Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие с презентацией, 4 класс. Мифы Древней Греции. Персей

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению, 4 класс. Мифы Древней Греции. Персей

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса по теме: «Мифы Древней Греции. Персей». Данное мероприятие входит в цикл «Из списка литературы на лето». Материалы из цикла можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев. Данное внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся четвёртых классов.
Цель: знакомство детей с мифом Древней Греции о Персее.
Задачи:
- уточнить знания детей о мифах Древней Греции;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать навыки выразительного чтения;
- учить анализировать и сравнивать мифы;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- формировать чувство ответственности за результат команды через использование групповой формы организации учебной деятельности;
- прививать любовь к чтению в целом;
- воспитывать интерес к самостоятельному чтению.
Ход мероприятия
Учитель: Самое интересное культурное достояние цивилизаций - это мифы древних народов. Каждая страна, цивилизация, народ слагали свои мифы о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира. Древнюю Грецию называют «колыбелью современной цивилизации». Не менее прекрасны, чем сама история страны, её мудрые сказания - мифы. И хотя они были написаны многие столетия назад, до сих пор вызывают интерес. К величайшему культурному наследию человечества по праву относятся эти литературные произведения. Следует отметить также, что мифология Древней Греции оказала огромное влияние и на развитие культуры и искусства всего мира.

Учитель: Давайте вспомним, с какими мифами Древней Греции мы с Вами уже знакомы?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Мы будем продолжать знакомиться с увлекательными и поучительными историями. Узнаем новых героев мифов Древней Греции, совершивших великие подвиги. Но сначала давайте вспомним, что же такое мифы?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Правильно, мифы – это произведения, созданные фантазией народа. Другими словами, это народные сказания о явлениях природы, богах и легендарных героях.
Учитель: Как возникли мифы?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Смешивая правду и вымысел, древние греки придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории о возникновении мира. Они отвечали на вопросы: почему люди бывают смелыми и мудрыми, глупыми и трусливыми. Так складывались предания о богах, героях и чудесных существах. Боги, герои и люди у древних греков воплощали в себе хорошие и плохие свойства человека. Благородство, отвага, крепкая дружба и нежная любовь шли вровень с жалкой трусостью, жадностью и коварством. Как видите, ребята, мифы Древней Греции - это небольшие повествования о волшебном и сказочном мире богов и героев, а также страшных чудовищ и животных. Таким образом, греческие мифы (от греч. mythos - предсказание, сказание) - это повествования о богах и героях, пришедшие к нам из глубины веков. А теперь предлагаю Вам поработать в группах и выполнить задания. Давайте вспомним, правила работы в группе.
(Далее следуют ответы детей).
Примерные задания:
Какое крылатое слово или выражение относятся к мифам Древней Греции? Объясните его значение.
1.Самовлюбленный Нарцисс
2.Самовлюблённый Тюльпан
3.Самовлюблённый Ландыш
Группа, выполнив задание и дав ответ, получает карточку и сравнивает правильность своего ответа.
Примерная карточка с правильным ответом:
Нарцисс - прекрасный юноша, сын речного бога Кефисса. Он отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой: увидев своё отражение, он влюбился в самого себя и от безнадежности закололся. Из капель его крови вырос цветок нарцисс. Имя его стало нарицательным для самовлюбленного человека, который любуется собой.

1.Райское спокойствие.
2.Олимпийское спокойствие
3.Тихое спокойствие
Примерная карточка с правильным ответом:
Олимп - гора в Греции, где обитали боги. Олимпийцы - бессмертные боги; в переносном смысле люди, стоящие выше обычных страстей и волнений, сохраняющие невозмутимо-спокойный вид и внешнее величие. "Олимпийское спокойствие" - невозмутимое спокойствие.

1. Умная голова
2. Костяная нога
3. Ахиллесова пята
Примерная карточка с правильным ответом:
Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных и храбрых героев. Мать Ахилла - богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды реки Стикс; лишь пятка, за которую Фетида держала его, не коснулась воды и осталась уязвимой. В эту пятку Ахилл и был смертельно ранен стрелой Париса. Выражение "ахиллесова пята" значит слабое, уязвимое место.

1. Троянский конь
2. Африканский ёж
3. Персидский кот
Примерная карточка с правильным ответом:
Возникло из сказаний о Троянской войне. Данайцы (греки), после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берегов Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и овладели Троей. Выражение "троянский конь" значит тайный, коварный замысел; предательство.

1. Апрельский субботник
2. Сизифов труд
3. Рутинная работа
Примерная карточка с правильным ответом:
Царь Коринфа Сизиф был самым хитрым и умным из всех людей на земле. Он построил город и царствовал там многие годы. Своей хитростью и умом нажил он большие богатства и перестал уважать богов. За оскорбление богов-олимпийцев Сизиф был наказан: он был приговорен вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигая вершины, скатывался вниз, и всю работу приходилось начинать заново. И снова Сизиф, в поту и пыли, втаскивает на гору камень. Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и бесполезная работа.

