Развитие речи у дошкольников 6-7 лет через сенсомоторные игры
Описание: данный материал может быть интересен воспитателям при подборе сенсомоторных игр, способствующих развитию речи детей.
Цель:
Распространение опыта по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Развитие речи у дошкольников 6-7 лет через сенсомоторные игры».
Ребенок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, ребенок получает необходимый стимул для развития.
В. А. Сухомлинский писал: «Источник творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Психофизиология доказала, что в коре головного мозга речевая и двигательная зона мелкой моторики взаимосвязаны. Они не просто находятся рядом, они перекрывают друг друга. А около трети всей площади двигательной зоны – это проекция кисти руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством развития речи детей. Но технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Поэтому важность сенсомоторного уголка в группе неоспорима.
В этом году мои непоседы уходят в школу. В этом возрасте для ребенка важно развивать и совершенствовать умение играть, придумывая, обсуждая и соблюдая правила. И игры сенсомоторной направленности – это отличный способ для развития творческих способностей ребенка, совершенствования мелкой моторики рук, и, как следствие, развития речи детей.
Родители воспитанников стали моими активными помощниками, используют рекомендуемые мною игры, понимая их значение. Работу по данной проблеме я буду продолжать до выпуска детей в школу в мае 2022 г. Но уже и сейчас, благодаря проделанной работе, видны положительные изменения в речевой деятельности детей:
- улучшилась звуковая культура речи;
- обогатился словарь дошкольников;
- дети с удовольствием рассказывают об интересных событиях в их жизни, делятся впечатлениями друг с другом (о проведенных выходных, о новой игрушке, об интересной игре, о прочитанной книге дома, о новых друзьях); фантазируют, придумывая истории.
Мои воспитанники активно участвуют в конкурсах, становятся лауреатами и победителями.
А главное, мелкая моторика рук у большинства детей, развивается в соответствии с возрастом.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Вернуть детям всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – вот задача нас, взрослых, и воспитателей и родителей.
Текст к презентации
Работа по активизации сенсомоторики, проводимая мною с детьми подготовительной группы, включает в себя:
(Слайд 3-4)
1. Массаж ладоней и пальцев рук колючими массажными мячиками, шестигранными карандашами, шишками, орехами, что способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную).
(Слайд 5-7)
2. Уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи – пальчиковые игры. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Так, в некоторых играх, требуется участие обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «над», «под» и т.д.. Как правило, ребята оформляют игры реквизитами – мелкими предметами, пробками, пластмассовыми шариками и т.п.
(Слайд 8-11)
3. Игры в различные виды театра создают такие условия для развития речи детей, в которых активно развиваются и артикуляционная моторика, и фонематическое восприятие, и речевое дыхание, и правильное звукопроизношение. Кроме того, каждый ребенок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей. Особенно понравился моим детям театр пальчиковой тантамарески. Сами нарисовали, раскрасили, вырезали понравившихся персонажей и сами придумали и обыграли сюжет.
(Слайд 12)
4. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» – обогащают не только тактильные ощущения, но и активный словарь детей новыми словами. Игра «Тактильные мешочки». Для её изготовления потребуется немного разноцветных лоскутков и различные наполнители: крупа, фасоль, камушки, шуршащий полиэтилен, вата, соль, мелкие монетки и т.д. Желательно выбирать ткань ярких цветов и различных фактур. Также можно сшить двухцветные мешочки.
(Слайд 13-15)
5. Игры с природным материалом развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается, бусины, макароны, цветные пробки, даже пластиковые бутылки – и полезно, и занимательно. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
(Слайд 16-18)
6. Дидактические игры «пазлы», «конструктор», «найди лишнюю пробку», «конструктор из карандашей» не только отлично развивают мелкую моторику, внимание, мышление, логику, зрительное восприятие, но и активизируют различные отделы коры больших полушарий головного мозга, тем самым способствуют развитию гибкости артикуляционного аппарата, у детей улучшается звукопроизношение.
(Слайд 19-20)
7. Игры-гвоздики развивают пространственную ориентировку, внимание, творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Можно использовать игры Воскобовича: шнур «Затейник», Игровизор, Геоконт «Малыш», а также игру-головоломку «Змейка», которая позволяет развивать творческие способности и интеллект, умения различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры. Игра «Пальчики-резиночки» побуждает действовать обеими руками, координирует движений пальцев, их чувствительность, способствуя тем самым развитию воображения и связной речи.
(Слайд 21-22)
8. Изобразительная деятельность, лепка, рисование пальцами, рисование на песке, по крупе, аппликации с использованием мелких деталей – способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорных функций. Ведь изобразительная деятельность развивается включением речи в познавательные процессы.
(Слайд 23-24)
9. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. С большим удовольствием дети мастерят фигурки, а затем «оживляют» их, используя в своих играх.
(Слайд 25-26)
10. Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжи ряд, здесь речь способствует формированию графических умений и навыков, а, развивающаяся при этом мелкая моторика, способствует развитию речи.
(Слайд 27)
11. Если подключить фантазию и воображение, можно придумывать интересные и полезные нетрадиционные сенсомоторные игры. Так, например, дети с удовольствием играют в «Крестики-нолики» изготовленные из различных камешков. Такая игра способствует не только развитию сенсорных функций, но и овладению связной речью, обогащению словарного запаса.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду
Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации
Кинезиология в детском саду
Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников