Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока в начальной школе «Осенние изменения в растительном и животном мире»

Конспект урока «Осенние изменения в растительном и животном мире»
Автор: Чернова Светлана Евгеньевна.
Данный конспект урока предназначен для учителей начальных классов и учителей коррекционных школ, он поможет закрепить и систематизировать знания детей об осенних изменениях в растительном и животном мире.
Тема: «Осенние изменения в растительном и животном мире».
Цели:
- расширение и закрепление знаний об осенних изменениях в растительном и животном мире;
- развитие интереса к изучению предмета
Задачи:
- познакомить с причинами изменения окраски листьев;
- развивать умение делать выводы, анализировать;
- воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: серия картин «Осень», картинка хвойного дерева –лиственницы.
Подготовительная работа.
1. Подготовить сценки, выучить стихи отдельным ученикам.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Приглашаю вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
II. Актуализация опорных знаний.
- Определите о каком времени года эти строчки?
Жаркое солнце,
Цветов аромат.
Время для отдыха
Шумных ребят (Лето).
Тучи серые несу
над землею вязкой.
и рисую я в лесу
Золотою краской. (Осень).
- По каким признакам вы определили?
- Какие изменения в природе уже произошли? (ответы уч-ся).
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осеннее царство Природы.
-На доске серия картин на тему «Осень».
Дмитрий Щеглов «Ранняя осень».

Василий Паленов «Золотая осень».

Исаак Ильич Левитан «Поздняя осень».

- В чем красота картин осени? (ответы учащихся).
Осень – красивое время года. Об осени писали многие поэты: Пушкин. Тютчев, Фет, Бунин, Плещеев, Толстой, Есенин.
Послушайте и скажите о каком месяце идет речь?
-Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? (Сентябрь).
-Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился? (Октябрь).
-Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь ).
- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Кроме современных названий месяцы имеют и народные названия, связанные с "характером" месяца, его основными признаками.
Сентябрь – хмурень, ревун, зоревник, дождезвон.
Сентябрь люди зовут златоцветом, потому что на деревьях и кустах появляются золотисто-желтые листья.
Октябрь – позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник.
В старину его называли листопадом или листопадником.
Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник.
Его народное название – грудень, потому что грязь на дорогах смерзалась со снегом и льдом и лежит грудами. В ноябре холодно, дуют порывистые ветра, часто идут дождь со снегом.
Из поколения в поколение передавались приметы, которые создали люди, внимательно наблюдая и подмечая природные изменения. Большими помощниками в этом были многие растения и животные. Они способны предчувствовать погодные перемены. Каждый месяц осени имеет свои приметы.
Сентябрь.
-Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
-Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
-Много желудей на дубу — к лютой зиме.
Октябрь.
Если лист, падая с дерева, ложится лицом кверху — к недороду на другой год, а ложится изнанкой — к урожаю.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
Октябрь — месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).
Ноябрь.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели.
Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
- Осень для школьников – рабочая пора. А в лесу, наоборот, осенью начинаются каникулы. Но прежде, чем осень распустит лесных жителей на каникулы, они должны сдать экзамен. Все без исключения: и маленькая травка, и большое дерево, и птица и зверь. Осень объявляет всему живому: готовьтесь, за мной идет зима.
-Ребята, скажите, как деревья узнают, что скоро наступит зима?(Ответы учащихся).
-Почему изменилась окраска листьев? ( В осеннюю пору длина светового дня становится меньше, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Начинают поступать другие красящие вещества. Жёлтые красящие вещества довольно стойкие и осенью листья многих растений становятся желтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда понижается температура, деятельность листа замирает, проступают багряные, фиолетовые красящие вещества. Кроме того, осенью уменьшается отток питательных веществ из листьев, и в них идет образование разных веществ, меняющих окраску листьев. В дождливую, пасмурную осень это происходит медленнее).
Игра-драматизация.
Ведущий: Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом.
1-е дерево: Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и жёлтые, и оранжевые краски.
2-е дерево. Я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен. Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому дереву никогда не изменяю.
- Ребята, угадайте , какие деревья вели спор?(Лиственное и хвойное).
-Все ли деревья меняют окраску с приходом осени?
- Какие деревья остаются зелеными?
-А у хвойных деревьев бывает листопад?( У хвойных деревьев листья – хвоинки опадают не все сразу, а постепенно. Поэтому деревья круглый год зеленые. Есть такое дерево – лиственница, которое сбрасывает с себя всю хвою и ведет себя как лиственное дерево). Демонстрация картинки лиственницы.

