Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План конспект логопедического занятия для детей старшей группы в детском саду

План - конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Тема: «Интересное путешествие или как мы маму искали»
Для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности
Автор: Разинкина Наталья Михайловна, учитель-логопед МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Белочка»
Описание:
Предлагаю вашему вниманию конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы "Интересное путешествие или как мы маму искали" по лексической теме "Перелётные птицы"
Назначение материала:
конспект может быть использован учителями-логопедами дошкольных учреждений, воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, а так же воспитателями общеобразовательных групп в работе с детьми дошкольного возраста 5 – 7 лет.
Интересное путешествие или как мы маму искали
Цель: Активизировать словарь детей по теме «Перелётные птицы».
Задачи
Образовательные: Закрепить знания о перелётных птицах, их внешних признаках. Уточнить понятия «перелётные», «водоплавающие», «болотные». Упражнять детей в умении делить сложное прилагательное на две его составные части (прилагательное и существительное). Познакомить детей с новой птицей – чечевицей. Закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже. Развивать диалогическую речь. Упражнять детей в умении задавать вопросы по схеме, и отвечать на них. Обогащать словарь детей за счёт слов: клин, вереница, стая, поодиночке.
Коррекционно-развивающая: Развивать мелкую, артикуляционную и общую моторику.
Воспитательная: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание оказывать помощь.
Оборудование: картинки с изображением перелётных птиц; схема для составления описательных рассказов о перелётных птицах; птицы-загадки (ватман с изображением лебедя (ласточки) по контуру птичьей головы вырез для головы ребёнка); фигурка синей птицы; детская аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика «Городские птицы»; интерактивная доска для показа дельфинов, кита (либо большие иллюстрации дельфинов, кита).
Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Перелётные птицы», рассматривание альбомов, чтение русских народных и авторских сказок, рассказов и просмотр мультфильмов «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Жар-птица». Отгадывание загадок, разучива¬ние стихов, загадок по теме «Перелётные птицы». Дидактические игры «Что лиш¬нее», «Ласковые слова», «Скажи наоборот», «Семейка».
Ход занятия
I. Вводная часть
Логопед: - Ребята, посмотрите, какой-то птенчик. Давайте подойдём, поздороваемся. (Беру в руки фигурку «синей птицы»).
- Ребята птенец очень расстроен. Говорит мне: почему я маму не слушался. Говорила мне мама, не улетай далеко от гнезда, мы сегодня в тёплые края улетаем. А я не послушался, заигрался, загулялся, прилетел, а мамы нет. Она улетела в тёплые края, наверное, подумала, что я с другими птицами улетел. Что же мне теперь делать? Придётся остаться здесь зимовать, я дороги не знаю.
- Да, ребята. Вот дела. Что же делать птенчику? Разве можно здесь зимовать перелётным птицам, как вы думаете? Почему нельзя? (Ответы детей)
Логопед: - Ребята, птенчик не знает дороги в тёплые края. А может быть, мы отвезём его к маме. Вы согласны? Но для этого нам нужно узнать кто его мама. Давайте рассмотрим птиц, может быть, птенчик узнает свою маму.
II. Основная часть
2.1. Беседа о перелётных птицах.
Подходим к фланелеграфу. На фланелеграфе выставлены картинки с изображением перелётных птиц.
Логопед: - Назовите перелётных птиц, которых вы видите? (Ответы детей: кукушка, журавль, ласточка грач, скворец, гусь, утка, лебедь.)
Логопед: Ребята присядьте на стульчики, посмотрите внимательно, есть ли здесь водоплавающие перелётные птицы? Назовите их. (Ответы детей).
Логопед: - Почему их так называют? Что им помогает плавать?
Логопед: - Гуси, утки живут на болоте. А каких ещё болотных птиц вы здесь видите? (Ответы детей). Что помогаем им жить на болоте?
Логопед: - Ребята, а вы видели, как улетают птицы в тёплые края? (Дети закрывают глаза, я убираю картинки с птицами). Я вам расскажу. Все птицы улетают по - разному.
