мальчик. Слава миру на земле!
Вместе. Слава!
Девочка. Слава хлебу на столе!
Вместе. Слава!
Мальчик. Слава всем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Вместе. Слава!
Девочка. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом.
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
Мальчик. То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваном.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
(Кладут хлеб-соль на стол и уходят)
Ведущий. Хлеб! Как часто мы слышим, думаем, говорим о нём. Проснёмся утром, сядем завтракать, рука невольно прежде всего тянется за хлебом.
Осенью в стране отмечают день хлебороба. Тысячи людей во всех концах страны заняты то посевом, то уходом за хлебом, то уборкой его. Круглый год идёт борьба за высокие урожаи хлеба. Ведь для выпечки одного батона требуется десять тысяч зёрен. Сколько же надо зёрен, чтобы накормить народ.
(Под музыку, кружась, выходят девочки-зёрнышки).
1. Мы — золотые зёрнышки,
Живём лучистым светом.
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
2. Мы чистые, струистые,
Мы зёрна золотистые.
Мы ветерком провеяны.
И солнышком просвечены.
Выносливы, дружны,
Мы людям так нужны.
3. Отдельно каждый - зёрнышко,
Маленькое, скромное.
А вместе — хлеб, как солнышко,
Страны своей огромной.
4. Караван земли и неба
На твоём столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на Земле.
5. В каждом маленьком кусочке -
Хлебные поля,
А на хлебном колосочке
Держится Земля.
6. В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной!
И растёт над небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок!
(Под музыку, кружась, убегают девочки-зёрнышки со сцены)

Ведущий.
Есть хлеб, будет и песня. Не зря так говорится в народе. Хлеб всегда был важнейшим продуктом. Издавна Россия — это не только милые душе берёзки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.
Ученик. Рожь, рожь...Дорога полевая
Ведёт неведомо куда.
Над полем, низко провисая,
Лениво стонут провода.
Ученик. Рожь, рожь — до свода голубого.
Чуть видишь, где-нибудь вдали,
Ныряет шапка верхового,
Грузовичок плывёт в дали.
Ученик. Рожь уходилась. Близки сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге.
Нависла — хоть подпирай.
Ведущий. А знаете ли вы, как хлеб на стол пришёл? Долог его путь к столу. Каждое зерно омыто человечьей каплей пота.
Нет, не может быть забыта эта тяжкая работа.
Ученик 1. Снег растаял, в поле чисто,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
Ученик 2. Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
И черны, как из печи,
Провожают их грачи.
Ученик 3. Чтобы всходы были крепче,
Не напала злая тля,
И удобрит и подлечить
Лётчик с воздуха поля.
Ученик 4. Слышен летом до заката
Гул комбайна у реки.
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Ученик 5. Время жаркое — страда -
Праздник мирного труда.
Убран хлеб — и тихо стало.
Мелят мельницы зерно.
Поле — полюшко устало
И под снегом спит оно.
Ученик 6. Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Почему у пирога зарумянились бока?
Потому, что поле летом
Было солнышком согрето.
Потому, что днём весенним,
Летним днём, осенним днём
Согреваем землю все мы
И любовью и трудом!
Ученик 7. Хлеб-кормилец — пища наша,
Хлеб насущный — сила наша,
Молодецкая еда — говорил народ всегда.
На работе и в походе
У народа хлеб в почёте.
С хлебом русский человек -
Богатырь из века в век.
Ученик 8. Пышный, мягкий, пропечённый,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
Ученик 9. В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл,
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Ученик 10. Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Ученик 11. В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырём! (В. Степанов)
Ведущий. Мы привыкли к хлебу, который едим каждый день, и нам кажется, что он всегда был таким.
Но так ли это? Давайте мысленно заглянем вглубь веков и познакомимся с историей возникновения хлеба.
Путь зерна
Ученик 1. Жил человек пещерный
В дебрях седых времён.
Ел лишь сырое мясо
В мрачной пещере он.
Но вот однажды зверя
К ужину не добыл.
И по причине этой
Голоден очень был.
Стал он жевать коренья,
Листья, траву жевать.
Ведь неприятно как-то
Лечь не поевши спать.
Тут ему в рот попало
Дикого злака зерно,
И человек подумал:
«Сытно и вкусно оно...
Дай-ка насобираю
Зёрен в суму свою.»
Так человек отведал
Первого хлеба вкус.
И заключил со злаком
Он нерушимый союз.
Ученик 2. Однажды решил крестьянин
В муку истолочь зерно.
«Что будет с отборным хлебом,
Когда истолку его?»
Он первый помол зернистый
С водою перемешал,
И в русскую печь поставил,
И ждать результатов стал.
Через какое-то время
Он вынул из печки румяный
Первый пресный пирог.
Ученик 3. Минули уже столетья
С тех давних забытых пор,
Но с нами хлеб повсеместно
Соседствует до сих пор.
Что б делали мы без хлеба?
Погибли б уже давно.
От голода нас спасает
Уж много веков зерно.
Ячмень, рожь, овёс, пшеница -
Вот наши навек друзья!
Ведущий. А теперь послушайте сказку «Как старик со старухой пекли колобок».

