Коррекция звукопроизношения у детей младшего школьного возраста

Коррекция звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией
Описание материала: В статье рассмотрены особенности звукопроизношения у детей младшего школьного возраста со стертой дизартрией, представлен опыт коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения. Материал предназначен для учителей-логопедов, работающих с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста со стертой дизартрией.
Цель: повышение уровня профессиональной компетенции учителей-логопедов по вопросу коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста со стертой дизартрией.
* * *
Проблема стёртой дизартрии особенно актуальна у детей младшего школьного возраста, так как в этот период происходит активное становление речи и формирование навыков письменной речи. По мнению Л.В. Лопатиной, стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Исследованием стертой дизартрии занимались такие авторы, как Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.С. Волкова, О.В. Правдина, Л.В. Лопатина и др.

Особенности звукопроизношения при стёртой дизартрии
Дети со стертой дизартрией сталкиваются со следующими трудностями в звукопроизношении:
1. Искажения звуков: чаще всего страдают звуки свистящих, шипящих и сонорных групп.
2. Замены и смешения звуков: ребенок заменяет одни звуки другими, похожими по артикуляции, или смешивает их (например, [с] и [ш], [л] и [р]).
3. Общие нарушения просодики: речь может быть монотонной, с недостаточной интонационной выразительностью.
4. Сложности с автоматизацией звуков: даже после коррекции звуки могут выпадать из речи в спонтанных ситуациях.
Эти особенности требуют комплексного подхода в коррекции.

В своей работе использую основные принципы коррекционной работы.
1. Дифференцированный подход. Каждому ребенку составляется индивидуальный план работы, учитывающий степень выраженности дефектов и особенности его развития.
2. Этапность коррекции.
Подготовительный этап – включает развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, тренировку дыхания, развитие фонематического слуха.
Основной этап – постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
3. Комплексное воздействие.
4. Включение игры. У детей младшего школьного возраста важно сохранять интерес к занятиям через использование игровых приемов.

Важным этапом коррекционной работы является выработка основных артикуляционных укладов, то есть устойчивых положений органов артикуляции, необходимых для правильного произнесения звуков.
Цели артикуляционных упражнений:
- развитие подвижности и точности движений органов речи;
- укрепление мышц языка, губ, щёк;
- формирование устойчивых артикуляционных укладов;
- подготовка к постановке и автоматизации звуков.
Для каждой группы артикуляционных укладов проводятся соответствующие упражнения. Используются артикуляционные кубики, на которых изображены артикуляционные упражнения.
1. Уклады для губ (звуки губные: [ф], [в])
«Улыбка» – растянуть губы в улыбке, показывая зубы. Удерживать 5–10 секунд.
«Хоботок» – вытянуть губы вперёд трубочкой, как будто целуешь.
«Улыбка – хоботок» – чередование двух положений губ.
«Надуй щёки» – вдохнуть через нос и надувать щёки. Удерживать воздух 5 секунд.
«Рыбка» – втянуть губы внутрь рта, имитируя "молчаливую рыбку".

2. Уклады для языка (свистящие звуки [с], [з], [ц])
«Лопаточка» – язык расслабить и положить на нижнюю губу, удерживая широким.
«Горка» – опустить кончик языка за нижние зубы, удерживать.
«Чистим зубки» – кончиком языка «почистить» нижние зубы изнутри.
«Забор» – улыбнуться, показать зубы.

3. Уклады для языка (шипящие: [ш], [ж], [ч], [щ])
«Чашечка» – поднять края языка вверх, образуя углубление.
«Грибок» – присосать широкий язык к нёбу и резко «отлипнуть» с щелчком.
«Кошечка лакает молоко» – высовывать язык и делать движения вверх-вниз.
«Маляр» – широким языком проводить по нёбу вперёд-назад, имитируя окрашивание потолка.

4. Уклады для языка (звуки [к], [г], [х])
«Горка из снега» – язык увести назад к мягкому нёбу, при этом передняя часть языка опущена.
«Зевок» – имитировать зевание с максимальным подъёмом задней части языка.
«Пыхтение» – выдыхать воздух с напряжением, произнося «ха–ха–ха» на выдохе.

5. Упражнения для подвижности языка (динамические уклады)
«Качели» – язык поочерёдно тянется к носу и подбородку.
«Лошадка» – щелкать языком, имитируя цоканье копыт.
«Барабан» – стучать кончиком языка по альвеолам (как барабанная палочка).

Необходимым условием для формирования правильной речи у детей со стёртой дизартрией является развитие фонематического слуха, которое проводится параллельно с артикуляционной гимнастикой, постановкой и автоматизацией звуков.

Развитие фонематического слуха включает следующие направления работы:
- Формирование слухового внимания и памяти.
- Развитие способности различать фонемы на слух.
- Выделение звуков в словах.
- Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
- Закрепление звукового анализа в письменной речи.

Для развития фонематического слуха использую игровые упражнения.
«Поймай звук»
Логопед называет цепочку слов, ребёнок хлопает в ладоши, услышав звук.
«Какое слово лишнее?»
Из трёх слов (например, «сок», «суп», «кот») нужно выбрать слово, где нет названного звука.

«Первый звук»
Ребёнку называют слово (например, «рыба»), он должен назвать первый звук.

«Где живёт звук?»
Задание: определить, в какой части слова находится звук — в начале, середине или в конце. Пример: звук «с» в слове «сосна» — в начале и в середине.

«Собери слово»
Из набора звуков (например, «ш-а-п-к-а») ребёнок должен собрать слово.

«Разложи на звуки»
Назвать слово и разложить его по звукам (например, «сом» — [с]-[о]-[м])

«Найди звук»
Ребёнку показывают картинки с изображением предметов. Он выбирает те, в названии которых есть названный звук.

