Дидактические игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию звуков в словах
Автор: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание материала: Дидактические игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию звуков в словах разработаны для детей с нарушением звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков в словах.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, логическое мышление.
Автоматизировать поставленные звуки в словах.
Основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков).
Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи.
Для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе большое значение имеет работа по развитию фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Развитие фонематического восприятия и автоматизация звуков проводятся в игровой форме, используя наглядный материал.
Предлагаемые дидактические игры изготавливаются из цветного картона, предметных картинок и ламинируются скотчем. На контурные изображения предметов наклеиваются предметные картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук. Для развития фонематического восприятия ребенку предлагаются несколько картинок с другими звуками.
Каждая дидактическая игра помещается в файл А4, контурные изображения предметов – в файл А5. Файлы надеваются на стальные стержни папки-регистратора (папка-сегрегатор). Папка с играми занимает мало места на полке, компактна и удобна в использовании.
«Красивые рыбки в море»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурное изображение рыб с картинками, в названии которых есть звук [р]: рак, ракета, роза, помидор, самовар, кефир, смородина, барабан, пирамидка, морковь.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Это, что за чудеса,
Лёгких нет у малыша,
Вместо ручек плавники,
В серебристой чешуе.
Он в воде живёт всю жизнь,
Дышит жабрами, молчит. (Леонов В.А).
(Рыба)
- Выбери рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р].
- Назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками.
- Я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.
«Заполни аквариум рыбками»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звуков [р], [р‘] в словах.
Оборудование: картинка с изображением аквариума, контурные изображения рыб с картинками, в названии которых есть звуки [р]: радуга, рама, шар, комар, самовар, парта, корова, помидоры, [р‘]: репа, редиска, рябина, букварь, фонарик, огурец, грибы, сухари.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Рыбки в аквариуме
В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок:
Там камни и улитки,
И пузырьков поток.
(Аквариум)
- Выбери рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р] ([р‘]).
- Правильно назови картинку и опусти рыбку в аквариум.
- Назови те картинки, про которые можно сказать
мой, моя, мои.
«Помоги зайцу собрать морковку»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звуков [з], [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением зайца и грядок, контурные изображения морковок с картинками, в названии которых есть звуки [з]: звезда, забор, кукуруза, грузовик, гнездо, коза, [р]: рак, мухомор, барабан, груша, забор, кукуруза, грузовик, ворона.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Корешок в земле сидит,
Хохолок над ним торчит,
Коль подцепишь ловко,
Вытащишь … (Леонов В.А.)
(Морковку)
- Помоги зайцу собрать морковку с картинками, в названии которых есть звук [з] ([р]).
- Правильно назови картинку и отдай зайцу.
- Запомни картинки на морковках у зайца. Назови эти картинки по памяти.
«Подари воздушные шары»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков [ш], [р] в словах.
Оборудование: контурные изображения шаров с картинками, в названии которых есть звуки [ш]: шарф, шкаф, шуба, малыш, ландыш, картошка, пушка, чашка, ромашка, лягушка, лошадка, [р]: радуга, ручка, топор, сыр, корова, ворота, сорока, баран, арбуз, куртка, вертолет.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)
- Выбери шары с картинками, в названии которых есть звук [ш] ([р]).
- Назови картинки, выделяя звук, и подари шары другу.
- Назови слова, обозначающие живые предметы, а затем - неживые предметы.
«Собери пирамидку»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автоматизация звука [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением игрушек, контурные изображения колец пирамидки с картинками, в названии которых есть звук [р]: рыба, карандаш, морковь, ведро, мухомор, помидор.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Деревянный Человечек
Носит платье из колечек.
Любят взрослые и дети
Надевать колечки эти.
(Пирамидка)
- Собери пирамидку из колец с изображением предметов, в названии которых есть звук [р].
- Я назову большой предмет, а ты назови маленький.
Образец: ведро – ведерко.
«Собери клубнику»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звука [л] в словах.
Оборудование: картинка с изображением кустиков клубники, контурные изображения клубники с картинками, в названии которых есть звук [л]: лошадь, лопата, дятел, стул, акула, молоко, белка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Сидят цветочки на кусточке,
А ягоды под листочками,
Усы зелёные растут,
У ягод красных сладкий вкус! (Леонов В.А.)
