Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Секреты публичного выступления преподавателя

Конспект занятия с педагогическим коллективом "Секреты публичного выступления"
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию конспект занятия (теория с несколькими практическими упражнениями)для педагогов. Данное занятие разработано с целью психологического просвещения педагогического коллектива, а также отработки необходимых умений педагогов, в связи с тем, что выступление на публике для многих педагогов является стрессовым моментом в их деятельности.
Ход занятия:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас, тема моего выступления «Секреты публичного выступления». Занятие будет проходить в форме мини-лекции с несколькими практическими упражнениями. Данное выступление проводится с целью актуализации необходимых для публичных выступлений умений и навыков.
Умение говорить и умение «держать» аудиторию в течение определённого времени таким образом, чтобы слушатели не потеряли интерес к оратору – это настоящее искусство.
Формирование навыков публичного выступления требует упорного труда, тренировки и самоанализа.
Общаясь ежедневно с воспитанниками и их родителями, специалистами и коллегами только «в прямом эфире», без права дублей, как в кино, мы, в первую очередь, должны владеть грамотной речью, чтобы быть примером.
Сфера, в которой мы работаем, обязывает нас постоянно повышать уровень своей компетенции и подтверждать свою квалификацию. Но в любой профессии отдельную, а иногда и роковую роль играет человеческий фактор.
Недаром в народе говорят: «Слово лечит — слово убивает». Уверена, вы согласитесь, что ораторскому искусству учатся всю свою жизнь.
В настоящее время ораторское умение высоко ценится в профессиональной среде. От эффективного устного доклада, презентации своих идей и предложений, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет сотрудника, его статус. В публичном выступлении оратор должен стимулировать интерес людей к обсуждаемой проблеме, использовать способы воздействия на установки слушателей и их поведение.
Вопросы на обсуждение:
• Что значит «публичное выступление»?
Такое определение есть в любой профессиональной деятельности. Публичной мы называем такую деятельность, у которой есть свидетели.
• Можно ли определить то, что мы называем «публичным пространством»?
Даже небольшой коллектив – это микро- или мини-социум, и основные законы публичного действия работают и для него. Другими словами, когда нам необходимо выступить речью, для большой аудитории коллег или за новогодним столом в кругу семьи, мы производим публичное действие. И законы, по которым эти действия будут выполняться, одни и те же.
• Выступая публично, каждый человек может испытывать гамму разных чувств. Каких?
У многих людей мысли о предстоящем выступлении вызывают бурю негативных эмоций и провоцируют стрессовые состояния. Когда же дело доходит до самого выступления, то на первый план выходят коварные страх, скованность, растерянность, смущение, парализующие оратора и мешающие эффективному взаимодействию с аудиторией.
Начать наше занятие хотелось бы со слов Элен Кагип “Большинство из нас перед началом публичного выступления испытывают чувство волнения. Главное - не снять это чувство волнения, а использовать его, чтобы показать свою индивидуальность”.
Таким образом, публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений. А хороший оратор – человек, который умеет говорить публично, владеет точной, яркой, выразительной речью, может убедить, увлечь слушателей.
Как преодолеть страх перед публичным выступлением?
1. Репетируем своё выступление перед зеркалом
Чтобы чувствовать себя уверенно на сцене, нужно потренироваться. Для этого встаньте перед зеркалом и проговорите свою речь громко, смотря себе в глаза. Так же прорепетируйте с жестикуляцией. Сделайте это упражнение несколько раз. Видеозапись выступления!!!
2. Позволяем себе быть несовершенными
Не бойтесь сделать ошибки в своём выступлении. Относитесь к ним проще. Они ваши учителя, указывающие на то, в чём нужно ещё попрактиковаться. Концентрируйтесь на плюсах, а не на минусах. Вместо критики и недовольства похвалите себя. И скажите себе, что вы молодец!
3. Относимся с любовью к аудитории
Мысли материальны, и если вы будете настроены враждебно к публике, то это к вам вернётся. Поэтому любите людей, перед которыми вы выступаете. Знайте, что если они пришли вас слушать, значит, нуждаются в вашей информации. Значит, ценят и верят вам.
4. Визуализация
Регулярно перед выступлением и во время него представляйте, как вы проводите свою речь успешно. Как публика улыбается и хлопает вам. Как вы легко держитесь перед аудиторией. Вы уверенны, ваше сердце бьётся ритмично, а дыхание спокойно. Программируйте себя на позитив, это увеличит ваши шансы на прекрасное выступление.