«Звуковая рыбалка»
Из «пруда» (коробки) ребёнок «ловит» карточки с изображениями предметов, а затем определяет, есть ли в слове нужный звук.

Основной задачей коррекционной работы является постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Этап автоматизации звуков в слогах
На этом этапе ребёнок учится произносить звук изолированно и соединять его с гласными или согласными.
Особенности работы:
- Начинается с простых открытых слогов (ша, ла, са).
- Добавляются закрытые слоги (ас, ус, ол).
- Используются парные слоги (аса, усу, оро).
- Постепенно добавляются слоги со стечением согласных (пла, бла, кла).

С детьми проводятся игровые упражнения, например:
«Слоги по дорожке»
Расположить карточки со слогами (например, «са», «со», «су») в виде дорожки. Ребёнок проходит дорожку, читая и проговаривая каждый слог.

«Паровозик»
Ребёнок произносит слоги, имитируя движение паровозика: «са-са-са». Скорость увеличивается, чтобы развивать плавность речи.

Ритмическое сопровождение
Произносятся слоги в такт хлопкам.

Этап автоматизации звуков в словах
На этом этапе звук включается в разные позиции слова (в начале, середине, конце, со стечением согласных).

Игровые упражнения:
«Найди слово»
На картинках спрятаны предметы, названия которых содержат автоматизируемый звук. Ребёнок называет их (например, «сапог», «сова», «санки»).

«Исправь ошибку»
Логопед специально произносит слово с ошибкой, например, вместо «сок» – «фок». Ребёнок должен заметить ошибку и правильно назвать слово.

Этап автоматизации звуков в предложениях
На этом этапе внимание ребёнка сосредоточено на произношении звука в словах, входящих в предложения.
Особенности работы:
- Используются короткие предложения с одной смысловой нагрузкой.
- Предложения усложняются постепенно.
- Добавляются интонационные задания: изменение темпа, громкости, выразительности речи.

Игровые упражнения:
«Скажи, кто и что делает»
По картинкам ребёнок составляет предложения: «Собака лает на сороку», «Мышонок идет в камыши».
«Расскажи о картинке»
Логопед показывает сюжетный рисунок, ребёнок описывает его с акцентом на автоматизируемый звук. Например, на картинке изображены: Соня, сумка, сапоги.
«Составь предложение»
Логопед задаёт слова с автоматизируемым звуком (например, «сок», «стакан»), ребёнок составляет предложение: «Я наливаю сок в стакан».

Этап автоматизации звуков в связной речи
На этом этапе формируется плавная речь с правильным произношением автоматизируемых звуков.
Особенности работы:
- Включение звука в рассказ, пересказ и диалог.
- Обогащение словаря и развитие грамматического строя речи.

Игровые упражнения:
«Расскажи сказку»
Ребёнок пересказывает знакомую сказку, включая автоматизируемые звуки.

«Игра в магазин»
Ребёнок называет товары с автоматизируемым звуком (сахар, сок, сыр) и строит диалоги.

«Придумай историю»
Логопед даёт несколько слов с автоматизируемым звуком, из которых ребёнок составляет историю (например, «сон», «солнышко», «сказка»).

Коррекция звукопроизношения у детей младшего школьного возраста со стёртой дизартрией – это длительный процесс, требующий системного подхода и терпения. Своевременное выявление проблемы и начало логопедической работы позволяет добиться значительных улучшений в речи ребенка, что способствует его успешной адаптации в школе и социализации в обществе.

Литература:
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. Учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Астрель: Хранитель, 2006. - 319 с.
2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие.- 2000.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по развитию речи в начальной школе на тему: Загадки Работа воспитателя по развитию разговорной речи у детей Речь как средство общения. Психология. Реферат Памятка родителям младших школьников. Дисграфия

Похожие статьи:

Скороговорки на отработку звуков русского языка

Развитие артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Опубликовано: 19 дней назад (10 апреля 2025)
Просмотров: 410
Рубрика: статьи
+3
Голосов: 3
Ксения Викторовна Кадышева # 12 апреля 2025 в 21:16 0
Представленная работа является ценным ресурсом для учителей-логопедов, работающих с детьми, страдающими стёртой дизартрией. Автор подробно описывает особенности звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с этим диагнозом и предлагает эффективные методы коррекционной работы.

Положительные стороны работы:

Детальное описание особенностей звукопроизношения. Автор приводит конкретные примеры искажений, замен и смешений звуков, что позволяет лучше понять специфику проблемы и разработать более эффективные методы коррекции.
Системный подход к коррекции. Работа включает в себя подготовительный и основной этапы, что обеспечивает последовательность и целостность коррекционного процесса.
Использование игровых приёмов. Автор подчёркивает важность сохранения интереса детей к занятиям и предлагает разнообразные игровые упражнения, которые делают процесс коррекции более увлекательным и эффективным.
Развитие фонематического слуха. Работа включает упражнения на развитие фонематического слуха, что является необходимым условием для формирования правильной речи у детей со стёртой дизартрией.
Автоматизация звуков в различных контекстах. Автор предлагает упражнения на автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи, что способствует постепенному закреплению навыков правильного звукопроизношения.
Данная работа может служить полезным руководством для учителей-логопедов, стремящихся повысить свою профессиональную компетенцию в области коррекции звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией.
Мария Александровна Соколикова # 21 апреля 2025 в 23:44 0
Очень интересный материал. Т.к. я работаю в школе учителем не только в общеобразовательном классе, но и с детьми ОВЗ, для меня такой материал представляет большую ценность. Весь материал абсолютно доступен, легок в воспроизведении и систематизирован. Большое спасибо. Голос.
Приглашаю вас на свою страничку. У меня в основном творческие работы. Но я надеюсь вам понравиться.