Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Педагогический проект в детском саду «Заповедные места Республики Коми»

Педагогический проект «Заповедные места Республики Коми» (Методическая разработка для педагогов ДОО)
Составители: Усанькова С.М., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 14 общеразвивающего вида», Чупрова Е.П., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 14».
Педагогический проект «Заповедные места Республики Коми» (Методическая разработка для педагогов ДОО). - МАДОУ «Детский сад № 14 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, 2019 г. - 25с.
Педагогический проект направлен на оказание помощи педагогам дошкольных образовательных организаций в части предоставления накопленного опыта работы по проблеме формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов обеспечивает своевременное решение ряда проблем в системе дошкольного образования. Предложенная методическая разработка имеет цель -распространение и трансляция педагогического опыта, как результат методической работы педагогов.
Проект разработан на основе интегрированного подхода. В ходе работы над проектом дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, знакомятся с литературными произведениями.

Пояснительная записка
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом и позволяет ему стать важным компонентом общего формирования и развития личности.
В дошкольный период дети интенсивно развиваются. В этот период непрерывно совершенствуются физические и психические возможности, начинается становление личности ребенка. И достижением этого периода является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
В настоящее время в свете меняющихся приоритетов в сфере дошкольного образования педагогическими работниками накапливается и обобщается практический опыт по реализации ФГОС дошкольного образования по проблеме формирования экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. И представленный педагогический проект направлен на формирование у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней, развитие коммуникативных качеств и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Данный опыт активно транслируется в различных изданиях и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Проект «Заповедные места Республики Коми»
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Срок реализации: два месяца.
Охватываемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Цель проекта: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с особо охраняемыми природными территориями Республики Коми.
Задачи проекта:
1. Расширение представлений детей о особо охраняемых территориях республики Коми: история создания Печоро-Илычского заповедника, национального парка «Югыд-ва», Чернамский заповедник (территориальное расположение, разнообразие животного и растительного мира, геологический памятник Маньпупунёр, лосеферма, Уральские горы как один из объектов охраняемых территорий РК).
2. Развитие любознательности. Закрепление в активной речи детей слов: Маньпупунёр, пион уклоняющийся, лосеферма, Каменные идолы, Балбанья, Ворота Щугора, Сибиряковский тракт, Гора Тельпосиз, Югыдва, Манарага.
3. Воспитание чувства любви к природе при просмотре особо охраняемых природных территорий Республики Коми, стремление беречь и приумножать ее богатства.

Актуальность создания проекта.
Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, его природных памятниках и заповедных местах, тем более действенными окажутся они в формировании человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. В каждом городе нашей Республики Коми есть свои заповедные места, которые формируют в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Новизна
Состоит во включении в непосредственно образовательный процесс информационных технологий, в создании системы приобщения ребенка к природе, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении воспитательной среды, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей среды обучающихся.

Описание практической значимости
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений в области естественнонаучной направленности образования детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат
Формирование у детей старшего дошкольного возраста духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Интеграция образовательных областей
Речевое развитие: развивать навык обобщения, умения правильно и полно высказываться и активно использовать в речи слова по теме, побуждать детей участвовать в беседе; отвечать на вопросы полным предложением; развивать диалогическую, монологическую речь; обогащать и активизировать словарь.
Социально-коммуникативное развитие: формировать потребность детей делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о полученных знаниях.
Художественно-эстетическое развитие: прививать любовь к творчеству коми писателей.
Познавательное развитие: дать детям представление о заповедных и охраняемых территориях РК, развивать умение наблюдать и анализировать.

Этапы работы над проектом
1. Подготовительный.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды: создание уголка «Республика Коми», размещение в группе фотоальбомов на темы: «Заповедные места Республики Коми», «Природа Коми края», «Растения и животные Красной Книги РК», подбор художественной литературы для чтения.
- Составление перспективного плана практической деятельности.
- Создание презентаций по теме.
- Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта. Привлечение родителей к сбору материала. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
- Создание проблемной ситуации с целью формирования интереса к данной теме.