5. Поддерживаем визуальный контакт с позитивными лицами из зала
Когда вы произносите свою речь, смотрите на людей с добрым выражением лица. Они вдохновят вас и подарят поддержку.
6. Уделяем должное внимание внешнему виду
Купите удобный и красивый костюм, сделайте причёску, начистите обувь. Это придаст вам уверенности и поможет преодолеть страх перед публичным выступлением.
7. Устраиваем день отдыха и расслабления перед выступлением
Перед выступлением хорошенько отдохните. Съездите на природу, пообщайтесь с близкими людьми, займитесь спортом. Отвлекитесь от предстоящего выступления. Только без стимуляторов! Учитесь расслабляться позитивными способами.
Настроиться перед ответственным этапом можно с помощью речевой гимнастики (предлагается известный комплекс).
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно встать, расслабиться, выпрямить спину. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим (поём) звуки:
• А – воздействует благотворно на весь организм;
• Е – воздействует на щитовидную железу;
• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
• О – воздействует на сердце, легкие;
• У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
• Я – воздействует на работу всего организма;
• М – воздействует на работу всего организма;
• Ха – помогает очищению организма;
• Ха-ха – помогает повысить настроение.
По данным социологического исследования 52% населения России страдают от затруднения в общении.
Способы невербального общения.
Рассмотрим внешние проявления при выступлении. И вот для чего. Ученые, которые занимались исследованием техники публичных выступлений, пришли к выводу: что если весь объем информации, который мы получаем в процессе общения принять за 100%, то на информацию, передаваемую вербальным способом, т.е. с помощью слов, приходится лишь 7%. А остальные 93% приходятся на невербальные способы общения. Психологи вывели следующий постулат: Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко!
Профессор Альберт Мерабиан, когда речь заходит о языке тела, утверждает, что важнейшую роль в общении играют 3 основных фактора:
• Что мы говорим – 7%
• Как мы говорим – 38%
• Язык нашего тела – 55%
Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать её наличие элементарно. Проведём эксперимент:
Попробуйте откинуться на спинку стула и закинуть руки за голову, попробуйте почувствовать себя несчастным. Получается?
Не получается? И не получится, потому что горе нас сгибает, а радость заставляет раскрыться.
Итак, общение с аудиторией состоит из двух частей: вербальной, т.е. того, что мы произносим словами, и невербальной, того, что за нас говорит наше тело.
Психологические законы публичного выступления.
Публичное выступление начинается с подготовки.
Итак, удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.
Перед выступлением важно настроиться, побороть волнение, которое мешает сосредоточиться.
Следующий этап – разминка. Спортсмен перед выступлением долго и тщательно разминается, чтобы показать хороший результат. Предлагаем Вам один из вариантов разминки перед выступлением:
• Лицо: начните с успокаивающего массажа висков и стимуляции щёк
• Рот: Вообразите, что вы медленно жуёте огромную, жёсткую ириску для того, чтобы потренировать вашу челюсть. Теперь представьте, что на зубах остались небольшие липкие кусочки, которые вам нужно убрать с помощью языка.
• Руки: встряхивайте ими, начиная от запястья. Чем быстрее вы трясёте, тем лучше.
• Дыхание: должно идти как бы из живота, а не из верхней части лёгких. Замедлите его, сделайте спокойным, равномерным, глубоким
• Голос: есть упражнение, которое за 30 секунд помогает разогреть голосовые связки.
чтобы моментально разогреть голосовые связки, нужно высунуть язык как можно дальше и произнести часть текста, добиваясь максимальной ясности звучания. Это упражнение станет вашим домашним заданием. Повторяйте его перед уроками. Помните, что эти упражнения, помогают усиливать кровоснабжение сердца, горла, активизировать работу щитовидной железы, снять усталость. Выполняйте их систематически. Итак:
• Прямая спина
• Расправленные плечи
• Опора на обе ноги (иначе происходит зажим диафрагмы и Вам может не хватить воздуха для выступления).
• Подбородок параллельно полу
- Всё это говорит о том, что вы успешны!
То, что мы сейчас проделали, в психологии называется “Ситуацией успеха”.
Следующей задачей является установление контакта с аудиторией.
В психологии установление такого контакта называется раппортом Психологический смысл раппорта заключается в следующем: представьте, что по трассе на большой скорости навстречу друг другу мчатся два автомобиля.
