ИКТ в детском саду
Информационно - коммуникативная технология как необходимость сегодняшнего дня и как современное средство наглядности в образовательном процессе ДОУ.
Автор: Усанькова Светлана Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, Республика Коми.
Описание материала: статья посвящена применению инновационных технологий в современных условиях в дошкольных образовательных учреждениях. Данная статья будет полезна педагогам как консультационный материал по использованию информационно-коммуникативных технологий в своей работе.
Современное образование невозможно себе представить без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые.
В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – процесс объективный и неизбежный, предполагающий активное использование современных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, методической работе, воспитании и обучении, взаимодействии с родителями воспитанников.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
В последнее время под
информационными технологиями чаще всего понимают
компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. В отношении образования детей, и в частности дошкольников, это определение необходимо скорректировать: «информационные технологии в образовании есть комплекс учебных и учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники учебного назначения, а также система научных знаний о роли и месте средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования методов и форм работы специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, методистов, воспитателей), а также для образования (развития, обучения, диагностики,коррекции) детей».
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая состоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Процесс овладения компьютерной грамотностью и ИКТ требует учета человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встает на дошкольной ступени образования. Ведь дошкольное детство – уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления детей об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие и вносить что-то новое в жизнь детей дошкольного возраста всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» - принцип, которому нужно следовать, внедряя ИКТ в обучение детей.
Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. В раннем и дошкольном детстве человек осваивает родовые способы осуществления своей деятельности. В ходе овладения ребенком специфическими детскими видами деятельности формируется мотивационная структура его личности. Происходит обобщение опыта деятельности, складывается динамически развивающийся обобщенный образ мира, который опосредствует ориентировку ребенка в условиях достижения целей его действий. Действия при этом осуществляются все более обобщенными способами, их иерархия отражает развитие в системе «человек - средство - цель». Применительно к детской познавательной деятельности, средством которой является компьютер, система может быть обозначена отношением «человек (ребенок) - компьютер - цель», где цель понимается как все более развернутый и обобщенный внутренний (психический) образ мира, ориентирующий деятельность, т.е. дающий ее содержание, определенное качество.
Известно, что обобщение ребенком опыта своей деятельности происходит в способе ее осуществления и выступает в качестве внутренней основы развития его мышления, которое, в свою очередь, является «механизмом», обеспечивающим содержательно-предметный характер деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А. В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения) является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне Это в полной мере касается и овладения способами компьютерное деятельности. А чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
Какие же основные направления развития ИКТ в работе дошкольного учреждения?
•
Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. Это различные компьютерные «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В этом случае компьютер может осуществлять функцию контроля за выполнением задания, информировать педагога об успехах каждого ребенка.
В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие игры на развитие математических представлений: «баба Яга учится считать»» «Остров Арифметики» и т.д.; игры на развитие фонематического слуха и обучению чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для развития музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».
•
ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении ими новых знаний. С помощью мультимедийных технологий можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (использование интерактивных панорамных фильмов для совершения экскурсий в музеи или заповедники).
•
Включение ИКТ в комплексные (интегрированные) занятия и досуговую деятельность. Использование компьютерных презентаций в работе обеспечивает единство познания, творчества, игры, способствует освоению разнообразной информации, развитию познавательных процессов, творческих способностей детей.
•
Использование ИКТ в работе с родителями воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.
•
Использование ИКТ с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов.
Какие формы использования ИКТ может применять педагог в своей работе:
• Подбор иллюстративного, познавательного материала при подготовке к занятиям, оформление родительских уголков группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек.
• Создание презентаций для повышения эффективности непосредственно образовательной деятельности, так как использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
Презентация должна:
- носить воспитывающий и развивающий характер;
- быть направлена на расширение и углубление представлений, обогащение познавательного и творческого опыта; подразумевать усложнение и вариативность игровой, познавательной и творческой задачи.
- гармонично сочетать информационный, деятельностный и оценочный компоненты.
- представлять информацию в доступной форме посредством анимации, аудиозаписи, образно-символических обозначений.
- опираться на имеющийся опыт детей, содержать близкие опыту детей задания, сюжеты.
• Использование интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
• Взаимодействие педагогов как профессиональное сетевое сообщество.
Оно представляет собой формальную или неформальную группу профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
• Обмен опытом, знакомство с методическими разработками других педагогов, знакомство с периодикой.
• Создание медиатек.
Гармоничное соединение ИКТ с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями будет способствовать значительному повышению эффективности обучения, формированию целостности восприятия изучаемого материала. Использование компьютерных технологий будет представлять собой не отдельно взятые занятия (где компьютер представлен единственным источником получения информации), а целостную взаимосвязанную, специально организованную систему.
Соответственно при грамотном использовании технических средств, правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Информатизация общества ставит перед дошкольными работниками задачу «идти в ногу со временем», стать для ребенка проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры личности.
В системе взаимосвязи
дошкольник – ИКТ, ведущая роль отводится, прежде всего, взрослому (педагогу) – специалисту в данной области, знающему технические возможности компьютера, владеющему навыками работы с ними, методикой приобщения детей к новым технологиям, создающему собственные образовательные ресурсы.
Применение компьютерной техники позволяет сделать процесс обучения более привлекательным для дошкольника, динамичным, стимулирующим поисковую и творческую активность.
Однако, несмотря на очевидные преимущества и перспективные возможности использования ИКТ, повышенный интерес со стороны педагогов и родителей к применению компьютерных ресурсов в развитии детей, данный процесс сопровождается рядом проблем:
• Слабая материально-техническая оснащенность учреждений;
• Отсутствие единых методических рекомендаций и требований к организации занятий по основным направлениям развития дошкольников;
• Слабая ИКТ-компетентность педагогических кадров, практическая подготовка в данной области;
• Неприятие и нежелание ряда педагогов применять компьютерные средства в педагогическом процессе, вызванные недостаточностью теоретических знаний и собственными неразвитыми умениями взаимодействия с компьютером.
Таким образом,
информационно-коммуникационная технология – это совокупность следующих составляющих: средств сбора, накопления и передачи информации; людей, обеспечивающих передачу информации и обладающих навыками использования информации в воспитательных процессах; технологий передачи информации и трансляции ее в воспитательный процесс, процесс управления детским садом, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности детского сада.
Список литературы:
1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности [Текст] // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 14 – 16.
2. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 6. – С. 6 – 21.
3. Говриц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М. Говриц. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 328 с.
4. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образова-тельных учреждений. – Екатеринбург, 2008.
5. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.С. Комарова, И.И. Комарова. – М., 2011. – 128 с.
6. Шатров А., Цевенков, Ю. Проблемы информатизации образования // Информатика и образование. – 1986, № 5. - С.5.
Рекомендуем посмотреть:
Как эффективно осуществить взаимодействие семьи с ДОУ
Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательную деятельность, через применение
Использование ИКТ - технологий педагогом ДОУ
Занятие по ИЗО в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