Ученик. Добрая сказка, как хлеба краюха,
Тёплая, только что из печи.
А что может быть правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть — и сразу тепло.
В сказках, как в жизни, - земля и небо,
Солнце и тучи, добро и зло.
Сказка подкралась к самому сердцу
И заронила зерно доброты.
(Сценка-сказка. Газета «Педсовет» 2001г., №9, стр. 12)
Сказочник. Как-то раз один старик
По фамилии кулик,
А по имени Гаврюха
Говорит своей старухе.
Старик. Захотелось колобка.
Есть и дрожжи, и мука,
Ты бы тесто замесила
Да меня бы угостила.
Сказочник. Раскудахталась старуха...
Старуха. Я отличная стряпуха.
И взялась бы я за дело,
Но, чтоб тесто сделать белым,
Нужны масло, сахар, соль,
А у нас в кладовке — ноль!
Кто вчерась гостей сзывал?
Кто мне стряпать приказал?
Старик. Так ведь я, того, сего...
Старуха. Нет в кладовке ничего!
Старик. Ладно, старая, не злись,
Не кричи, угомонись,
Поскреби по уголкам,
Посмотри по туескам -
Наскребёшь на колобок.
Старуха. Ладно, старый, дай мне срок.
Нужны сноровка и уменье,
Чтоб лучше сделать угощенье.
Про соль да сахар не забыть,
Начну-ка тесто я месить.
(В кадушке сидит «тесто», накрытое белым полотном. Старуха месит «тесто».)
Старуха. Тесто я месила,
Масло добавляла,
Выбилась из силы,
Ой, как я устала.
(Присаживается на стул и «засыпает»)
Тесто. Убегу я из кадушки, Мне здесь плохо, мне здесь душно.
Очень сдобное я тесто,
Мне в кадушке мало места.
Усидеть здесь не могу,
Тесно, тесно, убегу!
Не хочу быть колобком!
Убегу чрез край бегом!
(«Тесто» убегает.)
Старик. Бабка, тесто убежало!
Старуха. Как же это я проспала?
Вот досада! Вот беда!
Стой же, тесто, ты куда?
(Старик со старухой ловят «тесто», поймали.)
Старуха. Уж такого не бывало!
Как же тесто убежало?
Натерпелась я стыда.
Вот досада! Вот беда!
Старик. Ты, старуха, не горюй,
Тесто быстро в печку суй.
Испеки мне колобок,
Колобок — румяный бок.
(Старуха засовывает «тесто» в печь, стоит с ухватом рядом.)
Старуха. Я пеку его с любовью,
Угощайся на здоровье!
Старик. Колобок, пекись скорей!
Мы попляшем веселей!
(Старуха достаёт из печи колобок, кладёт его на окно.)
Старуха. (к старику) Ты пока его не трогай,
Пусть остудится немного.
Старик. Колобок, остынь скорей,
Мы попляшем веселей!
Колобок. Нет, старинушка, постой,
Не хочу я быть едой.
Спрыгну я сейчас с окошка,
Покачусь я по дорожкам,
Прикачусь к ребятам я,
Все они мои друзья.
Буду с ними я играть,
Вам меня и не догнать.
(Колобок убегает. Старик и старуха не поймали его. Плачут.)
Сказочник. Плачет баба, плачет дед.
Старик. Что же есть нам на обед?
Доигрались, доплясались.
Что без хлеба и остались.
Старуха. Испеку-ка я пирог!
У него ведь нету ног,
Убегать не станет он.
Старик. Вот его и испечём!
(Старик со старухой уходят. Появляется колобок.)
Колобок. Здрасте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Я спешил, я торопился,
Чуть в канаву не свалился!
Наконец, я к вам попал.
Собирайся, детвора,
Ждёт весёлая игра!
Ведущий. Без каравая хлеба не обходится ни один праздник. На именинах водят хоровод и поют песенку «Каравай», которую мы сейчас с вами споём колобку.
(Водим хоровод «Каравай» вокруг Колобка с движениями)
Как на колобковы именины
Испекли мы каравай -
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины,
Вот такой узины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
Ведущий. Русская пословица говорит :»Хлеб — всему голова!», так как он необходим человеку. Недаром народ ласково называет хлеб - «батюшка».
Ученик. На свете я видела хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко.
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца. (Е. Благинина)
Ведущий. Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово — жизнь.
Что может быть важнее хлеба? Ни-че-го! Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады Ленинграда дневной паек для жителей этого города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить — назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Живой — значит победа!
Во время войны в блокадном Ленинграде дети могли только мечтать о корочке хлеба.
Дети мечтали о корочке хлеба
Ученик 1. Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только чёрные точки.
Жутко и тихо в промёрзшей квартире.
Кажется; радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
«Маму и бабушку голод унёс.
Нет больше сил. И нет больше слёз.
Умерли дядя, сестрёнка и брат,
Смертью голодной!..Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать? Блокада...
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья.
Умерли все. Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Ученик 2. Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слёзы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба...
Дети боялись военного неба. (Илья Малышев)
Ведущий. Сейчас мирное время. Однако, и в наши дни выращивание хлеба — героическое дело. Хлеб — богатство нашего народа. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, кто не изведал голодного лиха, не ценят хлеба. И разве не заслуживают осуждения те люди, которые не дорожат хлебом, бросают куски хлеба.
Ученик. Булка
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
-Вы кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.
-Я-пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой. (С. Михалков)
Ведущий. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: В хлебе — душа твоей родной земли,судьбы многих людей, их неустанный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других.
Ученик. Берегите хлеб
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою родной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Берегите каждый колос
Наших радостных полей.
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
Не хотим мы видеть чёрных
Зёрен, выжженных войной.
Пусть сияет нам узорный
Золотистых волн прибой.
Не мечтаем мы о чуде.
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!» (Н. Тихонов)
Ведущий. Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека. Заканчивая наш утренник, я хочу зачитать стихотворение
Н. Аникеева.
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род — веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдётся пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвил: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общий дом!»
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом белом свете!»
Исполняется песня «Хлеб — всему голова!» (Н. Кудрин, В Балачан.)

