Конспект урока по природоведению «Моря и океаны. Использование и охрана воды».
Автор: Еремеева Екатерина Ивановна, учитель истории, географии и природоведения ГБОУ РМЭ «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», с Казанское.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по природоведению для 5 класса по теме «Моря и океаны. Использование и охрана воды».Данный материал будет полезен учителям природоведения коррекционной школы VIII вида. Это конспект учебного занятия, направленного на формирование и расширение представлений учащихся о водоемах нашей планеты, а также, на понимание рационального использования водных ресурсов и бережного отношения к природе.
Тема: «Моря и океаны. Использование и охрана воды».
Цель: Познакомить учащихся с морями и океанами; рассказать об использовании и охране воды, экологических проблемах водоёмов.
Задачи:
1. Образовательные: Закрепить знания учащихся о различных водоемах; рассмотреть экологические проблемы водоёмов, определить меры их охраны;
2. Коррекционно-развивающие: Развивать умение доносить информацию, работать в коллективе; корригировать и развивать память, мышление;
3. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты и чувство ответственности за окружающую природу.
Основные термины: Океан, море.
Оборудование:
- Учебник «Природоведение для 5 класс» Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной;
- Иллюстрации в учебнике и предметные картинки;
- Глобус;
- Ребусы;
- Карточки-задания, листочки.
Тип урока: Комбинированный.
ХОД УРОКА:
1. Организационное начало урока:
- Доклад дежурного о готовности класса к уроку;
- Приветствие;
- Психологический настрой на урок.
2. Повторение пройденного материала:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без неё нам не прожить.
Вопрос: О чем это стихотворение? (ответы детей)
Задание 1: Возьмите листочки, которые лежат на партах и напишите прилагательные о воде, какая бывает вода. (пишут)
Проверка написанных прилагательных, обсуждение.
Задание 2: Давайте разгадаем ребусы:
Ребусы: река, болото, ручей, озеро.
Задание 3 на карточке: Соотнесите стрелками:
Искусственный водоем
Естественный водоем Река
Родник
Водохранилище
Пруд
Озеро
Колодец
Ручей
Болото
Проверка сделанного задания, обсуждение.
3. Актуализация новых знаний, сообщение темы урока:
Вводная беседа учителя - загадки:
1. По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива. (Медуза)
2. Он плавает на дне глубоком,
А иногда — у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (Скат)
3. По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус? (Кит)
Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он – «морской бандит».
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (Акулой)
5. Подставляя людям спины
В море нас спасут… (Дельфины)
6. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (Осьминог)
Вопрос: Где же живут эти организмы? (моря, океаны)
Сообщение темы урока: «Моря и океаны. Использование и охрана воды».
4. Изучение нового материала:
Вводная беседа учителя:
- Давайте посмотрим на глобус. Наша планета голубая, жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Голубое – это вода – океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. А что же такое моря и океаны, давайте разбираться.
Словарная работа: Океаны – большие пространства воды. Все они соединены между собой и образуют Мировой океан.
Море – прибрежная часть океана.
Рассказ учителя о растениях и животных морей и океанов с использованием иллюстраций.
Хищники моря – акулы. Они бывают и гиганты (20м) и карлики (15см.). Самые безобидные – Тигровая и гигантская акулы. Питаются акулы рыбой. У них хорошее обоняние, лучше, чем у собак. Самая страшная для человека – Белая акула.
Белая акула до 6 метров. Охотится по ночам на кальмаров и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые «Страшные улыбки». Тёмные, круглые, завораживающие глаза акулы мгновенно распознают добычу. Акулы испытывают постоянный голод, они вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет. А вот гигант моря – синий кит
Синий кит относится к млекопитающим, это не рыба. Его тело до 33 метров, масса до 130 тонн. Питается синий кит планктоном. Сложно кормить китёнка. За одну кормёжку он съедает 20 вёдер молока, жирного как сметана. Киты совершают ежегодные путешествия от приполюсных пространств к субтропикам и обратно.
Дельфины очень подвижные и ловкие, прожорливые хищники, живущие в основном общественно, водятся во всех морях, поднимаются даже высоко в реки, питаются главным образом рыбой, моллюсками, ракообразными; иногда нападают и на своих сородичей. Отличаются также любознательностью и традиционно хорошим отношением к человеку.
Физкультминутка:
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Беседа по вопросам:
- Бывал ли кто-нибудь из вас на море, может быть, читал о нём? Какая вода в море? (Солёная).
- Можем ли мы пить такую воду или поливать цветы? (Нет).
- В реках, озёрах, под землёй вода без вкуса. Она называется пресной. А в морях и океанах вода солёная.
- Итак, каковы же запасы воды на Земле?
Работа с учебником:
Прочитайте текст учебника на стр. 44-45.
Вопрос: Как люди используют водоемы и воду?
Рассказ учителя:
Из них на моря и океаны приходится 97%, в глубоких слоях суши, в почвах, в реках, озёрах, болотах, в ледниках, в атмосфере – 2% воды. На пресную воду, которая так необходима для всего живого, приходится всего 2% от общих запасов воды. Это очень мало.
- Какой вывод можем сделать? Пресной воды - необходимой нам для жизни, очень мало, её надо беречь.
- Сохранение пресной воды – это большая экологическая проблема. Чтобы понять эту проблему, установим её причины:
- Загрязнение воды предприятиями;
- Люди моют машины, бросают мусор в воду;
Вопрос: - Решают ли люди эту проблему? (Да).
- Создают законы об охране природы, заказники, заповедники;
- Бурят скважины для добычи грунтовых вод;
- Строят очистные сооружения;
- Экономно расходуют.
5. Первичное закрепление изученного материала:
Фронтальный опрос.
- Чем отличается море от океана?
- Как люди используют океаны?
- Как люди используют воду океанов, морей, рек и озер?
- Какой воды на Земле больше: пресной или соленой?
- Какая вода нужна людям для питья?
Задание: Решите такую задачу:
«В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? За 10 дней?»
6. Подведение итогов урока:
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Объявление оценок за урок, рефлексия.
7. Домашнее задание
Читать стр. 43-46.
Нарисовать плакат «Сохраним воду чистой!»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока в начальной школе «Осенние изменения в растительном и животном мире»
Конспект урока по природоведению для 5 класса. Науки, изучающие природу
Конспект урока по природоведению, 5 класс. Форма, размеры, внутреннее строение Земли
Урок природоведения: Вода и её свойства
Похожие статьи:
Конспект урока по природоведению в 5 классе. Птицы осенью
Конспект урока природоведения в 5 классе «Можно ли жить не питаясь»
Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вещества и смеси»
Конспект урока природоведения в 5 классе. Строение цветковых растений
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»