Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Знакомство с бурундуком» по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Усанькова Светлана Михайловна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 14 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара, Республика Коми.
Описание работы: данный конспект НОД будет полезен воспитателям и предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обучение детей исследовательской (поисковой) деятельности на материале природоведческой литературы.
Задачи:
- Расширять представление детей о диких животных. Познакомить с обитателем леса - бурундуком, с его средой обитания, повадками, поведением.
- Развивать умения детей определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- Воспитывать познавательный интерес к животным через природоведческую литературу.
Планируемые результаты:
- активизирована познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
- сформирована познавательная активность через осознание причинно-следственных механизмов;
- сформировано понимание связей и отношений, существующих в природе.
Материал: загадка С. Цапаевой про бурундука, карточки-символы, трафареты бурундука на подгруппу детей, экологическое панно «Лес», познавательные энциклопедии, текст сказки «Медведь и бурундук», мультимедийное оборудование, презентация на тему «Почему у бурундука на спине полоски».
Словарная работа: защитная окраска, земляная белка, желто-бурая окраска меха, черно-белые полоски, повадки, среда обитания.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Педагог. Ребята, вы знаете, я хочу вам загадать загадку. Послушайте ее.
С. Цапаева
Чем-то схож я с белкой, дети.
Также я на ветку с ветки
Ловко прыгаю, играя.
Шубка есть, да не такая.
Спинка в черную полоску
Придает мне только лоску.
Хвост поменьше, лапки, ушки.
Обитаю на опушке.
Только та в дупле на елке,
Я же сплю в подземной норке.
И в нее я без помехи
Семена несу, орехи.
Ягод полон уж сундук.
Знаешь кто я? (
Бурундук)
Педагог. Да, конечно, ребята, эта загадка про бурундука. (На экране появляется иллюстрация бурундука).
Дети рассматривают его.
2. Беседа о бурундуке, поисково-исследовательская деятельность
Педагог. Ребята, скажите, чем похож бурундук на белку, и чем он отличается от нее.
(Педагог обобщает ответы детей). Бурундук очень похож телосложением на белку. Тоже вытянутая мордочка, небольшие уши. Он также делает запасы на зиму как и белка. Еще бурундука называют родным братом белки! Только белка живет на деревьях, в дуплах, а бурундук роет свои норы в земле. За это его еще зовут земляной белкой. Окрас бурундука отличается от белки цветом шкурки (белка бывает рыжая и серая, а у бурундука желто-бурый окрас и черно-белые полоски на спине).
- Ребята, а как вы думаете, почему бурундук полосатый?
- А вы знаете, что у бурундука пять полосок на спине.
- А почему?
(Предположения детей).
Педагог. Ребята, а давайте проверим ваши предположения. Давайте вспомним, как мы можем узнать нужную нам информацию.
(Дети вспоминают способы получения информации: спросить у другого человека, посмотреть в книгах, провести эксперимент).
Педагог. Да, для этого можно использовать карточки с изображением «методов исследования».
(Педагог вывешивает карточки-символы на доске, и дети определяют варианты поисковой деятельности. Например, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, провести эксперимент).
После того, как дети с педагогом определились в способах деятельности, он предлагает разделиться на 3 команды и стать маленькими исследователями.
Одна группа детей будет проводить эксперимент, вторая – спросит у другого человека (взрослого), а третья группа – посмотрит в энциклопедии.
Первая группа детей работает с помощником воспитателя, который читает им нивхскую сказку «Медведь и бурундук»
(См. приложение). Можно включить аудиозапись сказки.
Вторая группа проводит эксперимент. Педагог предлагает трафареты бурундука, которые необходимо обвести и закрасить. Дети должны закрасить бурундука без полосок и с полосками. Далее необходимо разместить этих животных на экологическое панно «Лес» и сделать сравнительный анализ, какая окраска поможет защититься бурундуку в лесу от хищников.
Третья группа детей смотрит детскую энциклопедию, в которой рассказывается о среде обитания, о повадках, образе жизни и роли полосатой окраски для защиты от хищников.
После работы по подгруппам дети собираются все вместе и выслушивают ответы своих товарищей.
После обсуждения полученной информации детям предлагается посмотреть презентацию на тему «Почему у бурундука полоски на спине».
Рефлексия.
Педагог. Ребята, что мы нового и интересного узнали сегодня?
- Какие трудности вы испытали в ходе выполнения поисковой деятельности?
Педагог обобщает полученную в ходе поисковой деятельности информацию.
- Спасибо за вашу работу.
В свободное время педагог предлагает для бурундука сделать лесную полянку и построить домик. Воспитатель показывает способы изготовления домика, деревьев, травы из бумаги и природного материала, обращая внимание на аккуратность и качество выполнения работы.
Приложение
Нивхская сказка «Медведь и бурундук».
Давным-давно шкура у бурундука была красная, и прыгал он по деревьям, и не спускался на землю. Но однажды пошел он погулять по тайге и встретил медведя.
- Какой ты большой и сильный!— сказал бурундук. — Ты, наверное,
ни одного зверя в тайге не боишься?
- Ни одного зверя не боюсь, - сказал медведь. - Только боюсь я железных стрел, которыми человек стреляет. А если у него стрелы с деревянным наконечником, то и стрел не страшно.
Бурундук говорит:
- А я и железных стрел не боюсь. Я маленький, и стрелы в меня не попадают.
Подумал медведь и говорит:
- Когда человек натравит на меня собаку, мне страшно. А вот когда много собак на меня бегут, тогда не спасешься.
- Эх ты, сказал бурундук, - стаи собак испугался! А я думал, что тебе в тайге не один зверь не страшен.
Рассердился медведь, что бурундук перечит ему, зарычал да как цапнет его когтистой лапой. Да так, что остались пять черных полосок а спине у бурундука.
С тех пор у всех бурундуков на спине пять черных полосок - след медвежьей лапы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологии для старших дошкольников
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на матер
Детский исследовательский проект в старшей группе на тему: Сахар
Конспект ООД для детей старшей группы «О чём говорит нам вода»