Особенности организации внеклассной работы по окружающему миру в начальных классах
Чтобы сформулировать особенности организации внеклассной работы по окружающему миру, необходимо обратиться к требованиям федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.):
<...> Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. <...>
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен:
знать/понимать:
• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь:
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. <...>
Следовательно, внеклассная работа по окружающему миру будет включать в себя целый комплекс воспитательно- образовательных направлений:
• героико-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников;
• воспитание толерантного отношения к природе, традициям и обычаям народов нашей страны;
• воспитание экологической культуры младших школьников;
• мотивация потребности в охране окружающей среды, развитие навыков личной гигиены и приемов выживания в экстремальных условиях.
Ведущим видом деятельности при этом будет выступать экологическое воспитание.
Цель экологического воспитания младших школьников — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
В широком смысле природа понимается при этом не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя и самого человека. Ответственное отношение к природе или экологическая культура — сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
• образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;
• воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
• развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). Наиболее популярными видами экологической внеклассной работы в настоящее время являются:
• познавательные экскурсии в природу, в зоопарки, ботанические сады; создание «экологических троп» или «экологических зон» в родном городе или селе;
• исследовательская и частично-экспериментальная деятельность в классе (кабинете), на пришкольных участках, в руслах небольших рек, пойм и т.д.;
• сбор и систематизация различных гербариев, проведение бесед, экологических игр и праздников, конкурсов и викторин;
• организация посильной общественно значимой деятельности с младшими школьниками (уход за растениями и птицами, высадка кустарников, шефская помощь детям дошкольных образовательных учреждений и т.д.).
Приложения
❀ Внеклассное занятие по экологии, 1-2 класс
❀ Сценарий летнего праздника, 1-2 класс
❀ Экологический праздник-сказка, 1-2 класс
❀ Внеклассное мероприятие в 3 классе. Защита природы
❀ Внеклассное мероприятие по экологии - 4 класс
❀ Сценарий экологического праздника в начальной школе
❀ Экологический КВН в 3-4 классе
❀ Внеклассное занятие по Окружающему миру в 3 классе
❀ Внеклассное занятие по Окружающему миру в 4 классе
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»
Внеклассное занятие «Части света и материки», 3-4 класс. Сценарий
Ученическое самоуправление в начальной школе
Воспитательная работа в начальной школе
Интересная информация для младших школьников