Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема «Сказки А. С. Пушкина»
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект итогового занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.
Цель: закрепление знаний детей, полученных в течение учебного года по обучению грамоте.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнить представления детей о сказках А.С.Пушкина;
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов;
- совершенствовать навык составления и чтения слов.
- совершенствовать навыки составления предложения и схем;
- совершенствовать навык чтения.
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать зрительное внимание, восприятие, память.
- развивать мелкую и общую моторику;
воспитательные:
- воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: картинки к сказкам А.С.Пушкина; предметные картинки с изображением бочки, корыта, зеркальца, щита, пушки, лука, трубы; ребус, звуковые и слоговые схемы слов; индивидуальные конверты с карточками слов для составления предложения; индивидуальные конверты с карточками со слогами для составления слов; индивидуальные звуковые пеналы для составления звукового анализа слов.
Предварительная работа. Чтение сказок А.С.Пушкина. Заучивание отрывков из произведений поэта. Просмотр мультфильмов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед организует детей на ковре и предлагает встать в круг. Каждому ребенку логопед бросает мяч и задается вопрос.
Логопед. Что такое звуки? Какие бывают звуки? Сколько гласных звуков? Назови звуки, которые всегда мягкие? Назови звуки, которые всегда твердые. Что такое буква? Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных букв? Чего больше: звуков или букв?
Дети проходят к магнитной доске. На ней закреплены предметные картинки: пианино, улитка, шахматы, кузнечик, игрушки, ноты.
Логопед. Ребята, вы любите сказки? По первым буквам названий картинок прочитайте слово и узнаете автора, чьи сказки мы сегодня вспомним.
Дети отгадывают зашифрованное слово «Пушкин».
2. Упражнение «У лукоморья…»
Логопед предлагает выполнить упражнение.
У Лукоморья дуб зеленый;
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в стороны и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами)
Златая цепь на дубе том:
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д.)
И днем и ночью кот ученый
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному пальцам).
Все ходит по цепи кругом;
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д.)
Идет на право – песнь заводит,
(Правую руку отвести в правую сторону)
Налево – сказку говорит.
(Левую руку отвести в левую сторону)
3. Игра «Составь подписи к картинкам»
Логопед на магнитную доску помещает иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина и карточки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».
Логопед. Вы должны определить, к какому произведению сделана каждая иллюстрация, и найти название сказки на карточках.
Дети выполняют задание.
Логопед. Прочитайте подпись под картинкой и объясните, как догадались, что это за произведение.
1 ребенок. Сказка о рыбаке и рыбке. Это картинка к «Сказке о рыбаке и рыбке», потому что на ней нарисована золотая рыбка в короне.
2 ребенок. Сказка о царе Салтане. Это картинка к «Сказке о царе Салтане», потому что на ней нарисованы царица, Гвидон, лебедь и коршун.
3 ребенок. Сказка о золотом петушке. Это картинка к «Сказке о золотом петушке», потому что на ней нарисован петушок на шпиле башни.
4 ребенок. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Это картинка к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», потому что на ней нарисован царевич Елисей, который спрашивает у ветра о царевне.
4. Игра «Составь и прочитай слова»
Дети берут конверты с карточками со слогами: Гви, дон, Сал, тан, Ба, ба, ри, ха, Чер, но, мор, тка, чи, ха, по, ва, ри, ха, бо, га, ты, ри, рыб, ка, ста, рик, пе, ту, шок, ста, ру, ха, ца, ри, ца.
Логопед. Возьмите конверты со слогами, прочитайте слоги и составьте имена героев сказок А.С.Пушкина.
Дети составляют слова: Гвидон, Салтан, Бабариха,Черномор и т.д.
5. Упражнение «Подбери схему к слову»
Логопед помещает на магнитную доску картинки: бочка, корыто, зеркальце, щит, пушка, лук, труба.
Логопед. Вы видите предметы, которые упоминаются в сказках А.С.Пушкина. Назовите их.
Дети. Бочка, корыто, зеркальце, щит, пушка, лук, труба.
