Практико-ориентированный проект. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Давлетбаева Светлана Рафитовна
Должность и место работы: воспитатель МДОБУ детский сад с.Ташкиново ГО г. Нефтекамск
Описание материала: этот материал будет полезен воспитателям, инструкторам по физкультуре, работающим в малокомплектном детском саду с разновозрастным составом групп. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду показана на примере старшего дошкольного возраста.
Актуальность
«Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» – эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М.Амосову.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности.
В 2000 г. 189 стран – членов ООН собрались на саммите Тысячелетия и выдвинули 8 целей и 18 задач нового тысячелетия, выполнение которых к условленной дате (2015г.) должно изменить жизнь народов мира. Четвёртая, пятая и шестая цели касаются вопросов здоровья, в том числе репродуктивного здоровья населения (В.В. Бодрова, Е.Н. Бодрова, 2005). В условиях социально–экономической нестабильности в России за время перестройки в состоянии здоровья детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции:
- распространённость факторов риска, влияющих на ухудшение здоровья и развитие;
- увеличение заболеваемости и инвалидности.
Интенсивность ухудшения качества здоровья детей и подростков в 3,5 раза выше, чем у взрослого населения (И.В. Журавлёва, 2002).
Здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны. На начало 1991 года население России составляло более 290 млн., к 2014 году население сократилось, примерно, до 144 млн.
Директор Научного центра здоровья детей РАМН, академик РАМН А.А. Баранов (2006) утверждает, что исправить демографическую ситуацию в современной России может только то поколение, которое сегодня ходит в детский сад.
Николаева Елена Ивановна – доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена в своей книге (2014) пишет «Очевидно, чтобы дети были здоровыми в ситуации широкой распространённости заболеваемости при рождении, необходимо не столько сохранять здоровье (которого практически нет), сколько формировать его. Говорить сейчас о здоровьесбережении неэффективно. Нужно ставить вопрос об осознанном здоровьеформировании у населения с ослабленным здоровьем. Необходимо начать работать с детьми на уровне детского сада, чтобы максимально рано создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье». Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Анализ физического развития детей, наблюдения, беседы, анкетирование родителей по вопросам состояния здоровья детей, показали, что и у детей посещающих детский сад с. Ташкиново так же есть тенденция к ухудшению здоровья. Мы задали себе вопрос: как научить детей заботиться о своём здоровье, начиная с детского сада и на всю последующую жизнь? Перед работниками ДОО встала непростая и нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и организовать целостную систему физкультурно – оздоровительной работы отдельно взятого педагога с отдельным ребёнком и целого педагогического коллектива с группой детей.
Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, приведение в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя некоторые сложности. Такие как:
• основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом дошкольных групп;
• на селе невысокий образовательный и культурный уровень родителей не позволяет обеспечить должное развитие детей;
• сверхзанятость большинства родителей в личном домашнем хозяйстве не оставляет им времени на общение и занятия с детьми;
• низкое материальное обеспечение многих сельских семей не дает им возможности удовлетворить элементарные культурные потребности ребенка: купить книги, игры и игрушки, спортивный инвентарь, совершить с детьми поездки в город – в спортивные клубы и секции, в хореографические студии, в театры, музеи;
• отдаленность от культурных центров, замкнутость, автономность.
Ограниченность пространства, некоторая скудность возможностей для развлечения и отдыха открывается другой стороной, а именно если в клубе, школе, детском саду готовится какое-либо событие, то непременными участниками, заинтересованными благодарными зрителями будет все население села, независимо от возраста. Жизненный опыт и наблюдения показывают, что сельская среда имеет неоспоримые преимущества перед городом в воспитании положительных эмоций, доброты, трудолюбия, в закаливании, развитии двигательной активности ребенка. Пребывание на свежем воздухе, знакомство с окружающей природой: лес, овраги, водоемы, роднички, речка, деревня, луговые травы – все эти факторы при умелом использовании благотворно влияют на эмоциональное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка.
Противоречия возможностей социального и природного потенциала и стали основанием для разработки проекта.
В детском саду накоплен богатый опыт работы по физкультурно-оздоровительной работе, созданы максимально благоприятные условия для укрепления здоровья и гармоничного физического развития каждого ребенка в условиях использования благоприятной макросреды. В практику работы широко внедрены здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Оснований изменения содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной организации достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
1.Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2.Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Все выше перечисленное показывает актуальность проблемы укрепления здоровья детей.
Цель проекта – систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, снижения заболеваемости, приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
• Изучение опыта работы по данной проблеме ученых – дидактов и передовых педагогов;
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия;
• Формирование и развитие у детей двигательных умений и навыков;
• Содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности у детей;
• Привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье как одной из главных ценностей жизни;
• Формирование у детей представлений о режиме, об активности и отдыхе.
• Выработать у детей привычку ежедневных занятий физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве;
• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Гипотеза. Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки проекта: проект рассчитан на 2 года (2014-2015г.г.)
Участники проекта: дети, педагоги и сотрудники МДОБУ детского сада с.Ташкиново, родители (законные представители воспитанников).
Форма проведения: образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с их семьями.
Ожидаемый результат:
У детей:
• сохранение и укрепление физического здоровья детей;
• повышение эффективности процесса физического воспитания.
