Доклад воспитателя ДОУ «Мелкая моторика»
Автор: Гаврилюк Светлана Юрьевна, воспитатель
Место работы: МБДОУ "Детский сад № 20", г ИвановоРазвитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Цель: рассмотреть и обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка.
Задачи;
1. Раскрыть значение и сущность развития мелкой моторики рук;
2. Охарактеризовать процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Выявить некоторые методики диагностики в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Введение.
Усвоение знаний, которые необходимо передать нашим детям, должно проходить не механически, а осмысленно. Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с девиацией в развитии речи. Что такое моторика? Это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Простые движения помогают убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
Основная часть
К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, уделять определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений решать одновременно несколько проблем:
- во-первых, влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка;
-во-вторых, улучшать развитие речи детей;
-в-третьих, готовить детей к овладению навыками письма.
Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Поэтому в своей работе с детьми необходимо использовать несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, можно предложить детям следующие задания: массаж (поглаживание, разминание, растирание, постукивание), пальчиковые игры, игры со счетными палочками и спичками, работа с «колючими» мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук; игры с четками, с пуговицами, бусами и другими мелкими предметами, с крупами,лепка. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе. Используйте творческий подход, занимаясь с детьми. Речевое подкрепление увлекательных действий удваивает результат. И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у детей осталось впечатление, что оно легкое, тогда они с удовольствием будут выполнять его в следующий раз.
Заключение.
На основании проделанной работы формулируются следующие выводы:
- основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать;
- развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом;
- особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными;
- упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Играйте, творите, умнейте!
Рекомендуем посмотреть:
Материал для речевого развития дошкольников
Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему: Осень в лесу
Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет