Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

Особенности организации внеклассной работы по окружающему миру в начальных классах

Чтобы сформулировать особенности организации внеклассной работы по окружающему миру, необходимо обратиться к требованиям федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.):

<...> Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

• развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. <...>

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения окружающего мира ученик должен:

знать/понимать:

• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:

• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

• различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

• ориентирования на местности с помощью компаса;

• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

• ухода за растениями (животными);

• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. <...>

Следовательно, внеклассная работа по окружающему миру будет включать в себя целый комплекс воспитательно- образовательных направлений:

• героико-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников;

• воспитание толерантного отношения к природе, традициям и обычаям народов нашей страны;

• воспитание экологической культуры младших школьников;

• мотивация потребности в охране окружающей среды, развитие навыков личной гигиены и приемов выживания в экстремальных условиях.

Ведущим видом деятельности при этом будет выступать экологическое воспитание.

Цель экологического воспитания младших школьников — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

В широком смысле природа понимается при этом не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя и самого человека. Ответственное отношение к природе или экологическая культура — сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

• образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;

• воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

• развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). Наиболее популярными видами экологической внеклассной работы в настоящее время являются:

• познавательные экскурсии в природу, в зоопарки, ботанические сады; создание «экологических троп» или «экологических зон» в родном городе или селе;

• исследовательская и частично-экспериментальная деятельность в классе (кабинете), на пришкольных участках, в руслах небольших рек, пойм и т.д.;

• сбор и систематизация различных гербариев, проведение бесед, экологических игр и праздников, конкурсов и викторин;

• организация посильной общественно значимой деятельности с младшими школьниками (уход за растениями и птицами, высадка кустарников, шефская помощь детям дошкольных образовательных учреждений и т.д.).

Приложения

Внеклассное занятие по экологии, 1-2 класс

Сценарий летнего праздника, 1-2 класс

Экологический праздник-сказка, 1-2 класс 

Внеклассное мероприятие в 3 классе. Защита природы

Внеклассное мероприятие по экологии - 4 класс

❀ Сценарий экологического праздника в начальной школе

❀ Экологический КВН в 3-4 классе

❀ Внеклассное занятие по Окружающему миру в 3 классе

❀ Внеклассное занятие по Окружающему миру в 4 классе

Рекомендуем посмотреть:

Интересная информация для младших школьников

Воспитательная работа в начальной школе

Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»

Внеклассное занятие «Части света и материки», 3-4 класс. Сценарий

Ученическое самоуправление в начальной школе

Светлана Александровна Довбня # 27 января 2015 в 14:17 0
Окружающий мир- это как раз тот предмет, который даёт возможность ребёнку окунуться в мир природы, уметь сравнивать и анализировать. Одним из немаловажных аспектов является экологическое воспитание. Именно во внеклассной работе по окружающему миру можно заниматься исследовательской работой. Ребятам это очень нравится.
Сергей Алексеевич Малюков # 27 марта 2015 в 10:12 0
Окружающий мир - и правда обширный материал для деятельности. Учащимся начальной школы нравится все вокруг. Этим мы их и можем заинтересовать. Согласен с автором, что много внимания нужно уделять именно экологии.
Юлия Михайловна Шныпко # 26 апреля 2015 в 14:50 0
Спасибо за статью. Меня очень интересует окружающий мир , как предмет, теперь вот еще и во внеклассной работе, т.к. работаю и во второй половине дня. Вы затронули очень важный аспект - экологическое воспитание. Можно было бы еще и другие стороны отразить. Но это для следующей статьи намек. Еще раз спасибо! smile
Наталья Александровна Апарина # 24 августа 2015 в 12:08 0
Хорошая статья, но хотелось бы обратить внимание на то, что учащиеся хотят потрогать, посмотреть, про экспериментировать, чем больше тем лучше идёт процесс понимания. Из личной практики могу сказать, что электронные микроскопы, интерактивные доски, лабораторное оборудование дают для этого большие возможности. Спасибо, что поставки оборудования подняли наших учеников на более высокий уровень.
Наталья Петровна Артамонова # 3 ноября 2015 в 20:49 0
Спасибо за материал! Очень пригодится в работе.
Елена Валерьевна Черных # 6 ноября 2015 в 18:21 0
Полезная статья! Очень важно формирование у детей ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Надежда Александровна Юнг # 12 ноября 2015 в 16:03 0
Чётко, кратко, понятно. Очень поможет при составлении целей и задач к уроку. Спасибо.
Виктория Алексеевна Санникова # 8 декабря 2015 в 13:17 0
Спасибо за информацию очень содержательную.в настоящее время очень актуальная тема.
Надежда Николаевна Макарова # 1 января 2016 в 21:42 0
Спасибо за статью! Экологическое воспитание сегодня - наше будущее завтра. Из наших учеников вырастут предприниматели и политики. которые будут либо беречь и приумножать. либо-..... . В нашем городе очень сложная экологическая ситуация.Будем стараться воспитывать неравнодушных людей!
Анна Анатольевна Солодкова # 5 января 2016 в 17:47 0
Наряду с программным материалом, учитель должен постараться показать детям, что каждый человек может принести пользу для природы Подобно капли в море. Сама капля ничтожно мала, но какое имеет огромное значение для водного пространства. Так и человечество, каждый имеет возможность сохранить сберечь, помочь другому понять в необходимости соблюдений чистоты, правил поведения в лесу и т.д. С помощью поисково-исследовательской деятельности у каждого ребенка возникает чувство ответственности и потребности защитить и сберечь природу окружающую его. Наши ученики вырастут и будут своим детям, знакомым показывать пример своими действиями. Наша задача как взрослых людей, как педагогов помочь стать ответственными за тех, кого приручаем, уважать чужой труд, убирать свое рабочее место и т.д.
Надежда Михайловна Григорьева # 18 января 2016 в 21:07 0
Спасибо большое за статью, а особенно за приложение к ней. Этому уроку сейчас уделяют большое внимание.Наши четвероклассники впервые в этом году будут писать Всероссийскую проверочную работу по данному предмету. Пожелаем и нам, педагогам, и нашим воспитанникам удачи!