У родителей:
• совместное участие с детьми в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
• повышение компетентности в вопросах физического развития детей;
• использование здоровьесберегающих технологий в семье
У педагогов:
• разработка методического и практического материала по проекту;
• повышение компетентности по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных технологий;
• систематизация работы по ЗОЖ в образовательной организации;
• обобщение и распространение результатов работы среди педагогических работников ДОО;
Ресурсы
1.Научно-методическая база.
• Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, 30 августа 2013г.№ 1014;
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792 – р) ;
• Программа развития МДОБУ детский сад с. Ташкиново 2014-2016г.г.;
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
• Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1);
• Устав дошкольного учреждения, локальные акты.
2.Кадровые ресурсы, дети, родители (законные представители).
3.Материально-техническая база
Для реализации образовательного процесса в ДОО имеются:
- 3 групповых помещения с развивающей предметно-пространнственной средой, соответствующей возрастным особенностям воспитанников:
- физкультурно-музыкальный зал;
- кабинет музыкального руководителя;
- методический кабинет;
- спортивная площадка на территории детского сада;
- учебные методические пособия;
- детская и методическая литература.
4.Современная информационно–техническая база:
- компьютер подключен к Интернету, электронная почта;
- музыкальный центр;
- магнитофоны в каждой группе ДОО;
- телевизор;
- видеокамера;
- копировальная и множительная техника;
- цифровой фотоаппарат;
- видеопроектор.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (Схемы)
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
• Изучение и использование в работе литературы, материалов и документации по теме проекта.
• Анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
• Изучение (анкетирование) потребностей родителей;
• Мониторинг физической подготовленности детей;
• Повышение профессиональной компетентности педагогов, освоение здоровьесберегающих технологий;
• Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.
Основной этап:
Реализация проекта в различных видах деятельности.
Заключительный этап:
• Подведение итогов.
• Создание фоторепортажа по проекту.
• Специальный выпуск родительский газеты по физическому воспитанию «Здоровячок»
План реализации проекта Таблица
Заключение
Использование в оздоровительной работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.
Работая в соответствии с требованиями образовательной программы МДОБУ детский сад с.Ташкиново, разработанной на основе программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы» и применяя в своей работе здоровьесберегающие технологии, мы достигли следующих результатов:
- положительная динамика состояния здоровья,
- снижение уровня заболеваемости.
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни. И достигли следующих результатов:
- наблюдается положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости. В 2014-2015 учебном году посещаемость во всех дошкольных группах составила более 80 %.
- повысился уровень физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости. Мониторинг двигательной активности в этом учебном году составил более 74% (для сравнения с прошлым годом - 70%) .
Мониторинг по образовательной программе дошкольной организации показал, что наши воспитанники знают основы здорового образа жизни, сознательно относятся к своему здоровью и умеют использовать доступные способы его укрепления. Проводимая в системе работа педагогов ДОО, выявила положительные тенденции к формированию у дошкольников интереса к здоровому образу жизни.
План мероприятий по минимизации рисков
Вероятные риски
Дефицит квалифицированных кадров:
- Недостаточная ориентированность педагогического персонала в современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологиях.
- Несформированность стремления у отдельных педагогов профессиональной культуры в вопросах здоровьесбережения.
- Основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на одновозрастные дошкольные группы.
- Слабость материально – технической базы по оснащению развивающей предметно – пространственной среды, в том числе физкультурного оборудования.
- Некомпетентность родителей в вопросах в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.
- Сверхзанятость большинства родителей в домашнем хозяйстве.
- Ограниченность возможностей семей, как в материальном плане, так и в территориальной отдалённости от городских центров физкультуры и спорта.
Мероприятия по минимизации риска
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Внедрение механизмов поощрения и финансового стимулирования.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов, освоение здоровьесберегающих технологий путём изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.
- Введение дополнительных образовательных платных услуг.
- Привлечение спонсорской помощи, участие в грандах.
- Грамотная реализации проекта, обновление его содержания, расширение учебно – методической базы, разработка вариативных образовательных программ с учетом специфики работы сельского детского сада.
- Развитие партнёрских отношений с родителями детей.
- Планомерная и систематическая методическая работа с участниками физкультурно-оздоровительного процесса,
- Своевременно корректировать направление на удовлетворение интересов и возможностей детей, потребностей родителей.
Проектный продукт
1.Устройство «Тропы здоровья» на спортивной площадке.
2.Специальный выпуск родительский газеты по физическому воспитанию «Здоровячок».
3. Создание картотек в группах детского сада – спортивные, подвижные игры, пальчиковые игры, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика.
4. Создание фоторепортажа по проекту.
Литература:
Нормативная:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155).
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
4. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1).
Основная:
1. Алябьева. Е.А Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144с. – (Растим детей здоровыми).
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160с. (Здоровый малыш).
3. Дошкольное образование в XXI веке [Текст] // Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Уфа, 26 апреля 2013. –Уфа: Изд-во БГПУ, 2013.
4. Николаева Е.И., Федороук В.И., Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. Пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014. – 240с.
5. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128с.
6. Степаненко Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 144с
7. Доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан. Семья и человеческое развитие. Подготовлен Центром изучения человеческого потенциала Института социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан и Башкирским филиалом Института социологии РАН при поддержке Правительства Республики Башкортостан, Программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации и Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) Уфа – 2013 file:///F:/Bashkortostan_doklad_2013.pdf
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике
Развивающая среда образовательного учреждения
Физкультурно-оздоровительный досуг в средней - подготовительной группе. Сценарий
Конспект физкультурно-игрового досуга по ПДД для подготовительной группы
Похожие статьи:
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»