Развитие артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Описание материала: В статье рассмотрены проблемы развития артикуляционной моторики старших дошкольников со стертой дизартрией. Перечислены особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией и описана коррекционная работа по развитию артикуляционной моторики. Материал будет полезен учителям-логопедам в работе со старшими дошкольниками со стертой дизартрией.
Цель: повышение профессиональной компетенции учителей-логопедов по вопросу коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Стёртая дизартрия является одним из наиболее распространенных речевых расстройств в логопедической практике.
Л. В. Лопатина отмечала, что
стёртая дизартрия — это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Стертая дизартрия требует своевременной коррекции для нормального речевого и когнитивного развития. У детей с этим нарушением часто наблюдаются трудности в произношении звуков, нарушения темпа, ритма и интонации речи.
В своих исследованиях Е. Ф. Архипова говорит о том, что у детей со стертой дизартрией имеются нарушения двигательных механизмов, т. е. страдает как общая, так и пальцевая и артикуляционная моторика, возникшая вследствие поражения центральной нервной системы.
Изучением особенностей моторной сферы, в том числе и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией занимались такие исследователи как: Е. Ф. Архипова, О. В. Правдина, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова и другие.
Развитие артикуляционной моторики является важным направлением коррекционной работы, так как от неё зависит формирование правильного звукопроизношения и общей речевой активности. Исследования подтверждают, что комплексный подход к развитию артикуляционной моторики способствует успешной коррекции речевых нарушений и улучшает коммуникативные навыки детей.
Дети со стертой дизартрией имеют следующие
особенности артикуляционной моторики:
-
Слабость артикуляционной мускулатуры: губы, язык и мягкое нёбо не обладают достаточной силой и подвижностью.
-
Трудности в переключении артикуляционных позиций: ребенок с трудом выполняет плавные переходы между звуками.
-
Снижение или повышение тонуса мышц артикуляционного аппарата: это приводит к нечеткому, смазанному произношению звуков.
-
Недостаточная координация движений: артикуляционные движения могут быть неуверенными и неэффективными.
Исследования Л. В. Лопатиной и др. выявили у детей нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметрия губ, затруднение подъема бровей и закрытия глаз.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема движений, координаторных расстройств, наличии разного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования.
Коррекционная работа по развитию артикуляционной моторики
Основными
целями коррекционной работы являются:
- Улучшение тонуса и подвижности мышц артикуляционного аппарата;
- Формирование точных и дифференцированных артикуляционных движений;
- Развитие навыков переключения артикуляционных позиций.
1. Массаж артикуляционного аппарата
Цель массажа — расслабление или стимуляция мышц артикуляционного аппарата.
Массаж языка способствует улучшению его тонуса и координации движений, что важно для коррекции звукопроизношения.
Комплекс упражнений логопедического массажа при пониженном тонусе проводится с целью укрепления мышц. Движения интенсивные, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания.
Комплекс упражнений логопедического массажа при повышенном тонусе проводится с целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя. Движения легкие.
Процедура массажа выполняется чистыми руками длительностью — не более 5-7 минут. Использую шариковый зонд или зондозаменитель, палец, обернутый марлевой салфеткой.
Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка и его реакцию на массаж.
2. Самомассаж лица
Нормализации мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата способствует проведение самомассажа лицевых мышц.
Самомассаж лица является эффективным способом улучшения тонуса и координации мышц артикуляционного аппарата.
Ребёнок моет руки, садится перед зеркалом и выполняет
упражнения самомассажа:
-
Поглаживание лба: ладонями от центра к вискам.
-
Поглаживание щёк: круговые движения кончиками пальцев от крыльев носа к ушам.
-
Растирание области вокруг рта: лёгкие круговые движения указательными пальцами.
-
Разминание подбородка: массирующие движения кончиками пальцев по линии подбородка.
-
Вибрация щёк: лёгкие похлопывания пальцами по щекам.
-
Массаж губ: сжимание и растирание губ между указательным и большим пальцами.
-
Мягкое поглаживание лица для расслабления мышц.
3. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика вначале проводится пассивная, затем активная.
Пассивная гимнастика выполняется для того, чтобы ввести в работу те артикуляционные мышцы, которые до этого не задействовались. В пассивной гимнастике ребёнок делает движение только при помощи какого-либо механического воздействия (зонда, шпателя, пальцев рук логопеда).
Начинается гимнастика с простых
статических упражнений: удерживание губ и языка в фиксированных позициях (например, "улыбка", "трубочка").
Затем переходим к
динамическим упражнениям: выполнение движений языком вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения.
Постепенно переходим к
активной артикуляционной гимнастике.
Ребенку объясняются цели упражнений в игровой форме.
Общие артикуляционные упражнения
Упражнения для губ:
«Улыбка» — растянуть губы в улыбке.
«Хоботок» — вытянуть губы вперёд, как хобот.