Вопрос: что необходимо сделать водителям этих машин в обязательном порядке, чтобы иметь возможность пообщаться? (Ответ: остановиться и повернуть голову по направлению друг к другу).
То же самое должен сделать каждый из нас по отношению к своему потенциальному собеседнику. Задача раппорта – остановить внимание партнёра по общению на нас.
Начало должно быть уверенным.
С чего начать? С первых секунд выступающий должен привлечь к себе внимание, создать интерес, интригу.
В ходе выступления:
Процесс публичного выступления (несколько советов)
1. Занимаем центральное место
2. Оптимальная стойка оратора – ноги на ширине плеч (даже для женщин!), прямая осанка.
Мысленно тянем себя за макушку, за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая. Важно сформировать в себе привычку именно к прямой, «королевской» осанке.
Упражнение «Хрустальная ваза»
Задача каждого участника заключается в отработке умения «держать королевскую осанку».
Инструкция: Представьте, что вы несёте на голове легкий, но хрупкий предмет, который нельзя уронить.
Комментарий: Отработав этот навык, можно дать фору восточным женщинам, известным своим изяществом и особой статью, что вырабатывается в ходе ношения на голове кувшина с водой.
3. Голова в положении допустимой надменности.
Подбородок чуть выше линии горизонта. Если он будет слишком задран, у слушателей может возникнуть ощущение презрительности от человека. Если слишком опущен – появится взгляд исподлобья, который покажется угрожающим. Желаемый вариант — взгляд устремлён на публику. На лице «улыбка Джоконды» — готовность к улыбке, полуулыбка, уголки губ приподняты.
4. С какого текста начать?
Только когда публика готова к восприятию, выступающий начинает говорить. Всё, что требуется для начала, — приветствие, универсальный комплимент публике, представление себя, презентация своей социальной роли. Универсальное начало почти для каждой речи:
«Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Меня зовут…! Я являюсь…! Тема моего выступления…»
Примечание. Есть важное наблюдение, много раз проверенное опытными ораторами: «Сказав «Здравствуйте», вы произнесли 70% своей речи!»
Как лучше закончить выступление?
• Подытожить сказанное.
• Произнести фразу, с которой начиналось выступление.
• Пошутить по теме.
• Сказать комплимент аудитории.
• Раздать что-нибудь на память о выступлении.
Не бывает неудач! Есть только опыт.
Не забывайте вкладывать душу в своё выступление!

Рекомендуем посмотреть:

Здоровый образ жизни, психолого-педагогический аспект Конспект практического занятия для педагогов "Познай себя" Педагогический совет в детском саду. ФГОС в практику ДОО Педагогический совет в ДОУ. Инновационная деятельнось при реализации ФГОС
Конспект занятия по песочной терапии в младшей группе детского сада | Семинар для педагогов ДОУ «Использование метода релаксации в работе воспитателя»
Опубликовано: 3242 дня назад (6 февраля 2016)
Просмотров: 10234
+1
Голосов: 1
Вера Александровна Павлухина # 6 февраля 2016 в 17:10 +1
Отличный секрет Светлана Вячеславовна, Вы нам раскрываете. И действительно, умение уверенно выступать перед другими людьми, убеждать в своей точке зрения - обязательный навык для каждого педагога. Но бывает порой так трудно совладать со своими эмоциями, страхом. Обязательно воспользуюсь Вашими рекомендациями. Взяла себе в заметку.Голос
Таисия Алесандровна Казеева # 6 февраля 2016 в 21:29 +1
Очень интересно было прочитать Ваш конспект!Полезная и нужная информация обязательно порекомендую своей коллеге, педагогу -психологу нашего детского сада. Большое спасибо! Считаю эту тему очень актуальной и полезной.
Наталья Александровна Спиридонова # 7 февраля 2016 в 19:17 +1
Добрый вечер!В наше время мы часто выступаем перед публикой. Но не у всех это получается. Зачастую интересный материал из - за волнения получается скомканным. Ваши рекомендации очень помогут преодолеть комплекс перед публикой и научиться достойно подавать материал.
Павлова Татьяна Геннадиевна # 8 февраля 2016 в 08:39 +1
Спасибо, обязательно воспользуюсь Вашими рекомендациями. Педагог должен достойно себя уметь подавать.Спасибо.
Эльвира Рустамовна Аскарова # 12 февраля 2016 в 09:41 0
Спасибо большое. Беру себе на заметку.