Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема «Сказки А. С. Пушкина»

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект итогового занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.

Цель: закрепление знаний детей, полученных в течение учебного года по обучению грамоте.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнить представления детей о сказках А.С.Пушкина;
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов;
- совершенствовать навык составления и чтения слов.
- совершенствовать навыки составления предложения и схем;
- совершенствовать навык чтения.
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать зрительное внимание, восприятие, память.
- развивать мелкую и общую моторику;
воспитательные:
- воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: картинки к сказкам А.С.Пушкина; предметные картинки с изображением бочки, корыта, зеркальца, щита, пушки, лука, трубы; ребус, звуковые и слоговые схемы слов; индивидуальные конверты с карточками слов для составления предложения; индивидуальные конверты с карточками со слогами для составления слов; индивидуальные звуковые пеналы для составления звукового анализа слов.
Предварительная работа. Чтение сказок А.С.Пушкина. Заучивание отрывков из произведений поэта. Просмотр мультфильмов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед организует детей на ковре и предлагает встать в круг. Каждому ребенку логопед бросает мяч и задается вопрос.
Логопед. Что такое звуки? Какие бывают звуки? Сколько гласных звуков? Назови звуки, которые всегда мягкие? Назови звуки, которые всегда твердые. Что такое буква? Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных букв? Чего больше: звуков или букв?
Дети проходят к магнитной доске. На ней закреплены предметные картинки: пианино, улитка, шахматы, кузнечик, игрушки, ноты.

Логопед. Ребята, вы любите сказки? По первым буквам названий картинок прочитайте слово и узнаете автора, чьи сказки мы сегодня вспомним.
Дети отгадывают зашифрованное слово «Пушкин».

2. Упражнение «У лукоморья…»
Логопед предлагает выполнить упражнение.
У Лукоморья дуб зеленый;
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в стороны и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами)
Златая цепь на дубе том:
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д.)
И днем и ночью кот ученый
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному пальцам).
Все ходит по цепи кругом;
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д.)
Идет на право – песнь заводит,
(Правую руку отвести в правую сторону)
Налево – сказку говорит.
(Левую руку отвести в левую сторону)

3. Игра «Составь подписи к картинкам»
Логопед на магнитную доску помещает иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина и карточки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».
Логопед. Вы должны определить, к какому произведению сделана каждая иллюстрация, и найти название сказки на карточках.
Дети выполняют задание.

Логопед. Прочитайте подпись под картинкой и объясните, как догадались, что это за произведение.
1 ребенок. Сказка о рыбаке и рыбке. Это картинка к «Сказке о рыбаке и рыбке», потому что на ней нарисована золотая рыбка в короне.
2 ребенок. Сказка о царе Салтане. Это картинка к «Сказке о царе Салтане», потому что на ней нарисованы царица, Гвидон, лебедь и коршун.
3 ребенок. Сказка о золотом петушке. Это картинка к «Сказке о золотом петушке», потому что на ней нарисован петушок на шпиле башни.
4 ребенок. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Это картинка к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», потому что на ней нарисован царевич Елисей, который спрашивает у ветра о царевне.

4. Игра «Составь и прочитай слова»
Дети берут конверты с карточками со слогами: Гви, дон, Сал, тан, Ба, ба, ри, ха, Чер, но, мор, тка, чи, ха, по, ва, ри, ха, бо, га, ты, ри, рыб, ка, ста, рик, пе, ту, шок, ста, ру, ха, ца, ри, ца.
Логопед. Возьмите конверты со слогами, прочитайте слоги и составьте имена героев сказок А.С.Пушкина.

Дети составляют слова: Гвидон, Салтан, Бабариха,Черномор и т.д.

5. Упражнение «Подбери схему к слову»
Логопед помещает на магнитную доску картинки: бочка, корыто, зеркальце, щит, пушка, лук, труба.
Логопед. Вы видите предметы, которые упоминаются в сказках А.С.Пушкина. Назовите их.
Дети. Бочка, корыто, зеркальце, щит, пушка, лук, труба.
Логопед. У каждого на столе есть звуковая или слоговая схема. По очереди подойдите к доске и поставьте свою схему под ту картинку, к названию которой подходит схема.
Дети подбирают звуковые и слоговые схемы к названиям предметов из сказок.

1 ребенок. Моя звуковая схема подходит к слову щит. В этом слове три звука. Гласный звук [и] и согласные звуки: мягкий согласный [щ], твердый согласный звук [т].
2 ребенок. Моя слоговая схема подходит к слову бочка, потому, что в слове два слога.