«Черепашка» — максимально растянуть и зафиксировать губы.
Упражнения для языка:
«Лопаточка» — язык широкий, лежит на нижней губе.
«Часики» — движения языком из стороны в сторону.
«Горка» — поднять кончик языка к нёбу и удерживать.
Упражнения для мышц щек:
«Сытый хомячок» - надуть щеки и удерживать в таком положении.
«Голодный хомячок» - щеки втянуть внутрь
«Шарик» - щеки надуть, потом слегка ударить по ним кулачками.
Упражнения для мышц мягкого нёба и глотки
«Соня» - позевать, при этом шумно втягивать воздух.
«Полоскание» - запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла.
«Произнесение гласных» - резко и отрывисто произносить звуки: А, Э, А-Э.
Специальные упражнения
Для постановки сонорных звуков [Р] и [Р’], [Л] и [Л’], шипящих [Ш],[Щ],[Ж],[Ч], свистящих [С], [С’],[З],[З’],[Ц] используются специальные комплексы упражнений.
Например,
комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
«Заборчик» - улыбнуться, зубы видны, удерживать губы в улыбке.
«Наказать непослушный язычок» - положить язык на нижнюю губу и произносить пя-пя-пя.
«Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
«Горка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы.
«Почистим зубы» - кончиком языка почистить нижние зубы снизу-вверх.
Для повышения интереса детей к занятиям по проведению артикуляционной гимнастики вводится игровая мотивация, используются
игровые элементы:
-
Истории и образы: рассказывается сказка о "путешествии языка", где он выполняет разные задания.
-
Персонажи: игрушки или мягкие куклы, которые "выполняют" упражнения вместе с ребёнком.
-
Конкурсы: соревнования на удержание артикуляционной позы дольше всех.
-
Музыкальное сопровождение: выполнение упражнений под весёлую музыку.
-
Награды: наклейки или жетоны за успешное выполнение упражнений.
-
Стихотворное сопровождение упражнений. Например:
Артикуляционное упражнение «Грибок»
Под листочком грибок притаился в траве,
Маленький, крепкий, стоит на ноге.
(Присосать язык к нёбу).
Артикуляционное упражнение «Качели»
Качели летят высоко-высоко,
(Кончик языка поднять за верхние зубы)
То к небу стремятся, то вниз далеко.
(Кончик языка опустить за нижние зубы).
Артикуляционное упражнение «Маляр»
Маляр красит потолок —
Чистый, белый уголок.
Кисть ведёт он ровно, смело,
Чтобы стало всё красиво и бело!
(Кончиком языка провести по твёрдому нёбу вперёд-назад).
Артикуляционное упражнение «Молоток»
Молоток стучит: «Тук-тук!» —
Слышен звонкий крепкий звук.
(Кончик языка стучит за верхними зубами по альвеолам, произносить «Т-т-т»).
Артикуляционное упражнение «Лошадка»
Лошадка бежит по дороге вперёд,
Грива на ветру от ветра поёт.
Копытца стучат: «Тук-тук, не зевай!» —
Скорее за ней догоняй, поспевай!
(Пощёлкать кончиком языка).
Артикуляционное упражнение «Дятел»
Дятел в лесу барабанит с утра,
Стучит по дереву — «Д-д-да!»
Ищет жучков за корой осторожно,
В работе своей он усерден, возможно!
(Язык стучит по альвеолам, произносить «Д-д-д»).
-
Наглядные пособия: картинки с изображением артикуляционных упражнений.
-
Игровые пособия: контурные изображения фруктов, овощей, цветов, шишек и т.д., на которых размещены картинки артикуляционных упражнений.
-
Игровые задания:
«Помоги язычку стать сильным, чтобы он смог победить злого Дракона Шипелкина».
«Повтори движения быстрее и лучше, чем волшебная фея».
«Спасай планету Звуков: выполняй артикуляционные упражнения и побеждай шумных монстров».
«Собери яблоки» (клубнику, морковку, цветы).
Важную роль в развитии артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией играют родители. Обучаю родителей массажу языка зубной щеткой для выполнения дома. Зубной щеткой можно, например, поглаживать от корня к кончику языка, «рисовать» елочку, похлопывать.
Родители должны регулярно выполнять домашние задания по выполнению артикуляционной гимнастики.
Развитие артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией является важной задачей логопедической работы. Комплексный подход, включающий артикуляционную гимнастику, массаж, дыхательные упражнения и игровые методы, способствует успешной коррекции нарушений речи и помогает детям интегрироваться в образовательную среду и общество в целом.
Литература:
Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. — М., 2008.
Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М., «Астрель»
Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами; учебное пособие / под ред. Е. А. Логоновой. — СПб. «Союз», 2005.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности
Советы учителя-логопеда для родителей
Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
План конспект логопедического занятия для детей старшей группы в детском саду