Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Белки
Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о белках»
Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск. Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о белках. Данная беседа входит в цикл бесед «Животные нашего зоопарка». Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп. Цель: знакомство с белками. Задачи:
- уточнить знания детей о белках;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать потребности детей к познанию природы, мира птиц;
- повышать экологическую грамотность детского населения;
- воспитывать чувства бережного отношения к животному миру.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста, несколько загадок, и постарайтесь отгадать о ком в них идёт речь.
1. С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка).
2. То рыжая, то серая,
Но по названью белая. (Белка).
3. Пушистый маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Мелькнет меж ветвей -
Всех проворней и быстрей. (Белка). Учитель: Верно, ребята, это белка. (На доске появляется фотография белки). Учитель:
Рыжий маленький зверёк
Прыгнул с ветки на пенёк
Парашютом пышный хвост,
Лапки чешут чуткий нос.
Хоть и занят он собой,
Ушки ловят звук любой,
Но попробуй, подойди
Уже с дерева глядит.
Трудно с белкой подружиться
Ей на месте не сидится.
Учитель:Белки - грациозные и энергичные животные. Они привлекают нас своей окраской и безграничной энергией. Белка - непоседа среди всех грызунов. Относятся к роду грызунов семейству беличьих. Белками также называют целый ряд представителей семейства беличьих из родов бурундуковые белки, пальмовые белки. Собственно род объединяет в себя около 30 видов. Распространены белки по всему земному шару: в Европе, Северной и Южной Америке и в умеренном поясе Азии, за исключением района Австралии, Мадагаскара, южной части Южной Америки (Патагонии, Чили, большей части Аргентины), полярных областей и некоторых пустынь полуострова Аравия.
Учитель: Давайте обратимся к географической карте. Кто из Вас может показать перечисленные места? (Дети прикрепляют на эти места заранее приготовленные флажки). Учитель: А теперь найдите, где мы с Вами находимся на карте. (На это место тоже прикрепляется заранее приготовленный флажок). Учитель: Где обитает? Какой основной рацион? И о многом другом узнаем из презентации. (Просмотр презентации с комментариями учителя). Примерный текст: Белки населяют самые разнообразные ландшафты: леса, открытые равнины, пустыни, тундры, горы, от тропиков до Арктики. Образ жизни - наземный и древесный. Летом белки в постоянном движении - быстро спускаются по стволу деревьев, быстро взмывают вверх, прыгают с дерева на дерево.
Учитель: Длинные задние лапки, как накрученная пружина дают такой толчок, что животное перелетает на 10 метров. Длинный пушистый хвост, как парашют, помогает ей держаться в воздухе. Шерсть рыжеватого окраса, белку почти не заметно на дереве. Мелкие и средние белки имеют длину тела от 20 до 31 см. Масса до 1 килограмма. Длина хвоста 20 - 31 см. Хвост густо покрыт волосами. Хвост может оказаться длиннее тела или равным. Задние конечности мощные и длиннее передних. У зверька блестящие живые глазки и тёмные кисточки на ушах. Гнездо сооружает на верхушке ели или сосны. Их, может быть, несколько - основное и запасные. Питаются белки семенами хвойных деревьев, орехами, грибами, ягодами и даже яйцами птиц.
Учитель: Летом в сильную жару белка прячется в дупло или гнездо. Пищу ищет рано утром или поздно вечером. В конце лета готовит на зиму грибы, орехи и желуди. В сильные морозы из гнезда не выходит, спит по 20-22 часа в сутки. Как и большинство грызунов, белка живет на воле 2-4 года. В неволе же при хорошем уходе может прожить до 15 лет.
Учитель: Предлагаю Вам принять участие в рубрике «Знаете ли вы, что…». Примерные задания:
1. Очень приветливы, ласковы, доверчивы.
2. С прирученной белкой можно гулять без поводка.
3. Самые чистоплотные из отряда грызунов, не оставляют неприятного запаха.
4. Благоразумны в своём поведении.
Учитель: Белка - символ неоднозначный. В древности к животному неоднозначно относились разные народы. Белка сравнивалась с множеством легенд и поверий. Например, среди японцев белка обозначала символ плодородия и изображалась с лозой винограда, словаки родившегося малыша заворачивали в шкурки белок - считалось, что это отгоняет злых духов. А славяне сравнивали белок со стихией, из-за их подвижного характера.
Учитель: Следующее задание – раскрасить белочек. Работать будем каждый индивидуально. (Дети раскрашивают листы с изображением белочек).
Учитель: Ребята, сегодня я хочу познакомить Вас с басней Ивана Андреевича Крылова «Белка». (Далее следует чтение басни или прослушивание аудиозаписи).
И. А. Крылов «Белка». Басня.
У Льва служила Белка.
Не знаю, как и чем; но дело только в том,
Что служба Белкина угодна перед Львом;
А угодить на Льва, конечно, не безделка.
За то обещан ей орехов целый воз.
Обещан - между тем всё время улетает;
А Белочка моя нередко голодает
И скалит перед Львом зубки свои сквозь слёз.
Посмотрит: по лесу то там, то сям мелькают
Её подружки в вышине:
Она лишь глазками моргает, а они
Орешки, знай себе, щелкают да щелкают.
Но наша Белочка к орешнику лишь шаг,
Глядит - нельзя никак:
На службу Льву её то кличут, то толкают.
Вот Белка, наконец, уж стала и стара
И Льву наскучила: в отставку ей пора.
Отставку Белке дали,
И точно, целый воз орехов ей прислали.
Орехи славные, каких не видел свет;
Все на отбор: орех к ореху - чудо!
Одно лишь только худо -
Давно зубов у Белки нет.
Ребята, как Вы думаете, о каких качествах белки идёт речь в басне? (Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Недавно я была в зоопарке нашего района. Рекомендую всем посетить его и понаблюдать за двумя очаровательными белочками. (На доске появляются фотографии из зоопарка).
Учитель: Белки обитают в просторной от пола до потолка клетке с металлическим каркасом. Есть колесо, полочки, ветки, коряги для того, чтобы зверьки активно двигались. Белки постоянно стачивают свои коготки, иначе они будут им мешать. Животные постоянно активны, любознательны, быстро переходят от одной деятельности к другой, чем вызывают восхищение посетителей зоопарка. Любимое лакомство – сырые семена подсолнечника и тыквы.
Благодарю за внимание!
Презентация к тематической беседе для начальных классов «Поговорим о белках»
Беседа составлена методически верно. Используются загадки, стихи, учитель применил в беседе басню И.Крылова "Белка", и ребятам предложена раскраска. На протяжении всей беседы были даны хорошие сведения о белке. Вам голос!
Очень интересная беседа про белку,подобрана яркая наглядность, которую хочется очень внимательно разглядывать. Во время беседы происходит и смена деятельности детей, они не только слушают рассказ учителя, но и рисуют, слушают басню о белке. Примите голос.
Светлана Николаевна, с удовольствием познакомилась с циклом тематических бесед о питомцах.
Очень интересный материал, который будет полезен всем педагогам Портала.
Материал оформлен грамотно, красивые фотографии.
С огромным удовольствием голосую +++++!.
Желаю удачи и творческих успехов!!!