6. Звуковой анализ слова царица
Логопед помещает на магнитную доску иллюстрацию царицы из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Логопед.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Логопед.
Составьте звуковую схему слова царица.
Дети выполняют звуковой анализ слова.

Логопед задает вопросы.
Логопед. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Есть в слове мягкие согласные? Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение? (И т. п.)

7. Упражнение «Составь схему»
Логопед помещает на магнитную доску изображение белки из «Сказки о царе Салтане».

Логопед.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!
Логопед. Рассмотрите картинку и составьте предложения.
1 ребенок. Белка сидит под высокой елью.
2 ребенок. Белка грызет золотые орешки.
3 ребенок. Белка поет веселые песенки.
Логопед. Определите, сколько слов в предложении «Белка живет в хрустальном доме», выложите схему предложения.
Дети выкладывают схемы предложений.

Логопед задает вопросы.
Логопед. Сколько слов в предложении? Какое слово третье по счету? Есть в предложении предлог? (И т.п.)

8. Разгадывание ребуса.
Логопед размещает на доске карточку с ребусом.

Логопед. Разгадайте ребус и расскажите, что вы делаете.
Дети. На первом рисунке изображен пар. На втором рисунке изображены усы. Нужно убрать последнюю букву, остается ус. Соединяем две части, получается парус.

9. Подвижное упражнение «Ветер по морю гуляет»

Дети выходят на ковер и становятся в круг для выполнения упражнения.
Ветер по морю гуляет
(Плавные волнообразные движения рук)
И кораблик подгоняет;
(Ладони сложить лодочкой)
Он бежит себе в волнах
(Плавные волнообразные движения рук)
На поднятых парусах
(Руки соединить над головой)
Мимо острова крутого,
(Руками показать круг)
Мимо города большого;
(Ладони сложить в виде крыши дома)
Пушки с пристани палят,
(Топнуть ногой)
Кораблю пристать велят.

10. Дыхательная гимнастика «Море шумит»
Логопед. Волны на море шумят. Плавно поднимите руки вверх через стороны, поднимитесь на носочки - вдох. Плавно опустите руки вниз, на выдохе произнесите: ш-ш-ш.
Дети выполняют дыхательную гимнастику и проходят на свои места.

10. Упражнение «Составьте и прочитайте предложения»
Логопед помещает изображение золотой рыбки.

Логопед.
Приплыла к нему рыбка – спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Логопед. Из какой сказки А.С. Пушкина эти строки?
Дети. Это отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Логопед. Возьмите конверты со словами и составьте предложения.

Дети составляют из слов предложения: Золотая рыбка живет в океане. Царица смотрится в зеркальце. Старик забросил невод в море. Старик поймал золотую рыбку. Старик идет к синему морю. Старик отпустил золотую рыбку. Старуха сидит у разбитого корыта.

11. Упражнение «Составь слова»
На доске напечатано слово ГОСУДАРЫНЯ.
Логопед.
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха…»
Логопед. Составьте слова из букв ГОСУДАРЫНЯ
Дети составляют слова: дыня, рог, гора, град и др.

13. Окончание занятия.
Логопед. Вы хорошо знаете произведения А.С.Пушкина.
Логопед оценивает работу каждого ребенка и раздает детям листочки с изображением героев из сказок А.С.Пушкина для раскрашивания.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениям Обучение детей грамоте с 3 лет Дидактическая игра по обучению грамоте своими руками для детей 5-7 лет Весёлая азбука для детей 6-8 лет своими руками

Похожие статьи:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»