1. Звёздочка
2. Пегас
3. Рассвет
Примерная карточка с правильным ответом:
Пегас - это крылатый конь Зевса; под ударом его копыта на горе Геликон образовался источник Ипокрена, который вдохновлял поэтов. Пегас сейчас является символом поэтического вдохновения.

Примечание: Данное задание даётся в том классе, где дети знакомы с подобными крылатыми словами и выражениями, а также активно используют их в своей речи.
Учитель: Молодцы! Справились с заданием. А теперь давайте обратимся к карте древнего мира. Ребята, какая земля находится с Древней Грецией?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Верно, это Египет.
Учитель: Какое море омывает берега этих стран?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Правильно, Средиземное море. Кроме того, одинаково светит им и жаркое солнце юга. Наверное, благодаря этому в греческих мифах представления о мире и о значении природы для людей напоминают мифы Древнего Египта. История древнего Египта окружена тайнами и мистическими образами. Что представляется Вам при упоминании этой сказочной цивилизации?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Верно, это загадочные пирамиды, неутомимый Сфинкс, стоящий на границе двух миров и охраняющий покой фараона.

Учитель: Египетская мифология начала приобретать свой современный облик в 5 – 6 тысячелетии до нашей эры. Египетская мифология – это разрозненные сказания, которые невозможно соединить в единый рассказ. Очень часто одни и те же события изображаются абсолютно по-разному, а боги выступают в разном обличии. В отличие от греческой, древнеегипетская мифология не приобрела особой популярности. Как Вы думаете, чем отличаются мифы Древней Греции от мифов Древнего Египта?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: В Египте мифы были только о богах, а в Греции – о богах, героях и людях. В Египте боги олицетворялись животными. В целом же, великие народы прошлого оставили нам бесценное наследие. Древними мастерами созданы бессмертные шедевры архитектуры, скульптуры, живописи, которые и сегодня, спустя тысячелетия, восхищают нас своей красотой и совершенством.
(На доске появляются фотографии).
Архитектура
Скульптура
Древнегреческая амфора
Учитель: Как Вы думаете, чему учат мифы?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Верно, мифы Древней Греции учат благородности, смелости и доброте, именно благодаря своей красочности и глубокому смыслу. Итак, отправляемся в увлекательный мир богов и героев - людей и небожителей.
(Далее следует прочтение мифа Древней Греции «Персей».)

Учитель: Ребята, понравился ли Вам миф? Расскажите, кто является главным героем? Охарактеризуйте его. Кто противостоит Персею? Как Персей победил медузу Горгону и кто ему помог это сделать? Расскажите, как произошла встреча Персея и Андромеды? Какое предсказание сбылось и как? Какие чувства Вы испытываете после прочтения данного мифа? Как древние греки относились к предсказаниям судьбы?
(Далее следуют ответы детей на вопросы учителя).
Учитель: Задайте свои вопросы.
Примечание: Читая мифы детям, будьте готовы к большому количеству вопросов.
(Учитель отвечает на вопросы детей).
Учитель: А теперь я предлагаю Вам просмотреть мультфильм.
(Далее следует просмотр мультфильма «Персей».)

Учитель: Понравился мультфильм? Есть отличия между прочитанным нами мифом и просмотренным мультфильмом?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Ребята, не забывайте о том, что мифы передавались устно из поколения в поколение, поэтому иногда информация в них имеет некоторые расхождения. А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить Персея. Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).


Учитель: В честь знаменитого героя древних мифов названо созвездие Персея. Карта звёздного неба - невероятно привлекательное и завораживающее зрелище, а особенно в тёмное ночное небо. Предлагаю обратиться к карте.
(На доске появляется карта звёздного неба).

(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
На фоне туманной дороги Млечного пути прекрасно видны яркие и слегка затуманенные звёзды, именно они составляют различные созвездия. Одним из таких созвездий, практически целиком находящимся в Млечном пути, является созвездие Персея. Кстати, расположение звёзд созвездия напоминает человека в высокой шапке на голове. Ещё древними астрономами было открыто созвездие древнего Персея. Оно расположено в северном небесном полушарии. На звёздном небосклоне оно просматривалось с ноября по март. Состояло созвездие из девяноста звёзд второй и третьей величины, именно поэтому было хорошо видно даже невооружённым глазом.

Созвездие Персея наблюдали астрономы разных стран, своей загадочностью и неповторимостью всех влекло это звёздное скопление. В средние века изучением активно занимались арабские астрономы, которые заметили, что один глаз у головы медузы остаётся неподвижным, а другой время от времени как будто подмигивает. Эта звезда получила имя Алголь. Европейским астрономом, первым, кто глубоко изучал феномен мигающей Алголь, был итальянский астроном-физик, живший в 17 веке. Лишь благодаря астрономам в конце 18 века удалось установить, что в «подмигиваниях» Алголь существует строгая периодичность. Разгадка тайны Алголь состоялась лишь в конце 19 века. Учёные обнаружили у Алголь спутник. В созвездии Персея, кроме Алголь, есть ещё одна переменная звезда. Её также можно наблюдать без телескопа. Она также имеет спутник. При этом его размеры меньше размера самой звезды. Наблюдая эту пару в телескоп, астрономы называют их «небесными бриллиантами» из-за удивительного сочетания цветов. Главная звезда горит красивым оранжевым светом, а её маленький спутник имеет загадочное синеватое свечение.