Ведущий. Сегодня на нашем столе, на самом почётном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, сдобный. Его испекли ваши мамы. Сколько фантазии, души, труда они в него вложили.
(Конкурс хлебобулочных изделий)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий спортивного внеклассного мероприятия в начальной школе Театрализованное представление для учащихся начальных классов Путешествие в страну «Здоровья». Воспитательное занятие в рамках недели ЗОЖ Воспитательное занятие на тему Добро для учащихся начальной школы

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе

Игра счастливый случай для младших школьников

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Осенний праздник в начальной школе

Конкурсная программа для младших школьников

Литературно-музыкальная композиция к Дню победы для начальной школы. Эхо войны | Утренник в начальной школе. Творчество Яшина
Опубликовано: 3533 дня назад (2 марта 2015)
Просмотров: 4877
0
Голосов: 2
Елена Борисовна Старостина # 2 марта 2015 в 19:48 0
Очень насыщенный утренник , столько всего интересного . Я воспитатель .и ваш утренник, для себя . разделила на несколько познавательных занятий . Сказка переделанная тоже забавно получилась . Спасибо за утренник
Анна Александровна Аблямитова # 18 марта 2015 в 23:38 0
Да какие же вы молодцы!Когда я училась в школе до сих пор помню фразу"хлеб-всему голова".Стыдно ,когда упадет хлеб и только воспитанный ребенок поднимет его.А ведь именно хлеб- самая главная еда на столе.Очень приятно ,что вы прививаете правильные ценности нашим детям.