Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект внеклассного занятия для младших школьников. Моя Малая Родина

Методическая разработка занятия гражданско – патриотического характера для детей с ОВЗ Моя малая Родина.
Занятие из тематического цикла занятий о Родине.
Автор: Красникова Светлана Валентиновна, воспитатель
Место работы: КОУ ВО Борисоглебская спецшкола-интернат
Описание материала: занятие патриотической направленности, будет полезно воспитателям и классным руководителям коррекционных классов, предназначено для младших школьников. Разработка универсальна для любого региона, нужно лишь дополнить информацию о своей малой Родине.

Цель: Воспитание патриотических качеств личности через познавательный интерес к родной истории.
Задачи
Образовательная: Познакомить детей со значением понятий "Малая Родина", "достопримечательность". Актуализировать в сознании учащихся образ Родины.
Коррекционно-развивающая: Формировать у учащихся способность размышлять о Родине. Развивать речь, память, внимание, фантазию детей, мелкую моторику рук.
Воспитательная: Создать условия для осознания детьми любимых мест в родном городе Борисоглебске. Воспитывать бережное отношение к культурно – историческим памятникам природы и архитектуры.
Возрастные и психологические особенности детей: занятие рассчитано для учащихся 3-4 классов с недостаточным развитием произвольного внимания, с маленьким запасом знаний об истории нашей Родины, с нарушениями мелкой моторики кистей рук.
Обоснование актуальности занятия: У детей данной возрастной группы есть потребность в осознании себя как "я-человек", "я - гражданин", но формирование целостных образов затруднено из-за недостатка информации и проблем в установлении причинно-следственных связей.
Оборудование для воспитателя: Выставка книг русских поэтов, писателей. Слайды презентации с фотографиями города Борисоглебска, фотопортретами талантливых и известных горожан. Физическая карта России.
Оборудование для учащихся: листочки для работы, цветные карандаши.
Ход занятия
-Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами продолжаем наши не совсем обычные занятия. Почему необычные? Да потому, что на этих занятиях мы говорим о том, что является дорогим, важным и любимым для каждого человека - о месте, где он родился и вырос, где он живёт, где живут его близкие люди, о неповторимой и прекрасной природе, которая нас с вами окружает.
Вы уже вспомнили, о чём шла речь на наших занятиях? (О Родине)
Если дети не отвечают, что" о Родине", то воспитатель помогает им догадаться, задавая наводящие вопросы: За что люди всегда шли на войну и воевали? Как называется то место, где человек родился? и т. д. После этого воспитатель крупными буквами на доске пишет слово "РОДИНА".
-А как называется наша Родина? (РОССИЯ)
-А как называется столица нашей Родины? (МОСКВА)
Повторение пройденного.
-Недавно у нас с вами было занятие, посвященное городу Москве. Давайте покажем на карте, где находится Москва, а заодно и посмотрим, какую территорию занимает наша страна-Россия.
Ребёнок показывает на физической карте России Москву, воспитатель делает вывод о том, что наше государство занимает самую большую территорию в мире.
-Ребята, обратите внимание на выставку рисунков о Москве, которые вы нарисовали на прошлом нашем занятии.
Дети по очереди рассказывают о своём рисунке, что изображено, почему именно это нарисовали. Воспитатель обязательно находит, за что похвалить ученика.
Сообщение темы занятия.
-Итак, мы с вами знаем, что наша Родина называется Россия. А вот то место, где ты родился, называется Малая Родина. Назовите свою малую Родину.
Ответы детей. Воспитатель, если ребёнок затрудняется или не совсем верно произносит название населённого пункта, помогает.
-Молодцы, вы все знаете свою малую Родину. Почти для всех - это город Борисоглебск. Давайте узнаем, сколько лет нашему городу, и сравним его возраст с возрастом города Москвы. Москва основана в 1147 году, Борисоглебск в 1698 году.
Дети у доски решают получившиеся примеры и делают вывод, какой город старше.
Знакомство с историей города Борисоглебска.
-Родина любого человека имеет свою историю, культуру. Это отличает одну страну от другой, делает её неповторимой и любимой для жителей. История отражает наиболее значимые события в жизни города.
1698 год – год основания города Борисоглебска.
1836 год – через 130 лет открыты первая городская больница и школа на 24 ученика.
1941 год – год начала Великой Отечественной Войны, в первые дни войны ушли на фронт 1500 добровольцев, в Борисоглебске было 15 госпиталей.
1945 год – год окончания войны и начала строительства.
1959 год – построен первый многоэтажный дом в Северном микрорайоне.
1993 год – состоялось открытие Дома ремёсел.
1996 год - открытие конноспортивной школы.
Вот лишь некоторые исторические события нашего города и страны.
Знакомство с культурой города Борисоглебска
-Каждый народ, каждая страна имеют свою неповторимую культуру. Культура – это творчество писателей и поэтов, художников и артистов, памятники архитектуры и истории, это всё то, что отражает неповторимость народа, его традиции и быт.
Каких русских писателей, поэтов вы знаете?
Ответы детей. По желанию ребёнок может прочитать отрывок любимого произведения.
Все они (писатели, поэты) в своих произведениях воспевают красоту русской земли. В нашем родном городе Борисоглебске тоже есть немало известных, талантливых, интересных людей. Среди них поэт Игорь Лукьянов. Послушайте его стихотворение о Борисоглебске.