В середине 20 века астроном из Голландии сделал ещё одно интересное открытие: звёзды второго скопления разбегаются во все стороны от его центральной части. Ещё в созвездии Персея есть увлекательное зрелище - метеоритный дождь. Приходится звездопад на летнее время, примерно с середины июля до конца августа. Пик дождя выпадает на середину августа. Астрономы назвали этот активный метеорный поток Персеидом.

Учитель: А завершить наше мероприятие мне бы хотелось так:
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берёт:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали,
С детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Геракл, и Атлас.

А теперь мы с Вами знаем нового героя мифов Древней Греции - Персея.
Учитель: Ребята, поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Древняя Греция - богатейший источник мифов о богах, простых людях и смертных героях, которые их защищали.
Читайте Мифы Древней Греции!
Благодарю Вас за занятие!
Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Мифы Древней Греции. Персей

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и искусству в 4 классе Конспект интегрированного урока по произведению Куприна «Слон», 4 класс Система занятий, направленных на формирование у учащихся 4 класса устойчивого интереса к жизни и тво Конспект урока по литературному чтению (в соответствии с ФГОС) в 4 классе

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе (Школа 2100)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Басни Толстого для 4 класса

Участник №44 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 мая по 25 августа 2015 года
Исследовательский проект о выращивании клубники, 3 класс с презентацией | Внеклассное мероприятие с презентацией, 4 класс. Мифы Древней Греции
Опубликовано: 3445 дней назад (18 июля 2015)
Просмотров: 27808
+9
Голосов: 9
Елена Ивановна Понкратенко # 18 июля 2015 в 20:22 +3
Светлана Николаевна, интересный сценарий и прекрасная презентация к нему. Прочитала с большим удовольствием. Вы отобрали для внеклассного мероприятия увлекательную и познавательную информацию. Уверена, такого рода встречи с детьми укрепят интерес учащихся к изучению истории мира, чтению произведений об исторических персонажах и событиях.
Вера Валерьевна Ляпина # 18 июля 2015 в 21:35 +3
Просто отличное мероприятие! Оформление достойное.Информация, которую вы рассматриваете очень интересна, дети любят мифы читать, смотреть мультфильмы. Думаю им было очень интересно показывать свои знания. ГОЛОС!
Валерий Григорьевич Вершинин # 18 июля 2015 в 22:44 +3
Здравствуйте,Светлана Николаевна! Очень интересный конспект урока вы представили. Чувствуется, что вы при подготовке урока прошли по теме во всех направлениях, использовали разные формы и виды работы, которые активизируют внимание детей, дают им возможность увидеть предмет с новой стороны. Хорошо увязаны все моменты МХК. Примите мой голос и пожелание успехов. С уважением, Валерий Григорьевич.
Светлана Николаевна Матвеева # 19 июля 2015 в 09:25 +1
Огромное Вам спасибо, уважаемые коллеги!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 19 июля 2015 в 10:05 +3
Светлана Николаевна, удивили своей познавательной и интересной информацией в очередной раз. Отличная разработка внеклассного мероприятия, где замечательным дополнением и украшением служит презентация. Голосую с большим удовольствием. Спасибо, что балуете коллег своими педагогическими идеями, которые не останутся незамеченными на Портале. Успехов вам!
С уважением, Т.Н.
Ольга Васильевна Яковлева # 19 июля 2015 в 21:44 +3
Здравствуйте, Светлана Николаевна. Замечательный, интересный, содержательный, познавательный урок "Мифы древней Греции. Персей" Вы опубликовали. В ходе урока для повышения интереса и активности учащихся использовали разные виды работы. Презентация превосходна! Дальнейших творческих успехов! голос
Любовь Сергеевна Новоселова # 25 июля 2015 в 05:57 +3
Доброе утро Светлана Николаевна. Замечательный урок! Работа в группах с карточками интересна, работа с фразеологизмами. Представлена взаимосвязь не только литературного и художественного творчества, но и сведения из астрономии и истории. Мой голос №6. Мультфильм, презентация, разнообразная работа на уроке, я думаю, не оставят Ваших учеников равнодушными к древнегреческому творчеству. Желаю дальнейших творческих успехов.
Елена Михайловна Алахвердиева # 2 августа 2015 в 18:15 +2
Здравствуйте, Светлана Николаевна, интересный конспект сценария и прекрасная презентация к нему. Прочитала с большим удовольствием. При подготовке урока использованы разные формы и виды работы, которые способны активизировать внимание учеников, дают толчок к творческому восприятию исторической информации через "Мифы древней Греции." Отличная публикация! Она заслуживает высокую оценку! Голос отдаю Вам!
Марина Сергеевна Баранчукова # 2 августа 2015 в 19:32 +2
Добрый день, Светлана Николаевна, какой увлекательный урок! Меня всегда интересовали подобные темы, а у вас все так понятно и доступно! Примите мой голос
Фирая Мансуровна Шарипова # 11 августа 2015 в 11:46 +2
Похвала автору, очень интересный сценарий.