Внеклассный час по экологии, 3 класс
Классный час в 3 классе «14 марта - Международный день рек»
Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9,
г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию классный час, который поможет молодому поколению видеть красоту родного края, а именно реки Волги. Кроме того, данный материал способствует привлечению внимания к проблемам охраны водоёмов, к их загрязнению. Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям оздоровительных санаториев при проведении внеклассных мероприятий. Классный час ориентирован на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп. На мой взгляд, воспитывать любовь к своему краю, родным просторам мы должны с раннего детства.
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Реки».
Задачи:
- расширять и углублять знания детей о реках в целом и о реке родного края;
- познакомить с проблемами загрязнения воды в реках;
- прививать элементарные навыки экологической культуры;
- воспитывать нравственные ценности: любовь и бережное отношение к природным богатствам своего края; а также чувство гордости за то, что мы - Волжане.
Предварительная работа: разучивание стихов, песен, оформление доски и помещения, деление на группы.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня, я приглашаю Вас посетить необычную фотовыставку. Обратите внимание: на всех этих фотографиях изображена одна замечательная река.
(Ребята рассматривают фотографии Волги в разное время суток).
Учитель:
Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут её все матушкой,
А в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья участь нелегка,
Тащили баржи с грузами:
Огромными арбузами,
Специями, тканями:
Речку ту узнали Вы?"
Дети: Да! Это река Волга!
Учитель: Нет ни одного жителя нашего города, кто бы, не бывал на Волге, не видел её широты и раздолья, величия и богатства. Бескрайняя ширь Волги подобна русской душе!
(Далее следует информация о реке Волги.
Рекомендуется использовать медиапроектор).
Примерная информация о реке Волге.
Волга самая крупная река в европейской части России и самая большая в Европе. Берёт она своё начало в селе Волго-Верховье, находящееся в Тверской области на Валдайской возвышенности. Протяженность реки - 3530 км. Река протекает по всей территории центральной России, начиная с Тверской области, и впадая в Каспийское море. Около 250 кубических километров воды ежедневно приносит Волга в Каспийское море. Древние называли Волгу – Ра, хотя у них было мало сведений о её точном местоположении и особенностях. Геродот упоминал её, как Араке. Птолемей описывал Волгу, как реку с двумя устьями – в Азовском и Каспийском морях. Хотя для него Дон и Волга это была одна река. У арабов Волга называлась Итиль, что в переводе означает «река». В Средневековье называли реку и Волгой, и Ра, и Етемия, и Ердиль. Мордва именовала реку Рау, татары – Идел, черемисы – Иуль.
Учитель: Наш класс в честь реки Волги носит название «Волжане». Предлагаю вспомнить наш девиз:
«Мы – Волжане!
Смелые! Добрые! Умелые!
Как Волга наша течёт река,
Мы первые во всём, всегда!».
(Дети исполняют песню «Издалека долго течёт река Волга»).
Учитель: 14 марта во многих странах мира отмечается «Международный день рек», ранее этот праздник назывался «Международный день борьбы против плотин, за реки, воду и жизнь», а также «Международный день действий против плотин». И сегодня на классном часе мы с Вами будем говорить о реках. Для начала давайте вспомним строение реки, её части.
Учитель: Всему миру известны слова Константина Бальмонта, который в своем очерке «Волга» написал так: «Вода – зеркало красоты, вечно созидающейся в нашей неистощимой, неисчерпаемой Вселенной. И слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у неё есть Волга».
Учитель: Я хочу прочитать Вам одну легенду. Послушайте, пожалуйста, внимательно.
Легенда «Волга и Вазуза».
Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего почета. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело. «Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придет к морю Хвалынскому, та из нас и умнее, и сильнее, и почету достойнее». Легла Волга спать, легла и Вазуза. Да ночью встала Вазуза потихоньку, убежала от Волги, выбрала себе дорогу и прямее и ближе, и потекла. Проснувшись, Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как следует; в Зубцове догнала Вазузу, да так грозно, что Вазуза испугалась, назвалась меньшою сестрою и просила Волгу принять её к себе на руки и снести в море Хвалынское. А все-таки Вазуза весною раньше просыпается и будит Волгу от зимнего сна.
Учитель: Вот такая наша река Волга. А сейчас давайте послушаем ребят, они подготовили стихи о Волге.
(Далее следуют стихи о Волге. Стихи Е. Евтушенко, Т. Лавровой и других авторов).
Примерные стихи о Волге:
Ученик 1:
Мне Волга с рожденья близка и знакома.
Она перед окнами нашего дома.
Налево вода и направо вода,
Качает она облака и суда.
Ученик 2:
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
Её медлительные волны,
Тяжёлые, как валуны.
Ученик 3:
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
И Ангара, и Енисей.
Ученик 4:
Люблю её всю в пятнах света,
Всю в окаймленье ивняка...
Но Волга для России — это
Гораздо больше, чем река.
Ученик 5:
Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечёт.
Ученик 6:
Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.
Ученик 7:
Города и сёла умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой весёлой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.
Ученик 8:
Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить!
Учитель: Дорогие ребята, давайте украсим нашу фотовыставку Вашими работами. Предлагаю Вам нарисовать нашу родную, матушку – Волгу.
(Звучит песня о Волге. Дети рисуют свои картины.)
Учитель: Международный день действий против плотин отмечается по инициативе общественной организации «Международная сеть рек» (США). «За реки, воду и жизнь» – вот девиз этого дня и нашего классного часа. Теперь поговорим немного об истории этого праздника.
(Далее следует рассказ об истории праздника.
Рекомендуется использовать медиапроектор.)
Примерный рассказ об истории Международного дня рек.
Следует отметить, что всё началось в 1998 году. Именно в этот день акции протеста прошли в более чем 20 странах мира. Неравнодушные люди Бразилии, Индии, Таиланда, Австралии, России, Японии, США приняли участие в демонстрациях, объявив всему миру свой протест.
Известен такой факт, что из 177 крупнейших рек мира только треть не имеет дамб или других сооружений на своем главном русле. Строительство дамб на реках — это довольно таки опасная тенденция, которая угрожает природе всей планеты. Строительство дамб может влиять не только на реки, но и на другие объекты природы. Дамба задерживает ил, песок и прочие отложения на дне, обедняя луга и болота вниз по течению, а это является основной причиной опустошения земель и гибели флоры и фауны. Сейчас трудно оценить будущий ущерб от изменения естественного течения реки, однако точно известно, что последствия жителей планеты точно не будут радовать.
Все проблемы происходят из самой цели строительства угрожающих миру сооружений – подъёма уровня воды в естественном водоеме и создания водохранилища посредством изменения нормального течения реки. Однако наиболее чудовищным последствием могут стать небывалой силы ураганы, оставляющие без крова, а иногда – и лишающие жизни десятки тысяч невинных людей. Одним из ярких примеров природного отмщения за действия человека явился ураган Катрина: река Миссисипи словно бы восстала против нарушения её экосистемы и смела с лица земли Новый Орлеан.
Таким образом, строительство дамб на всех крупных реках – это серьёзный риск, угрожающий всей жизнедеятельности планеты. Активисты движения против плотин во всём мире добились значительных успехов.
Кроме того, важно понимать, к каким последствиям может привести прорыв крупных плотин, в том числе - к возможным жертвам и разрушениям.
Учитель: И сегодня в Международный день рек мы тоже попробуем привлечь внимание населения всей планеты к довольно острой природной проблеме, по снижению уровня нанесения вреда естественным водам Земли. Как это сделать? Предлагаю Вам, дорогие ребята, создать свой знак «Не навреди!».
(Дети работают в группах. Каждая группа рисует свой знак.
