Конспект родительского собрания в средней группе по теме "Речевое развитие детей"
Автор: Милюхина Светлана Григорьевна, воспитатель МАДОУ д/с № 166 "Игрушка,г. Тюмень
Цель: помочь родителям разобраться в отставании речевого развития детей и предложить игры для речевого развития дома.
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители. Ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Ведь она является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.
Сегодня мы поговорим о развитии одного из важнейших процессов человека- речь.
Мы развиваем речь в разных видах деятельности. На специальных занятия по развитию речи, а также и на других занятиях, вне занятий – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный во время дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете, какие это факторы?
- от эмоционального общения родителей с ребенком с младенческого возраста
- от общения ребенка со сверстниками
- от строения артикуляционного аппарата
- от речи взрослых ( как образец для детей)
- от развития мелкой моторики
- от регулярного чтения детям художественной литературы
- от игр ребенка со взрослыми и сверстниками
- от умения лепить
Все эти факторы влияют на развитие речи ребенка.
Но больше всего на свете дети любят играть, а не заниматься, как бы это ни было интересно. А когда в игру включаются мамы и папы, счастью детей нет предела.
Поэтому сегодня поделимся с вами опытом.
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
1 этап
Массаж.
Массируя пальцы рук, активизируется работа внутренних органов.
Большой - отвечает за голову
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.
2 этап
Пальчиковые игры (без предметов).
Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.
2)
Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
Развивать мелкую моторику необходимо, прежде всего для того, что совсем скоро наши дошкольники станут школьниками и им предстоит взять в руки ручки и красиво и правильно вывести первые буквы, аккуратно вырезать и приклеить картинку. Для развития – необходимо постоянно ребенку давать делать что-то своими руками. Это могут быть и собирание пазлов, и выкладывание узоров из счетных палочек, бусинок, камешков. Лепка из пластилина и игры с живым песком. Не бойтесь детям давать в руки ножницы. (Конечно под вашим бдительным присмотром)
Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст.
Работа с манкой. «Нарисуй, что услышишь»
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то — бряк,бряк,бряк!
Золотые они — звяк,звяк,звяк!
***
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка — на кошке
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить
***
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, бурёнушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала
***
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
***
— Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала.
3 этап Артикуляционная гимнастика
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.
1.«Улыбка» Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10).
2.«Трубочка» Вытянуть губы вперед, как хоботок (удерживатьдо10).
3. «Улыбка-трубочка» Чередовать до 10 раз.
4. «Иголочка» Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
5. «Шарик» Надуть щёки, сдуть щёки
6. «Крестик»
Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
7. Чашечка
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхней губе, но не касаться её.
8. «Маляр»
Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
9. «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
Можно проводить следующие упражнения, играя в сказку:
ТЕРЕМОК
В лесу стоит маленький домик,
Настоящий теремок.
Надуть щеки
Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и
большой кирпичной трубой.
Хоботок – вытянуть губы
вперед и вращать ими.
В доме есть три маленьких
Круглых окошка со ставнями
Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы
И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.
Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать
Стены у дома были красивые.
Покрасить стенки – кончиком языка
Погладить щеки
Стали они шататься вправо – влево, Вправо – влево…
Поочередно надувать щеки
Зашатался и пол в домике вперед - назад, вперед-назад,
Двигать челюстью вправо – влево
Дверь то закрывалась, то открывалась.
Открыть рот
Даже труба на крыше закачалась,
Хоботок
Вдруг дом рухнул и рассыпался…
Худышка - втянуть щеки
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.
Нижними зубами закусить верхнюю губу
Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка- подружка и говорит:
Верхними зубами закусить нижнюю губу
«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»
Широко открыть рот
Обрадовалась мышка, улыбнулась И побежала за лягушкой.
Улыбка
4 этап.
Дыхательная гимнастика
Воздушный футбол
Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.
(Вата, конструктор, подносы )
Рисунок на окне
Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.
(зеркала)
Снегопад (Листопад)
Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты или бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки», «листочки» на ладонь и сдувать их. Сдувание одуванчиков.
5 этап.
Речевые игры
«Ласковое слово».
Предложите ребёнку превратить слова так, как в примере: дом – домик, стол -столик, заяц - зайчик, книга - книжечка, лиса — лисичка.
«Кто больше».
В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному. Например: Лето - теплое, солнечное, дождливое, ласковое, жаркое.
Также можно поставить задачу придумать к существительному глаголы: река-течет, бежит, журчит, бурлит.
«Отгадай».
Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей:
кабина, кузов, руль, колеса, фары — машина.
6 этап.
Чистоговорки
У Сени и Сани сом с усами.
Са-са-са: в клетке спит лиса.
Су-су-су: смотрим на лису.
Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.
Се-се-се: знаем сказку о лисе.
7 этап.
Скороговорки
Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Скороговорка учит произносить слова четко, не съедая окончание( пока разучивает, чтобы понять смысл каждого слова. Ребенок, учится не только говорить, но и слушать. Это очень пригодится в школе, когда учитель выдает много различной информации.
Жутко жуку жить на суку.
У ужа ужата, у ежа – ежата.
Помните: если ребенок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки и трудно проговариваемые слова
8 этап.
«Составь рассказ по картинкам»
Обратная связь:
- понравилась ли вам сегодняшняя встреча?
- чем полезна именно для вас данная информация?
- какие конкретно игровые приемы вы будете использовать дома?
Для того чтобы вы могли заниматься с детьми, мы приготовили небольшие памятки.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада
Родительское собрание в средней группе детского сада
Конспект родительского собрания в средней группе
Протокол родительского собрания в средней группе
Похожие статьи:
Первое родительское собрание в средней группе в начале учебного года
Родительское собрание в средней группе. Дополнительное образование в детском саду
Родительское собрание в средней группе. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей
Родительское собрание в средней группе. Сохранение психологического благополучия ребенка в семье
Родительское собрание в средней группе на тему «Здоровый образ жизни»