Логопед. У каждого на столе есть звуковая или слоговая схема. По очереди подойдите к доске и поставьте свою схему под ту картинку, к названию которой подходит схема.
Дети подбирают звуковые и слоговые схемы к названиям предметов из сказок.
1 ребенок. Моя звуковая схема подходит к слову щит. В этом слове три звука. Гласный звук [и] и согласные звуки: мягкий согласный [щ], твердый согласный звук [т].
2 ребенок. Моя слоговая схема подходит к слову бочка, потому, что в слове два слога.
6. Звуковой анализ слова царица
Логопед помещает на магнитную доску иллюстрацию царицы из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Логопед.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Логопед.
Составьте звуковую схему слова
царица.
Дети выполняют звуковой анализ слова.
Логопед задает вопросы.
Логопед. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Есть в слове мягкие согласные? Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение? (И т. п.)
7. Упражнение «Составь схему»
Логопед помещает на магнитную доску изображение белки из «Сказки о царе Салтане».
Логопед.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!
Логопед. Рассмотрите картинку и составьте предложения.
1 ребенок. Белка сидит под высокой елью.
2 ребенок. Белка грызет золотые орешки.
3 ребенок. Белка поет веселые песенки.
Логопед. Определите, сколько слов в предложении «Белка живет в хрустальном доме», выложите схему предложения.
Дети выкладывают схемы предложений.
Логопед задает вопросы.
Логопед. Сколько слов в предложении? Какое слово третье по счету? Есть в предложении предлог? (И т.п.)
8. Разгадывание ребуса.
Логопед размещает на доске карточку с ребусом.
Логопед. Разгадайте ребус и расскажите, что вы делаете.
Дети. На первом рисунке изображен пар. На втором рисунке изображены усы. Нужно убрать последнюю букву, остается ус. Соединяем две части, получается парус.
9. Подвижное упражнение «Ветер по морю гуляет»
Дети выходят на ковер и становятся в круг для выполнения упражнения.
Ветер по морю гуляет
(Плавные волнообразные движения рук)
И кораблик подгоняет;
(Ладони сложить лодочкой)
Он бежит себе в волнах
(Плавные волнообразные движения рук)
На поднятых парусах
(Руки соединить над головой)
Мимо острова крутого,
(Руками показать круг)
Мимо города большого;
(Ладони сложить в виде крыши дома)
Пушки с пристани палят,
(Топнуть ногой)
Кораблю пристать велят.
10. Дыхательная гимнастика «Море шумит»
Логопед. Волны на море шумят. Плавно поднимите руки вверх через стороны, поднимитесь на носочки - вдох. Плавно опустите руки вниз, на выдохе произнесите: ш-ш-ш.
Дети выполняют дыхательную гимнастику и проходят на свои места.
10. Упражнение «Составьте и прочитайте предложения»
Логопед помещает изображение золотой рыбки.
Логопед.
Приплыла к нему рыбка – спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Логопед. Из какой сказки А.С. Пушкина эти строки?
Дети. Это отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Логопед. Возьмите конверты со словами и составьте предложения.
Дети составляют из слов предложения: Золотая рыбка живет в океане. Царица смотрится в зеркальце. Старик забросил невод в море. Старик поймал золотую рыбку. Старик идет к синему морю. Старик отпустил золотую рыбку. Старуха сидит у разбитого корыта.
11. Упражнение «Составь слова»
На доске напечатано слово ГОСУДАРЫНЯ.
Логопед.
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха…»
Логопед. Составьте слова из букв ГОСУДАРЫНЯ
Дети составляют слова: дыня, рог, гора, град и др.
13. Окончание занятия.
Логопед. Вы хорошо знаете произведения А.С.Пушкина.
Логопед оценивает работу каждого ребенка и раздает детям листочки с изображением героев из сказок А.С.Пушкина для раскрашивания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениям
Обучение детей грамоте с 3 лет
Дидактическая игра по обучению грамоте своими руками для детей 5-7 лет
Весёлая азбука для детей 6-8 лет своими руками
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»