(Клубника)
- Сорви клубнику с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- Правильно назови картинки и собери в корзинку.
- Котенок приготовит варенье из клубники какое? (Клубничное)
Сок из клубники какой? (Клубничный)
Пирог из клубники какой? (Клубничный)
Повидло из клубники какое? (Клубничное)
Конфеты из клубники какие? (Клубничные)
«Посади елочки»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи , автоматизация звука [л] в словах,.
Оборудование: зеленый картон, контурные изображения елок с картинками, в названии которых есть звук [л]: лампа, ложка, ласточка, дятел, пенал, белка, булавка, клубок, метла.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Угадать её не сложно.
Только будьте осторожны! -
Вся она в иголках!
Но не ёжик - ... !
(Ёлка)
- Выбери елки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- Правильно назови картинки и посади елочки.
- Посчитай по образцу: одна лампа, две лампы,…
- Посчитай в обратном порядке: пять пеналов, четыре пенала,…
«Помоги спрятать рыбок»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [л] в словах.
Оборудование: голубой картон, контурное изображение акулы, рыб с картинками, в названии которых есть звук [л]: лук, лось, луна, стол, стул, пила, мыло, кукла, пила, волк.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
В море, не касаясь дна,
Рыба плавает одна.
Остальным всем страх внушая,
Злая, сильная, большая!
(Акула)
- Спрячь от акулы рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- По выложенной звуковой схеме цветными фишками, подбери слово, которое подходит.
«Помоги дельфину найти друзей»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [л‘] в словах.
Оборудование: голубой картон, контурное изображение дельфина, рыб с картинками, в названии которых есть звук [л‘]: лист, лебедь, лев, лиса, соль, медаль, сосулька, пальма, коляска.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
С плавниками, но не рыбка.
Считать его рыбкой –
Большая ошибка.
(Дельфин)
- Найди для дельфина друзей-рыбок с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘].
- Назови картинки, выделяя звук [л‘].
- Найди слова, в которых звук [л‘] находится в начале (в середине, в конце).
«Веселый лягушонок»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [л‘] в словах.
Оборудование: картинка с изображением пруда, контурные изображения листьев водяной лилии с картинками, в названии которых есть звук [л‘]: лист, лиса, лебедь, павлин, тюлень, клевер, цыпленок, тюльпан; плоскостное изображение или игрушка лягушки.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары...
Это же ... !
(Лягушка)
- Выбери листья с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘].
- Лягушонок прыгает по листьям. Назови картинки, выделяя звук [л‘].
- Назови предметы, которым можно подобрать слова-действия:
плавает…(лебедь, тюлень)
зеленеет…(лист)
бежит…(лиса)
цветет…(тюльпан, клевер)
пищит…(цыпленок)
«Корабли в море»
Вариант 1.
Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звуков [л], [л‘], [р], [р‘] в словах.
Оборудование: голубой картон с наклеенными волнообразными полосками для вкладывания кораблей, контурные изображения кораблей с картинками, в названии которых есть звуки [л]: луна, лампа, стол, пенал, пила, акула, игла, яблоко, [л‘]: лиса, лист, лягушка, лев, ель, соль, цыплята, коляска, [р]: рак, ракета, карандаш, корова, ворона, морковь, огурцы, шар, забор, мухомор, [р‘]: репа, ремень, рябина, букварь, курица, перец.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
По морям и океанам,
По делам плывут они,
Побывали в многих странах,
Это чудо …
(Корабли)
- Выбери корабли с картинками, в названии которых есть звук [л] ([л‘], [р], [р‘]).
- Корабли плывут в море. Назови картинку, выделяя звук.
- Я уберу корабль, а ты посмотри и скажи, чего не стало.
Вариант 2.
Цель игры: дифференциация звуков [л] - [р], [л‘] - [р‘] в словах, развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурные изображения кораблей с картинками, в названии которых есть дифференцируемые звуки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку правильно назвать картинки, изображенные на кораблях. На верхнюю и нижнюю полоску поместить корабли с дифференцируемыми звуками.