По мере рассказа выставляю схемы – стая, клин, вереница, поодиночке и ставлю птицу к нужной схеме.
Логопед: - Поодиночке улетают кукушки. Как улетают кукушки? (Ответы детей)
Логопед: - Клином улетают журавли. Кто улетает клином, ребята? (Ответы детей)
Логопед: - Стаей улетают ласточки, грачи, скворцы? Как улетают эти птицы? (Ответы детей)
Логопед: - Вереницей улетают гуси, утки, лебеди. Кто улетает вереницей? (Ответы детей)
Логопед: - Не узнал ли ты птенчик среди этих птиц своей мамы? (Птенчик «шепчет мне на ушко»).
Логопед: - Ну ладно не надо расстраиваться. Наши дети тебе помогут, только вспомни хотя бы что-нибудь о своей маме. Ребята птенчик мне сказал, что у его мамы пёрышки серенькие, а по краям красные. Когда солнышко светит, кажется, что она вся красная.
Логопед: - Ребята, я думаю, что по этим приметам мы сможем найти его маму. А сейчас слышите – это нас зовёт в путь пароход. (Раздаётся звукозапись гудка парохода).
2.2. Отправляемся в путешествие...
Подходим к «пароходу» (стульчики стоят в виде лодочки).
Логопед: - Ходят волны на просторе
Вы узнали – это море.
Посмотрите, пароход
Очень скоро поплывёт.
Логопед: - Чтобы мы смогли поплыть на пароходе – нам нужно купить билеты. А билеты здесь продаются за правильный ответ. Назовите действия, которые могут выполнять птицы. (Дети называют как можно больше слов-действий и за каждый ответ получают фишку).
"Садимся на пароход".
2.3. Весёлое путешествие...
Логопед: - Мы отправляемся с вами в далёкое путешествие. А чтобы нам было веселее плыть, будем выполнять артикуляционную гимнастику. Возьмите зеркала в руки.
Сказка «О Веселом Язычке»
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
Упражнение « Стрелочка».
Наш Веселый Язычок.
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение «Заборчик».)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол.
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)
2.4. Забавное путешествие...
На экране проецируется картинка с изображением дельфинов.
Логопед: - Ребята, смотрите, за нашим пароходом дельфины плывут. Давайте, поздороваемся с ними и спросим, может быть, они знают такую красную птицу. (Дети здороваются и спрашивают).
Логопед: - Дельфины говорят, что они помогут нам, но сначала они хотят с нами поиграть.
Есть волшебные слова
Скажешь слово – слышишь два.
Длиннохвостая птица. Что это значит? У птицы длинный хвост.
(Черноглазая, красногрудая, остроклювая, громкоголосая, трудолюбивая, быстроногая, длинношея, быстрокрылая). (Ответы детей.)
Логопед: - Молодцы ребята.
2.5. Интересное путешествие...
Логопед: - У дельфинов есть друзья – дядя Кузя и Чевостик. Они всё знают о птицах, сейчас и расскажут о маме этого птенчика.
(Прослушиваем рассказ о чечевице из аудиоэнциклопедии дяди Кузи и Чевостика «Городские птицы»).
Беседа по содержанию рассказа.
Логопед: - Как зовут маму птенчика?
- Как ещё называют эту птицу?
- Какого цвета её пёрышки?
- Чем она питается?
- Где любит селиться чечевица?
- Какую песенку поёт?
- Дети спойте эту песенку (Дети поют песенку тихо, громко).
Логопед: (обращаясь к птенчику) - Ну, вот, ты только переживал. Теперь мы знаем, как зовут твою маму. И, конечно же, её найдём. Наш пароход причалил к пристани, пора выходить. (Выходим, становимся около парохода).
Логопед: - Давайте подарим дельфинам на прощание нашу любимую игру.
2.6. Физминутка «А над морем...»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Логопед: - Нам пора отправляться дальше в путь. Не забудьте поблагодарить дельфинов. (Идём вперёд).
2.7. Встреча с китом...
На экране проецируется картинка с изображением синего кита.