И вот, ребята, представьте себе, что мы оказались в холодном осеннем лесу.
-Какие изменения происходят в жизни животных осенью?
-Как же птицы, звери, насекомые готовятся к зиме?
- Кому труднее перенести осеннее похолодание? (Насекомым).
- Что с ними происходит осенью?(Чтение стихотворения подготовленным учеником).
Насекомые боятся холодов.
Они забились в норки, в щели.
Когда весной уже не будет здесь снегов,
Окажется, что мошки уцелели.
И все жуки, и муравьи,
Покажутся тогда среди травы.
- Почему многие насекомые погибают осенью? ( Насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветков, пропадают осенью, потому что листья вянут и опадают, цветки не цветут. С понижением температуры воздуха и почвы, они теряют свою подвижность и замирают до весеннего тепла: мухи, муравьи или погибают, например, бабочки. Жуки, чтобы пережить холода, закапываются поглубже в землю. Пчелы всю зиму питаются накопленным за лето медом и постоянно двигаются, согревая друг друга своим теплом. Муравьи закупоривают входы-выходы своего муравейника. Собираются в кучки в самой глубине муравейника, где потеплее).
- Ребята, а почему осенью в лесу тихо? (Улетают птицы).
- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные птицы).
-Каких перелетных птиц вы знаете?
-А какие птицы живут круглый год в нашем краю? ( Воробей, сорока).
- Как мы называем таких птиц? (Оседлые птицы.)
Игра-драматизация.
Глухарь: Здорово, сорока! Где была, куда летала?
Сорока: Летом в темном лесу жила, осенью на светлой опушке.
Глухарь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в деревню.
Глухарь: Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока: Да как же, милок. Птичьи гнезда давно пустые, яичка не утаишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить некого.
Глухарь: Чем же в деревне хорошо?
Сорока: Да как же, милок. У дворовой собаки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая!
-Как вы думаете тяжело птицам с наступлением холодов? (Ответы детей).
- А как вы можете им помочь? (Ответы детей).
-Как называется изменение густоты и окраски шерсти у животных? (Линька).
- У каких животных и зачем осенью линяет шерсть? (ответы учащихся)
- Осенью запасы делают не только птицы, но звери. Что вы об этом знаете? (Ответы учащихся).
- Поразмышляйте, почему животные не едят опавшие красивые листья, а зеленые засушенные – с удовольствием? ( Яркие опавшие листья ядовиты, в них за лето накопились ядовитые вещества из воздуха, воды, земли).
IV. Итог.
-Закончилось наше путешествие в царство Природы. Назовите основную причину осенних изменений в растительном и животном мире? (Похолодание).
Несмотря на похолодание, осень – это прекрасное время года. Послушайте стихотворение Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."
Чтение стихотворения учеником.
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
V.Д/З. Нарисуйте осенний пейзаж и напишите маленький рассказ о том, что изменилось в растительном и животном мире с приходом осени.

Рекомендуем посмотреть:

Урок-экскурсия по познанию мира в 3 классе Конспект урока природоведения 5 класс. Моря и океаны Конспект урока по природоведению для 5 класса. Науки, изучающие природу Конспект урока по природоведению, 5 класс. Форма, размеры, внутреннее строение Земли

Похожие статьи:

Конспект урока по природоведению в 5 классе. Птицы осенью

Конспект урока природоведения в 5 классе «Можно ли жить не питаясь»

Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вещества и смеси»

