Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Лес — наш друг» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Горчакова Юлия Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Никольский район, Вологодская область.
Описание материала: Уважаемые коллеги, я продолжаю знакомить вас с методическими наработками по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект непосредственно – образовательной деятельности может быть полезен воспитателям и учителям начальных классов для закрепления представлений детей о лесе.
Интеграция образовательных областей:
познавательное и речевое развитие.
Цель:
расширение и закрепление знаний детей о нашем зелёном друге – лесе.
Задачи:
- рассказать детям об эстетическом, познавательном, оздоровительном, практическом значении природы и леса в жизни людей;
- вызвать желание беречь и охранять лес;
- формировать у детей нормы поведения в природе;
- прививать интерес к изучению природы родного края, воспитывать любовь к природе, заботливое и бережное отношение к ней.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением лесных пейзажей, просмотр презентации «Лес — наш друг», чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
(«Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.»)
Оборудование: иллюстрации с изображением лесных пейзажей, с изображением животных.
Ход беседы.
Организационный момент.
Сегодня я приглашаю вас на лесную поляну. Здесь мы поговорим о нашем зеленом друге. Как вы думаете, что это за зелёный друг?
(Ответы детей).
Отгадайте мою загадку – подсказку, тогда и узнаете правильный ответ.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес)
Жизнь каждого человека, каждого из вас так или иначе связана с лесом.
Воспитатель показывает презентацию «Лес… Как много в этом слове» с лесными пейзажами и читает стихотворение:
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
Я славлю чудо из чудес –
Красу земли, зелёный лес!
(В. Лукша).
Вступительная беседа.
Давайте попробуем найти ответ на вопрос: для чего нам нужен лес?
(Ответы детей).
Совершенно верно. Лес – это и кладовая грибов и ягод, и прекрасное место для отдыха и спокойной прогулки. Лес – это неописуемая красота и тишина. Лес – это наш помощник. Чем же ещё нам помогает лес?
(Ответы детей).
Послушайте внимательно стихотворение и найдите в нём нужные ответы:
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса ?
Радиомачты - ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса ?
Лёгкие крылья - лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Воздух для лёгких, и влагу и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день!
С.Маршак “Что мы сажаем, сажая леса?”
Кто же у меня был самый внимательный, и сможет теперь ответить на вопрос: чем ещё нам помогает лес?
(Ответы детей).
Правильно, ребята. Лес – это ещё и дом для птиц и зверей, лес – это чистый целебный воздух, это наш врач, лес бережёт реки, лес – это нежное зелёное платье нашей планеты, это лёгкие Земли. Лес – это наше богатство!
Поляна, куда я вас сегодня пригласила, непростая, особенная. Сюда приходят звери, прилетают птицы, когда их люди обижают. Здесь они рассказывают о своих бедах и печалях. Я предлагаю вам подумать, о чём говорят животные?
Дидактическая игра “Кто что говорит.”
Я буду показывать вам картинки с изображением животных , а вы попробуйте поставить себя на их место и рассказать, что же их тревожит.
(Зайка под кустиком, рыбка в мутной воде, муравей у разрушенного муравейника, ёжик под кроватью в доме человека, лисёнок, потерявший маму и так далее).
В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано. Нельзя нарушать цепи питания, нельзя вторгаться в мирную жизнь лесных жителей.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Много интересного мы сегодня узнали о лесе. Кто попробует сделать вывод, как мы должны вести себя в лесу?
(Ответы детей).
Действительно, каждый человек должен приходить в лес, как гость, а не как злой и вредный хозяин, приходить с добром и не обижать лесных жителей. И когда лес почувствует, что мы не опасны, что мы тих о гуляем и не мусорим, он накроет для нас богатый праздничный стол. Как вы думаете, что же будет на этом столе?
(Ответы детей).
Верно, это будут богатства леса: грибы, орехи, ягоды, чистейшая родниковая вода.
О лесе, нашем зелёном друге написано много песен, стихов, а также пословиц. Внимательно послушайте эти замечательные пословицы и подумайте, что же мы должны делать с лесом.
- Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Кто лес любит – тот его не губит.
- Лес — богатство и краса — береги свои леса.
Скажите, пожалуйста, одним словом, мы должны наш лес ….
(беречь!)
Е.Шклавский “Ты береги нас, береги!”
Взгляни на глобус - шар земной-
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
“Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги!”
Физминутка «Прогулка».
Дети по лесу гуляли,
Ходьба на месте.
За природой наблюдали.
Повороты головой влево-вправо.
Вверх на солнце посмотрели,
Встать на носки.
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете,
Присесть, руки на поясе.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Встать на носочках, руки на поясе.
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Бег на месте, плавно машем руками.
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Хлопки в ладоши.
Ногами топаем.
Притопы на месте.
Хорошо мы погуляли
Дети присаживаются на свои места.
И немножечко устали.
И напоследок послушайте обращение М.М.Пришвина.
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету!
Спасибо, мои друзья. Мне очень приятно было оказаться с вами на лесной поляне. Вы очень добрые и внимательные дети, настоящие друзья леса.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Бумага своими руками»
Конспект НОД в старшей группе на тему: Орешки
Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы»
Конспект НОД по экологии для детей старшей группы
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему «Путешествие по сказке Колосок»