2. Основной.
Формы деятельности
Непосредственно-образовательная деятельность:
- Интегрированные занятия: «Знакомьтесь: «Югыд-ва», «Печоро-Илычский заповедник», «Чернамский заповедник»;
- «Особо охраняемые природные территории Республики Коми»;
- Просмотр презентации «Особо охраняемые природные территории Республики Коми» (Приложение 1);
- Виртуальная экскурсия «Заповедные места Республики Коми»;
- Проведение интеллектуальной викторины (КВН) с участием родителей и детей «Знатоки природы родного края»;
- Интегрированное занятие «Поход в лес» (Музыкальное занятие с элементами физкультуры. Встреча с коми героем Перой-богатырем).
Беседы:
- «Животный мир заповедных мест Республики Коми», «Растительный мир заповедных мест Республики Коми»;
- Познавательные сообщения «Знаете ли вы…», «Тайны живой природы»;
- Экологические акции: «Сохрани природу», «День птиц».
Наблюдения:
- «Растения наших лесов», «Деревья и кустарники нашего края», «Животный мир нашего края», «Знакомьтесь: травоядные», «Пернатые жители нашей республики».
Рассматривание:
- фотоальбомов на темы: «Природа Коми края», «Животные и растения особо охраняемых территорий Республики Коми».
- альбомов с фотографиями «Травы и ягоды», «Деревья», «Кустарники», «Грибы», «Животные нашего леса», «Пернатые жители».
Составление описательных рассказов:
- о представителях животного и растительного мира РК.
- составление и отгадывание загадок о животных и растениях РК.
Чтение художественной литературы. Коми народные сказки «Охотник и Чукля», «Хлеб и огонь», «Три брата и сестра», народная легенда «Яг-морт».
Чтение и разучивание стихотворений: Г. Грузова «Любимый коми край», В. Лыткин «Край родной», И. Куратов «Земля Коми», Ю. Ионов «…Есть в таежной северной республике», А. Ванеев «Голубая тайга».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
«Животные нашего леса», «Достопримечательности национального парка «Югыд-ва».
Аппликация.
- Создание фото-коллажа (совместно с родителями) «Здравствуй, лес. Чудесный, лес».
-Изготовление макета «Берегите природу».
Лепка.
«Я люблю диких животных».
Дидактические игры.
- «Береги живое», «Найди, что опишу», «Что будет, если…»
- Лото «Дары природы», «Основы безопасности в природе».
Игровые упражнения:
- по темам: «Животные, насекомые, птицы Республики Коми», ««Деревья, ягоды Республики Коми»: подбор названий действий к названию объекта; подбор максимального количества слов к названию действия; объяснение и исправление ошибочности суждений; дополнение предложения словами; составление предложения с парой слов.

Список использованной литературы
1. Захарова А., Куликова Е., Попова Р. Из истории Коми края. Учебное пособие / А. Захарова, Е. Куликова, Р. Попова. - Сыктывкар, 1966. - 287 с.
2. Жеребцов И.Л., Столповский П.М. Рассказы для детей об истории Коми края / И.Л. Жеребцов, П.М. Столповский. - М., 2008. - 167 с.
3. Масленникова О.М., Костюченко М.П., Филиппенко А.А. Электронное пособие "Экологические проекты в ДОО" /О.М. Масленникова, М.П., Костюченко, А.А. Филиппенко. - Учитель, 2019.
4. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 352 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).
6. Свинина Е.В., Гришина И.И., Давыденко О.И. Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Свинина, И.И. Гришина, О.И. Давыденко // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 41-143. [Электронный ресурс].
7. Красная книга Республики Коми / Отв. ред.: Таскаев А.И. - Сыктывкар, 2009. - 792 с.
Презентация на тему: Особо охраняемые природные территории Республики Коми

Рекомендуем посмотреть:

Экологический проект в средней группе детского сада Экологический мини-проект для детского сада Экологический познавательно-исследовательский проект в детском саду для детей старшего дошкольного в Экологический проект для старшей группы детского сада
ИКТ как средство наглядности в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 1551 день назад (24 августа 2020)
Просмотров: 1897
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!