Конспект урока природоведения в 5 классе. Строение цветковых растений

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Конспект урока математики для 4 класса коррекционной школы
Опубликовано: 3634 дня назад (23 ноября 2014)
Просмотров: 10945
+15
Голосов: 15
Елена Валерьевна Полякова # 23 ноября 2014 в 16:19 +4
Светлана Евгеньевна, спасибо. Конспект интересный. Материал строится и на уже знакомым ученикам и сообщается много нового. Используются разные виды деятельности. Всё логично. Я отдаю вам свой голос.
Светлана Евгеньевна Чернова # 23 ноября 2014 в 16:24 +3
Спасибо за первый положительный отзыв.
Наталья Борисовна Щипцова # 23 ноября 2014 в 16:55 +2
Очень интересное и содержательное мероприятие. Я его обязательно возьму на заметку. Учителем проделана огромная работа. Спасибо. В ходе мероприятия затронуты разные области: живопись, литература, животный и растительный мир. несомненно детям было интересно и они получили новые знания и в увлекательной форме.Успехов вам.
Светлана Евгеньевна Чернова # 23 ноября 2014 в 16:57 +3
Спасибо за комментарий.
Ильсия Наилевна Яруллина # 23 ноября 2014 в 17:17 +4
На уроке хорошо использованы материалы устного народного творчества, что особенно характерно для урока в начальной школе. Использование устного народного творчества, во первых, обогащает словарный запас учеников и конечно же приводит к мотивации изучения языка. Мероприятие интересное, цель достигнута.
Светлана Евгеньевна Чернова # 23 ноября 2014 в 17:46 +3
Спасибо за отзыв.
Елена Евгеньевна Голобородько # 23 ноября 2014 в 18:35 +3
Спасибо за приглашение Светлана Евгеньевна! С удовольствием проголосовала за ваш конспект урока «Осенние изменения в растительном и животном мире». Мне он очень понравился!Интересные загадки, красивые картины с временами года, замечательная игра-драматизация!Успехов вам!
Ольга Сергеевна Сальникова # 23 ноября 2014 в 19:27 +4
Здравствуйте, Светлана Евгеньевна! Конспект урока интересный, очень понравилось включение игр-драматизаций. Ход вопросов к детям продуман так, что они сами делают необходимые выводы. Спасибо за интересный материал!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 24 ноября 2014 в 16:53 +2
Светлана Евгеньевна, благодарю вас за приглашение познакомиться с уроком, который приглашает в мир природы.
Мне очень понравилась наглядность, которую вы используете в ходе урока, но я не увидела в публикации для какого возраста(класса) предлагается данная разработка урока. Советую на будущее записывать предполагаемые ответы учащихся. Также в начале любого конспекта указывается тип урока, у вас систематизация и закрепление изученного материала. В целом, у вас получился урок с творческим подходом, уверена, что ученикам было очень интересно!
Желаю вам успехов! Примите голос!
С уважением, Т.Н.
Светлана Евгеньевна Чернова # 24 ноября 2014 в 18:03 +3
Спасибо за комментарий.
Вера Александровна Орехова # 25 ноября 2014 в 05:58 +2
Светлана Евгеньевна, спасибо за приглашение! С интересом познакомилась с конспектом урока, где Вы расширяете и закрепляете знания детей об осенних изменениях в растительном и животном мире. Вы учите детей делать определенные выводы и анализировать, учите любить и беречь природу. Думаю детям очень понравился урок и они узнали новую информацию, закрепили имеющиеся знания. Очень понравилась подборка иллюстраций, которые вы использовали во время урока.
Примите мой голос +1.
Желаю творческих успехов!!!
Ирина Николаевна Ступченко # 25 ноября 2014 в 17:15 +1
Спасибо за приглашение! Ваш конспект заслуживает внимания и высокой оценки. Очень интересная подборка вопросов. Правильное закрепление. Выдостигли всех поставленных целей. Примите мой голос!
Наталья Суслова # 29 ноября 2014 в 19:19 +1
Светлана Евгеньевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение на урок окружающего мира. Ваш урок-закрепления насыщен, разнообразен. Поставленные цели воплощены. Желаю творческих успехов!
Людмила Алексеевна Варвашевич # 4 декабря 2014 в 22:20 +1
Спасибо за приглашение! Интересный сценарий об изменениях в природе осенью. Если честно, кое-что и для себя новое открыла (яркие опавшие листья ядовиты, в них за лето накопились ядовитые вещества из воздуха, воды, земли).
Творчества и новых идей!
Сидорова Зоя Григорьевна # 16 декабря 2014 в 20:31 +1
Светлана Евгеньевна! Очень удачно построен конспект урока «Осенние изменения в растительном и животном мире». С удовольствием ознакомилась с Вашей публикацией. Очень серьёзно подготовленное, интересное занятие, которое способствует закреплению знаний детей о природе, расширению кругозор детей, развивает внимание, память, логическое мышление, воспитывает любовь к природе, интерес к миру растений и животных. Сразу видно, что была активная подготовительная работа: занятия, беседы,конкурсы. Проводилась систематическая работа, которая ведётся с детьми, начиная с младшего возраста. Вырастить экологически грамотных людей, добрых, сопереживающих, умеющих любить - вот наша задача. Творческих успехов Вам! Благополучия во всём! Спасибо, что пригласили!
Зоя.
Игорь Владимирович Грушевский # 16 января 2015 в 14:18 +1
Здравствуйте, Светлана Евгеньевна! Очень понравился Ваш конспект! Голос!
Светлана Евгеньевна Чернова # 16 января 2015 в 17:13 +1
Спасибо за положительный отзыв.
Нина Анатольевна Агеева # 12 января 2016 в 09:40 +1
Здравствуйте. Мой голос 14. Мне очень понравился материал который вы предоставили. Конспект урока интересный, очень понравилось включение игр-драматизаций. Если честно, открыла для себя много нового.Очень понравилась подборка иллюстраций. Спасибо.
Светлана Евгеньевна Чернова # 12 января 2016 в 16:19 +1
Спасибо за комментарий!