«Разноцветные бабочки на поляне»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звука [ч] в словах.
Оборудование: картинка с изображением полянки, контурные изображения бабочек с картинками, в названии которых есть звук [ч]: чашка, чайка, чайник, мяч, сачок, тумбочка, кисточка, ручка, ласточка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Целый день она порхает,
И цветочки опыляет,
В модном платье пёстром,
Как она зовётся? (Леонов В.А.)
(Бабочка)
- Выбери бабочек с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч].
- Прослушай 3 слова и повтори их без ошибки: чайник, мяч, сачок; чайка, ручка, ласточка и т.д.
«Помоги солнцу выйти из-за туч»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [ч] в словах, образование слов во множественном числе.
Оборудование: картинка с изображением солнца, контурные изображения туч с картинками, в названии которых есть звук [ч]: черепаха, чашка, мяч, удочка, тачка, бабочка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Летит, хоть и бескрыла,
Солнышко закрыла,
Как его не видно стало,
Она слезами зарыдала.
(Туча).
- Помоги солнцу выйти из-за туч. Выбери тучки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч].
- Отчетливо произноси звук [ч] в словах и убирай тучку.
- Измени названия картинок по образцу: чашка – чашки.
«Посади цветы для Дюймовочки»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звуков [ц], [ч] в словах.
Оборудование: зеленый картон, контурные изображения цветов с картинками, в названии которых есть звуки [ц]: цепь, цыпленок, цапля, перец, огурец, синица, солнце, яйцо, [ч]: чеснок, часы, туча, булочка, сверчок, ласточка, черепаха, мяч; плоскостное изображение Дюймовочки.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Они пахучи и милы,
Из них плетут венки,
На праздники дарят,
Как их называют? (Леонов В.А.)
(Цветы)
- Помоги Дюймовочке посадить цветы. Выбери цветы с изображением предметов, в названии которых есть звук [ц] ([ч]).
- Правильно назови картинку и посади цветок.
- Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове.
«Тучка с дождиком»
Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звуков [л‘], [ч] в словах.
Оборудование: картинка с изображением тучи, контурные изображения дождевых капель с картинками, в названии которых есть звуки [л‘]: лимон, лиса, лев, малина, альбом, пальто, клевер, клетка, плита, ель, шаль, [ч]: чашка, черепаха, качели, удочка, почка, бабочка, мяч, печь.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Жила она в туче,
А туча — плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт.
(Капля воды)
- Небо закрыли тучи, и стал капать дождь. Выбери капли с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘] ([ч]) и четко произноси слова.
- Где находится звук [л‘] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце?
«Соня и Шура на прогулке»
Вариант 1.
Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звуков [с], [ш], [ж] в словах.
Оборудование: картинка с изображением мальчика и девочки, играющих в снежки, контурные изображения снежков с картинками, в названии которых есть звуки [с]: санки, сапоги, солнце, собака, миска, лист, оса, кактус, автобус, [ш]: шарф, шуба, шар, шина, кошка, мышка, мишка, пушка, мешок, душ, ковш, [ж]: жаба, жираф, желудь, пижама, лужа, лыжи, пожарник.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
В руках он лепится легко.
Детишкам - развлечение
Бросать, без устали, его
Друг в друга, без сомнения!
Холодный кругленький комок.
Как же зовут его? (Р. Андрейчук)
(Снежок)
- Соня и Шура играют в снежки. Выбери снежки с изображением предметов на звук [с] ([ш], [ж]).
- Отчетливо произноси названия картинок и отдай снежок ребятам.
- Назови те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои, мое)
Вариант 2.
Цель игры: дифференциация звуков [с] - [ш] в словах, развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинка с изображением мальчика и девочки, контурные изображения снежков с картинками, в названии которых есть звуки [с], [ш].
Ход игры:
- Назови картинки на снежках, выделяя звуки [с], [ш]. Соне отдай снежки, в названии которых есть звук [с], а Шуре – со звуком [ш].
Рекомендуем посмотреть:
Игры с прищепками на логопедических занятиях в подготовительной группе
Игры для развития речи детей 5 - 8 лет
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме
Логопедические кубики для автоматизации звука [Р]