Участник №226 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Дидактические игры по обучению грамоте с перфокартами для детей 5-7 лет | Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки и буквы Р и Л
Опубликовано: 3121 день назад (6 мая 2016)
Просмотров: 7806
+20
Голосов: 20
Ирина Николаевна Медведева # 6 мая 2016 в 21:32 +4
обязательно поделюсь этим конспектом с логопедом в моём саду.
Светлана Михайловна Радулова # 7 мая 2016 в 17:40 +2
Ирина Николаевна, спасибо за первую оценку!
Ирина Альбертовна Кириленко # 6 мая 2016 в 22:52 +4
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение! Ваша работа поражает наглядными материалами, достаточно сложными заданиями, трудными и не всегда понятными для детей словами, значение которых надо объяснить, да и вообще Пушкин- поэт не из лёгких для детского сада. Вам- браво, что отважились на такой шаг и мой голос!
Светлана Михайловна Радулова # 6 мая 2016 в 23:00 +4
Здравствуйте, Ирина Альбертовна! В логопедической подготовительной группе есть лексическая тема недели "Сказки А.С.Пушкина". В течение всей недели на занятиях дети изучают сказки, активизируют и закрепляют словарь. На грамоте незнакомых слов нет. Детям очень нравится эта тема и доступна.
Татьяна Леонидовна Столетова # 7 мая 2016 в 03:33 +5
Спасибо, Светлана Михайловна, за приглашение. Не во всех садах есть логопед, поэтому многим воспитателям пригодится Ваш материал. Конспект составлен интересно, на основе игровых действий. Плюс закрепили знания детей о сказках А.С.Пушкина. Примите мой голос.
Светлана Михайловна Радулова # 7 мая 2016 в 17:41 +2
Татьяна Николаевна, большое спасибо!
Светлана Владимировна Бузмакова # 7 мая 2016 в 06:49 +6
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение. Очень насыщенное занятие. Подобраны различные дидактические игры по одной теме. Занятие мне очень понравилось. Беру в закладки. Примите голос. Удачи.
Светлана Михайловна Радулова # 7 мая 2016 в 17:42 +2
Светлана Владимировна, мне приятно, что занятие понравилось.
Любовь Владимировна Лычангина # 7 мая 2016 в 09:28 +5
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение. Мне понравился Ваш насыщенный и познавательный материал логопедической направленности по теме «Сказки А.С. Пушкина».
Сразу же с удовольствием взяла его в закладки.
Отдельное спасибо за иллюстрации, которые отлично дополняют публикацию.
Голосую непременно!!!
Светлана Михайловна Радулова # 7 мая 2016 в 17:43 +2
Любовь Владимировна, благодарю за комментарий и оценку!
Алла Ивановна Ефимова # 7 мая 2016 в 09:42 +5
Светлана Михайловна, большое спасибо, что пригласили на замечательное занятие. Ваш материал незамедлительно отправился ко мне в закладочки. Материал очень интересный, насыщенный и познавательный.
Вы совершенствуете фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений; развиваете графические навыки.
Голосую с удовольствием!!!
Светлана Михайловна Радулова # 7 мая 2016 в 17:44 +1
Алла Ивановна, сердечно благодарю!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 7 мая 2016 в 11:42 +4
Здравствуйте,уважаемая Светлана Михайловна!Вы представили и вызвали у детей большой интерес к сказкам А.С.Пушкина.Через детскую литературу,доставили радость,удовольствие,познавательные потребности.Через игровые упражнения создали радостное настроение,вызвали положительное отношение к литературе,к грамоте,обогатился словарный запас у детей,речь.Голосую за Ваше творчество,желаю удачи.
Светлана Михайловна Радулова # 7 мая 2016 в 17:45 +3
Светлана Сергеевна, спасибо за положительный отзыв и оценку!
Татьяна Александровна Толстикова # 7 мая 2016 в 11:57 +3
Светлана Михайловна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашим занятием. Очень содержательное, насыщенное. Каждая встреча со сказкой плавно переходит в задание, всё очень гармонично и увлекательно. Очень понравилось! Спасибо за интересный опыт. С удовольствием голосую.
Светлана Михайловна Радулова # 7 мая 2016 в 17:47 +1
Татьяна Александровна, благодарю за высокую оценку конспекта!
Наталья Михайловна Андриевская # 7 мая 2016 в 12:23 +3
Светлана Михайловна, здравствуйте! Примите мой голос! Спасибо за столь интересный, грамотно подобранный, а главное, очень познавательный материал!Сам конспект составлен грамотно, определена цель и поставлены задачи, выполнение которых достигнуто в ходе занятия. Очень разнообразен раздаточный и наглядный материал, дети с интересом и увлечением выполняют задания. Желаю Вам дальнейшего творческого вдохновения и успехов!
Светлана Михайловна Радулова # 7 мая 2016 в 17:47 +1
Наталья Михайловна, огромное спасибо за развернутый комментарий!
Ирина Анатольевна Климова # 7 мая 2016 в 19:41 +3
Какое замечательное мероприятие Вы подготовили для детей! Смена деятельности хорошо подобрана!В наше время компьютерного времяпрепровождения ребятам необходимо устраивать такие викторины и как можно чаще. Примите мой голос! Беру в копилочку.