Затем каждая группа защищает свой знак.)
Учитель: Вывод, который мы можем сделать: Берегите природу – она дает людям пищу и кров. Акция 14 марта – это способ призвать к устранению намечающейся мировой катастрофы как можно большее количество землян. Борьба же за сохранение естественного состояния окружающей среды должна происходить изо дня в день усилиями миллиардов людей.
Учитель: В нашей Ульяновской области в Международный день рек проходит единый экологический день.
Учитель: В этот день специалисты проводят обследования технического состояния потенциально опасных гидротехнических сооружений прудов, а также ряд акций по бережному отношению к водным объектам и рациональному использованию водоёмов.
Главной задачей проведения единого экологического дня является привлечение внимания жителей нашего региона к проблемам охраны водных объектов: загрязнению водоёмов, капитальному ремонту гидротехнических сооружений, мониторингу экологического состояния вод, очистке берегов рек и ручьев, сохранению их биоразнообразия.
Все действия проводятся под лозунгом: «Пусть вода несёт жизнь, а не смерть!».
Учитель: В своём стихотворении Жанна Синючкова отметила следующие изменения в Волге. Внимательно послушайте!
И всё же должна я признаться, ребята,
Что Волга другая сейчас, чем когда-то…
От стоков бесхозных огромных объёмов
Становится грязным она водоёмом.
Естественный ход у реки был нарушен.
Ей «доктор» серьеёный и опытный нужен.
В ней рыб промысловых скудеют запасы…
Спасать её надо! Не медлить ни часа!
Пусть будут прозрачными волжские воды!
РЕКА — НЕ КАНАВА ДЛЯ СЛИВА ОТХОДОВ!
Учитель: Ещё один из лозунгов Международного дня рек говорит о необходимости поддерживать чистоту водоёмов, организовывать их расчистку. Что мы можем сделать, для того, чтобы Волга стала чище?
(Обсуждение данного вопроса в форме круглого стола).
Учитель: Следующее задание, продолжите
пословицы о Волге.
Волга – добрая лошадка, всё …
(свезёт).
Не проплывешь Волгу – Родину не …
(увидишь).
Волгу переплывет тот, кто опирается на …
(народ).
Волга – плыть …
(долго).
Толокном Волгу не …
(замесишь).
Волга – всем рекам …
(мать).
Волга – рекам Родина царица, ни одна не может с ней …
(сравниться).
Учитель: Предлагаю Вам ответить на вопросы.
Викторина о Волге.
1. Длина Президентского моста в Ульяновске через Волгу? (5825 метров).
2. Как называли Волгу в старину? (Идель, Итиль).
3. Сколько притоков имеет Волга? (200).
4. Где берёт свое начало Волга? (в Волдайской равнине).
5. На каких реках стоит Ульяновск? (Волга и Свияга, причём текут они в разных направлениях).
Учитель: Дорогие ребята, вот и подходит к концу наш классный час. А домашним заданием Вам будет, прочитайте, пожалуйста, следующие художественные произведения: Чуйков «Сказки старой ивы», Рыжова Н.А. «Как люди речку обидели», Г. Ладонщиков «Река живет» и другие.
Учитель: А закончить наш классный час мне хотелось бы следующими словами:
Спасибо, Волга, что ты есть,
За всё, что есть,
За всё, что будет!
Спасибо за внимание!
Берегите воду!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа 3-4 класс ко Дню Победы
Классный час в 3-4 классе «Краски природы»
Конспект классного часа в начальной школе по теме «Подари улыбку»
Конспект классного часа для 3 класса по теме «Родина»
Похожие статьи:
Экологический классный час, 7 класс
Классный час по теме Здоровье в 3 классе
Классный час в 3 классе на тему «Кожа человека и её здоровье»
Классный час для 2-3 класса. Государство и права детей
Классный час для 3-4 класса по теме «Огонь ошибок не прощает!»