Литературно-музыкальная композиция «А ПЕСНЯ ГОТОВА НА БОЙ!»
Автор: Левицкая Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4 Город: Мурманск
Описание
Разработка представляет собой сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной великому празднику, - 9 Мая.
Предлагаемый сценарий является одним из средств создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Полезна данная разработка для учителей-словесников и классных руководителей, работающих с 5 по 11 классы.
Главная задача мероприятия
Воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому.
Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современные дети мало знают о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм и активную гражданскую позицию детей.
В данной разработке представлены стихи и песни военных и послевоенных лет, рассказывается об истории создания песен.
Цель
Показать значимость литературы и музыки на войне; способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны.
Ход мероприятия
Школьный хор исполняет песню.
Чтец:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть, и нет.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
1-й ведущий:
Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война.
«Россия должна быть ликвидирована», - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года, а 12 мая 1942 года уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере, 100 миллионами людей германской расы… Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».
2-й ведущий:
Вы никто не знаете войны, но вы слышали о ней от старших, вы не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему нас так волнуют кадры этой старой кинохроники?
4 года войны! 1418 дней! 34000 часов! И более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 38 лет.
Почтим память погибших минутой молчания. (ЗАПИСЬ МЕТРОНОМА)
3-й ведущий:
Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе.
Навсегда останутся песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма.
1-й ведущий:
Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают все в 21 веке,
Как в суровый предрассветный час
Песня стала боевым солдатом.
Дали ей по росту сапоги,
Песне никакой размер не тесен…
И шагали к западу полки
В четком ритме наших грозных песен…
(На фоне мелодии «Священная война»)
С этой песни все и началось –
Первые сражения и беды…
Сколько нам их петь ни довелось,
Эта песня – с нами, до Победы!
2-й ведущий:
Это одна из первых военных песен. Она родилась в самом начале войны, в конце июня 1941 года. Авторами ее были поэт В. Лебедев-Кумач и композитор А. Александров. Музыка Александрова звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом.
Впервые эта песня исполнялась на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Песню знали, жива она и сейчас.
(исполняется песня «Священная война»)
3-й ведущий:
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, в стужу сколько раз
Эта песня нас в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится.
(На фоне мелодии «Темная ночь»)
1-й ведущий:
Привезли солдата в медсанбат…
Врач сказал: «Не доживет до ночи»…
- Мне бы… песню, прошептал солдат, -
Я до песен с давних пор охочий…
Боль невыносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело…
И сестра, усталая сестра,
До рассвета над солдатом пела:
(Исполняется песня «Темная ночь»)
2-й ведущий:
Особенно тяжело было пережить эту войну детям. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.
«Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941г. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942г. Мама – 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942г… Савичевы умерли. Умерли все, осталась одна Таня».
Это написано 11-летней школьницей, которая не намного пережила своих близких.
3-й ведущий:
Но нелегче было и в немецком плену, о чем свидетельствует письмо Кати Сусаниной.
«Дорогой добрый папенька!
Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот…
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. А помнишь, папа, 2 года назад, когда мне исполнилось 13 лет, какие хорошие были мои именины!!! Ты мне, папа тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню… А теперь, папа, когда взгляну на себя в зеркало – платье рваное, номер на мне, как у преступницы, сама худая, как скелет, - соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет? Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают, да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. Я очень боюсь Клары – это большая и жирная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон бил меня ногами, я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Сегодня я узнала, что хозяин хочет взять меня с собой в Германию. Нет, я не поеду в эту трижды проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться.
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина.
Мое сердце верит: письмо дойдет».
1-й ведущий:
Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня «В землянке». Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. Автор песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Л. Утёсов, Л. Русланова – знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.
(Исполняется песня «В землянке»)
2-й ведущий:
1943 год. Победа над врагом стала ближе, ощутимее, и эта уверенность отразилась в песнях. По всему было видно, что поход на Россию не удался, пора было убираться восвояси.
В 1945 году поэт А. Новиков и поэт Л. Ошанин получили задание написать песню, примерное название которой было бы «Под стук колес». «Такой песни, - рассказывает поэт, - еще не было… Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему… Песня должна стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году, с позиций всего, что произошло на войне». Так родилась одна из завершающих тревожные годы войны песня «Эх, дороги».
3-й ведущий:
Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 ноября. Нужна была песня о том, что свершил наш народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом. Авторы этой песни сами не раз побывали на фронте и написали немало песен о войне. Замысел этой песни родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Для авторов песня «Эх, дороги» была самой любимой. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня воспоминание о пройденных дорогах войны.
(Исполняется песня «Эх, дороги»).
1-й ведущий:
Очень трудно приходилось почтальонам. Ведь им приходилось целыми днями разносит груды писем: радостных и очень печальных (похоронок).
Почтальон:
Ну и почта! Целый килограмм!
Груда писем, может, есть и вам?!
От сестер, от братьев, от невест,
Сколько их из самых разных мест!
Они – долгожданные, нужные,
Есть счастливые, есть очень грустные.
Как трудно те письма вручать,
И страшно порой получать…
И все своего адресата найдут –
Ведь где-то давно и долго их ждут.
(Подходит мальчик, приносит свое письмо и читает его вслух, перед тем как отдать почтальону)
Мальчик:
Здравствуй, папка!
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился –
До чего ты прежний был во сне.
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня,
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Я принес тебе те два осколка,
Что нашел недавно у ворот,
И сказал тебе: «А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
Я сказал да тут же и проснулся,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулся,
В удивленье поглядел на тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы.
Папа, ты вернешься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю,
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб, как прежде, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один…
Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от радости…
Твой сын.
2-й ведущий:
Песни ВОВ – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма. И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.
3-й ведущий:
Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают новые солдаты,
Как в суровый предрассветный час
Песни взяли в руки автоматы.
Им наград не вешали на грудь,
И портретов не было в газете…
Трижды славен их нелегкий путь
И народ, создавший эти песни!
1-й ведущий:
70 лет прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую Победу. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников Отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни – свидетели тех героических лет («Священная война», «Эх, дороги», «Катюша», «Шел ленинградский паренек», «Хотят ли русские войны»). В годы войны наша страна потеряла многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков.
Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но, когда они слышат знакомые мелодии и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Этот праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах…
никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза. Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Как она называется? Да, это песня «День Победы», авторов Д. Тухманова и В. Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде, и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы».
Исполняется песня «День Победы»!!!!!!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа ко Дню Победы для старшеклассников
Война глазами детей. Сочинение
Классный час на тему 9 мая День Победы
9 мая в школе. Сценарий "Вечер встречи трех поколений"
Похожие статьи:
Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс
Урок памяти ко Дню Победы, 11 класс
Классный час «День Победы», 10-11 класс
Сценарий концерта День Победы в сельском клубе
Мероприятия к 9 мая в школе. Сценарии