Конспект урока природоведения на тему "Вода и её свойства. Какое значение имеет вода"
Цель:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и человека; ознакомление учащихся с некоторыми физическими свойствами воды;
развитие памяти, мышления, кругозора учащихся, умения работать в парах, группах;
воспитание экологической культуры; бережного отношения к воде.
Ход урока:
I. Введение в тему урока
1.– Ребята, отгадайте загадку, отгадка подскажет вам тему урока.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
– Какая сегодня тема урока? (Вода)
– Постарайтесь поставить учебную цель урока. (Открыть новое знание о воде)
2. Ребус «Вода»
- Сегодня наш разговор пойдет о том, что спряталось в ребусе.(Вода)
II. Актуализация знаний
-Известна издавна жидкость, всяк ее употребляет.
Бывает облачком она, снежинкой бывает ...
(На доске появляются картинки)
1. Рассказ учителя.
- Вода в природе встречается везде. Ее видели все и знают, что такое вода. Вода - это жизнь. Тысячи лет могут пролежать зернышки в сухой земле. Но когда их увлажнит капелька воды, они обязательно прорастут. Испокон веков превращала вода засушливые степи - на плодородные земли, а жаркие пустыни - в цветущие оазисы.
Попробуйте представить современную жизнь без воды. И вы поймете: вода - бесценный дар природы, требующий изучения, сохранения и большого уважения!
Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Это озера, моря, реки, океаны. Вода есть в воздухе, в почве, под землей. Облака в небе и ледники в горах - это тоже вода. Вода входит в состав всех живых организмов. Например, в организме человека вода составляет более половины массы тела, а огурец почти полностью состоит из воды. Без воды засыхают растения, погибают животные. Человек может прожить без воды несколько дней. Вода - богатство земли. Она необходима всем.
Из космоса, как утверждают космонавты, Земля очень красивая. Она сверкает всеми оттенками белых, синих, зеленых и фиолетовых красок. И все это - благодаря воде. А на Земле - зеленые долины извилистых рек ... Голубые лесные озера ... Звонкие источники ... Колодцы с хрустальной водой ... Безграничная гладь, в которой утонули высокое синее небо ... Ледяные горы - айсберги среди серых холодных океанических волн ... Белые ледяные пустыни Арктики и Антарктики. Все эти виды - такие разные, созданные водой. Но вода есть не только на поверхности Земли. Под поверхностью Земли также скрываются реки и озера.
2.– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.
-Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 вёдер воды. Чтобы вырастить 1 кг яблок, нужно 100 вёдер воды. Что происходит с растениями, если их не поливать? (Растения увядают) Что происходит с человеком, животными без воды? (Они умирают). Человек и животные без еды могут прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.
– Какое значение имеет вода для живых организмов? (Вода необходима для жизни всех живых организмов)
Карточка с выводом закрепляется на доске.
3. Где прячется капелька воды? Тело человека и животных больше чем на половину состоит из воды. Вода есть во всех частях растения.
Вывод. Вода входит в состав живого организма.
4. Посмотрите на плакат «Морские и речные обитатели» Что можете сказать о значении воды для них? (Рыбы, некоторые растения живут в воде). Вывод. Вода – среда обитания.
– Итак, какое значение имеет вода в природе? (Вода необходима для жизни всех живых организмов. Вода входит в состав живого организма. Вода – среда обитания.)
III. Постановка проблемы
Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни.
Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети затрудняются ответить)
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)
– Чтобы изучить свойства воды, мы проведём исследование.
Физкультминутка
IV. Определение темы исследования, цели.
– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды)
– Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)
V. Выдвижение гипотез
– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством … (Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)
VI. Определение методов исследования
– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)
VII. Ознакомление с планом исследования
– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)
1. Проведение опыта.
2. Формулирование вывода
3. Отчёт о результатах исследования
VIII. Проведение исследования
1.- Вода в природе находится в таких состояниях: жидком - вода, твердом - снег и лед, газообразном - водяной пар.
2. Словарная работа.
Словарик:
Жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние.
- Вспомни, в каком состоянии ты видел воду? Где и когда?
- Почему белье высыхает? С какого в какое состояние переходит?
- Пар - это газообразное состояние воды, его не видно, как и любой газ. Как доказать, что такое состояние воды существует?
- В какое состояние переходит вода, когда она закипает в чайнике?
3. Отгадывание загадок. Отгадай загадки и объясни, как идет вода.
1) Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
2) Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
(Дождь)
3) Утром падаю всегда —
Не дождинка, не звезда —
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.(Роса)
4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
4.- А теперь, пользуясь рекомендациями учебника с.43 и подготовленными вещами мы с вами будем исследовать свойства воды - жидкости.
5. Исследовательская деятельность.
Вода текучая. Если вылить воду, например, на стол, она растечется по его поверхности.
Вода не имеет собственной формы, а принимает форму сосуда, в который ее наливают. Для определения других свойства, выполним опыты.
Опыты.
В стакан с чистой водой опусти ложку. Хорошо ли ее видно? О каком свойстве воды это говорит?
Посмотри, имеет вода цвет?
Имеет ли вода запах.
Слайд 7. Итак, мы выяснили, что вода текуча, не имеет собственной формы, прозрачная, бесцветная, без запаха.
Физкультминутка
IX. Отчёт о результатах исследования
1.– Посмотрите на план исследования, какие пункты мы выполнили? К какому пункту плана мы переходим? (Отчёт о результатах исследования)
– Работать будете в группах. У каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте задание, выполните его, выберите выступающего. (Учащиеся объединяются в группы и работают самостоятельно)
2. Работа в группах:
- Подумайте и скажите, почему говорят, что
1 группа - Без воды и ни туды, и ни сюды.
2 группа - Куда водица течет, там травка растет.
3 группа - В природе вода находится в трех состояниях. Как вы думаете - где?
(Рассуждения детей)
- Вода в природе находится в таких состояниях: жидком - вода, твердом - снег и лед, газообразном - водяной пар.
4 группа -Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?
Что в руках не удержать.
В гору не выкатить,
В решете не унести?
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Я была грязна, черна
Через фильтр я пробежала,
Чистая опять я стала.
Я без вкуса и прозрачна,
Но всем и всегда нужна,
Больше, чем еда.
Составьте свою загадку о свойствах воды.
Представление работы в группе
X. Итог
1.– Какая у нас была цель исследования? (Изучение свойств воды) Достигли мы её?
– Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают подтвержденные гипотезы)
– На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? (Что определяет уникальность, необычность воды?) Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (Уникальность воды определяется её свойствами)
2.Создание «ассоциативного куста» в виде схемы под руководством учителя.
XI. Рефлексия
1.– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.
2. Игра «Продолжи предложение»
"На уроке я научился ..." (узнал, запомнил, понял, повторил; заинтересовался).
3. Знакомство с гимном воде.
«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое в мире богатство. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое легкое спугнуть». Антуан де Сент- Экзюпери
XII. Домашнее задание
– Составьте кроссворд «Свойства воды».
-Нарисуйте рисунок «Вода дороже золота».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока природоведения 5 класс. Моря и океаны
Конспект урока в начальной школе «Осенние изменения в растительном и животном мире»
Конспект урока по природоведению для 5 класса. Науки, изучающие природу
Конспект урока по природоведению, 5 класс. Форма, размеры, внутреннее строение Земли
Похожие статьи:
Конспект урока по природоведению в 5 классе. Птицы осенью
Конспект урока природоведения в 5 классе «Можно ли жить не питаясь»
Конспект урока по природоведению для 5 класса «Вещества и смеси»
Конспект урока природоведения в 5 классе. Строение цветковых растений