Светлана Михайловна Радулова # 8 мая 2016 в 18:30 0
Ирина Анатольевна, большое спасибо!
Валентина Николаевна Разумова # 7 мая 2016 в 22:15 +2
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение на такой замечательный материал. Все ваши конспекты беру себе в закладки и применяю в работе. Спасибо, что делитесь своими разработками. Вы применяете много интересных дидактических игр, которые позволяют заинтересовать детей, прекрасный иллюстративный материал и дидактические пособия. Удачи вам в работе.
Светлана Михайловна Радулова # 8 мая 2016 в 18:31 0
Валентина Николаевна, спасибо за комментарий!
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 8 мая 2016 в 11:11 +2
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение. Очень насыщенное занятие, интересный материал. Дети работают и со схемой предложения, и со звуковым составом слова, находят новые слова в слове. Это результат грамотной работы логопеда. Примите мой ГОЛОС)))
Светлана Михайловна Радулова # 8 мая 2016 в 18:32 0
Ферюза Кабулжановна, сердечно благодарю!
Ирина Ивановна Гончарова # 8 мая 2016 в 15:35 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение на итоговое занятие. Замысел реализован Вами в полной мере. Содержание выстроено методически грамотно, доступно. Поставленные цель и задачи выполнены. Подобраны интересные игры и задания, направленные на актуализацию знаний воспитанников. Учтен принцип коррекционной направленности. С Вашего разрешения возьму в закладки. Примите голос.
Светлана Михайловна Радулова # 8 мая 2016 в 18:33 0
Ирина Ивановна, спасибо за комментарий и оценку!
Марина Викторовна Киселева # 8 мая 2016 в 17:57 +1
Светлана Михайловна!
Огромное спасибо за приглашение!
Прекрасный конспект по обучению грамоте!
Очень много интересных заданий, игр, упражнений!
Прекрасные знания у детей!
Беру в закладки!
Всего самого доброго!
Светлана Михайловна Радулова # 8 мая 2016 в 18:34 0
Марина Викторовна, мне приятно, что конспект понравился!
Лариса Владимировна Валитова # 9 мая 2016 в 06:28 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна. Тема занятия прекрасная! Подготовка, видно, была очень проделана Вами большая. Задания для детей подобраны сложные. Мне понравилось Голос! Спасибо.
Елена Рашидовна Чеховская # 9 мая 2016 в 15:37 +1
Добрый день,Светлана Михайловна!Замечательное,увлекательное занятие в мир сказок А.С.Пушкина.Хорошая подборка материала.Спасибо!Голос!
Татьяна Владимировна Колесова # 9 мая 2016 в 23:18 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! С интересом познакомилась с конспектом итогового логопедического занятия, очень хорошая работа. Вы используете много наглядного материала, что делает занятие более интересным. Занятие насыщенное, используются сюжеты многих сказок А.С.Пушкина. Работа содержит много ярких иллюстраций. Фотографии иллюстрируют ход мероприятия. Вам мой голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 10 мая 2016 в 15:33 +2
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение. Очень насыщенное занятие. Подобраны различные дидактические игры по одной теме. Занятие мне очень понравилось. Примите голос. Удачи.
Светлана Вячеславовна Клокова # 11 мая 2016 в 19:22 0
Итоговое занятие по обучению грамоте получилось интересным, активным, увлекательным. Дети многое умеют и знают.Примите мой голос1
Анна Николаевна Книс # 12 мая 2016 в 14:34 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Спасибо за приглашение. Конспект составлен грамотно, интересно. Использованы разные игровые методы и приёмы. Дети закрепили знания о сказках А.С.Пушкина. Примите мой голос.
Ольга Анатольевна Гребенщикова # 15 мая 2016 в 19:33 +1
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение на занятие! Как логопеду мне очень приятно было с ним познакомиться и отметить "изюминки" занятия: необычное начало урока, оригинальную пальчиковую гимнастику, звуко - слоговой разбор слов, работа с предложениями, использование ребусов и многое другое. Все занятие подчинено теме урока и охватывает разнообразные методы работы. Голос!
Елена Григорьевна Полякова # 18 мая 2016 в 14:58 +1
Уважаемая Светлана Михайловна, с удовольствием голосую!
Занятие прекрасное, содержательное, методически выверенное,
достойно оформленное. Вы просто мастер своего дела.
С уважением, Е.Г.
Елена Петровна Солодилова # 2 июля 2016 в 17:51 +1
Добрый день,Светлана Михайловна!
Спасибо за приглашение на итогового логопедического занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема «Сказки А. С. Пушкина»
Сразу же после ознакомления взяла себе в заметки! ШИКАРНОЕ ЗАНЯТИЕ!Несмотря на насыщенность, занятие очень захватывающее и интересное.Колоссальная Вами проделана работа.БРАВО!
Творческих Вам успехов.Мой голос,конечно,для Вас.