Хопра иль Вороны
Задумчивый всплеск
Слышу родимое-
Борисоглебск.
Старый собор,
Лес на горе.
Улица - память
О детской игре.
Город,
Столетьями над тобой-
Ласточки летом,
Галки зимой.
Там, где дороги
В июльской пыли,
Струги
Дубовые,
Новые шли.
И на окраине
Ветры с лугов,
Словно оттуда
Из древних годов.
Также среди людей, прославивших наш город, есть 13 Героев Советского Союза, в их числе – маршал артиллерии М. И. Неделин и удостоенный этой чести дважды генерал – майор авиации А. Н. Прохоров.
Знакомство с понятием "достопримечательность".
С древних времён люди стремились селиться на территориях, наиболее удобных для проживания. Как правило, поселения располагались на берегах рек, озёр. Территории, на которых люди обустраивали свои поселенья, отличались друг от друга. В одном месте было больше лесов, в другом – лугов и полей. Одни поселения стояли на реках, другие на озёрах. А какие природные особенности нашего города вы знаете?
Ответы детей: город "стоит" на слиянии двух рек Хопра и Вороны; окружён Теллермановской дубравой; много деревьев, парков, скверов, площадей.
Итак, мы с вами только что услышали, как в нашем родном городе много интересных и красивых мест. А вы знаете, как называются особенно красивые места, а также то, что имеет историческую и культурную ценность? Такие места называются "достопримечательностями".
В Борисоглебске таких мест много и обо всех рассказать не хватит времени. Назову те, которые мы с вами посещали во время прогулок, экскурсий. А может, вы, мне поможете.
Воспитатель вместе с учащимися перечисляют достопримечательности города: гимназия №1 (построена в 1899 году), Драмтеатр имени Н. Г. Чернышевского (1910 год), железнодорожный вокзал (1866 год), Фонтан на улице Советской, православные Церкви.
С другими достопримечательностями мы познакомимся на следующих занятиях.
Подведение итогов.
-Вот и подошло к концу наше занятие. Я попрошу вас взять в руки карандаши и нарисовать то, что вам запомнилось, понравилось, на что вы обратили внимание. Это может быть то место, где вы родились, где любите гулять, что хотите посетить в родном городе. Словом, любимый уголок нашей Малой Родины. И на следующем занятии мы сделаем коллективную выставку из ваших работ.
Дети рисуют, воспитатель тоже участвует в творческом процессе: помогает советом, находит, за что похвалить и помнит, что дети с ограниченными возможностями очень чувствительны, одно малое замечание не по существу лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу.

Рекомендуем посмотреть:

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях реабилитационного центра Краеведческое исследование. Родники нашего края Конспект классного часа для 3 класса по теме «Родина» Конспект внеурочного занятия в начальной школе на тему: «Моя малая Родина. Город Владимир»
Участник №240 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Конкурсно - игровая программа в начальной школе. Весёлые поварята
Опубликовано: 3401 день назад (15 июля 2015)
Просмотров: 3574
0
Голосов: 0
Ольга Николаевна Завородцева # 15 июля 2015 в 12:32 +1
Этот год для моего города Юбилейный, идея вашего занятия для меня очень актуальна! Спасибо за интересную идею.
Светлана Валентиновна Красникова # 15 июля 2015 в 20:46 0
Очень рада, что вам понравилось.