Логопед: - Ребята, смотрите кто это, такой огромный? Но бояться его не надо. Мы на берегу, а он в море. Давайте с ним очень вежливо поздороваемся. Скажем ему: «Здравствуйте, уважаемый кит». Может быть, кит знает, где живёт чечевица. (Дети спрашивают).
Логопед: - Кит согласился нам помочь, но сначала требует, чтобы мы выполнили его задания.
Логопед: - Смотрите, сколько птиц. Назовите. Кто это? (Ответы детей: аисты, скворцы, кукушки, грачи, ласточки).
Логопед: - Кит просит, чтобы мы сосчитали птиц. (Дети считают аистов, скворцов, кукушек, грачей, ласточек). (Ответы детей: один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов и т.д.)
2.8. Кит загадывает загадки...
Логопед: - А ещё ребята кит приготовил для нас загадки. Давайте присядем. Загадки мы будем отгадывать по схеме (Размер, цвет перьев, особенности строения частей тела, чем питается, как передвигается, как голос подаёт, как зовут птенцов). Кто хочет быть загадкой? (отгадываем загадки про ласточку и лебедя).
(Ребёнок - загадка просовывает голову в отверстие для птичьей головы. Он не знает, что он за птица.) Ребёнок задаёт детям вопросы, опираясь на схему (размер, цвет перьев, особенности строения, чем питается, водоплавающая или нет, как зовут птенцов).
- Я большая птица или маленькая?
- Какого цвета мои пёрышки?
- У меня длинная шея или короткая?
- У меня лапки с перепонками или нет?
- У меня длинный раздвоенный хвост?
- Что я люблю кушать?
- Я умею плавать?
- Я умею щебетать?
- Моих птенчиков зовут ластачата?
- Я ласточка!
Логопед: - Дети кит показал своим хвостом, что надо идти вперёд.
III. Заключительная часть
А вот и мама...
Проходим вперёд, находим чечевицу, здороваемся с ней.
Логопед: - Ребята, расскажите чечевице, почему мы её искали? (Ответы детей.)
- Кто помог нам её найти? (Ответы детей.)
- Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей.)
- А мне понравилось, что вы были такие умные, вежливые, добрые и смелые и смогли преодолеть все препятствия на нашем пути.
Логопед: - Дети чечевица говорит вам большое спасибо. А ещё она рассказала мне, что птенец у неё волшебный, совсем на маму не похож, пёрышки у него синие.
Психогимнастика. (Звучит романтическая музыка)
Логопед: - С давних пор считалось, что птица, у которой синие перья – птица счастья. Она может исполнять желания. И каждый человек, который подержит её в руках – будет счастлив и исполнятся все его заветные мечты и желания. Загадайте свои самые заветные желания. Приготовьте свои руки. (Дети поочереди передают птицу друг другу.)
Логопед: - Ребята, синяя птица сказала мне, что она превратила нас в птиц. И мы сможем долететь до самого детского сада. Нам нельзя терять ни секунды. Прощайтесь с синей птицей, с чечевицей и полетели за мной.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности Советы учителя-логопеда для родителей Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Логопедическое занятие на новогоднюю тематику для детей подготовительной группы. Конспект | Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему "Человек. Части тела"
Опубликовано: 3205 дней назад (14 февраля 2016)
Просмотров: 2913
+2
Голосов: 2
Ирина Михайловна Мазура # 15 февраля 2016 в 09:24 0
Наталья Михайловна спасибо за конспект, всё подробно,понятно.голос!
Оксана Михайловна Жидикина # 15 февраля 2016 в 12:16 0
Добрый день, Наталья Михайловна.
С удовольствием погостила у Вас и попутешествовала. Занятие интересное насыщенное. Проведена большая подготовительная работа. Путешествие формирует познавательный интерес и активность детей, расширяет кругозор. Занятие имеет большое развивающее значение. Развивает речь, мышление, моторику, словарный запас. Разнообразие упражнений. Методическая разработка заслуживает внимания. Ваш опыт интересен. Примите голос №2. +1