Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД для детей средней группы «Праздник - Семик»

Конспект НОД для детей средней группы «Праздник - Семик»
Автор: Кондакова Светлана Вячеславовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 28» г. Кимры Тверская обл.

Назначение: Данный конспект может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.
Цель:Познакомить с обрядовыми действами, связанными с березой.
Задачи: 1. Познакомить с обрядовыми действами: «Завивание березы» и «Кумление».
2. Учить подмечать характерные признаки берёзы и узнавать это дерево по описанию.

Ход занятия:
Занятие проводится во дворе детского сада, возле берёзы.

Воспитатель:
И девчонок, и мальчишек –
Всех зову я ребятишек.
Будем мы беседовать да играть,
Старину вспоминать.

Весна завершается - лето начинается. Давайте вспомним, как в старину лето встречали. Начало лета в народе знаменовалось Зелёными святками. Длились они неделю и завершались праздником Троицы. В старину на Троицу прекращались войны, наступал мир и лад. Четвёртый день Зелёных святок - праздник - Семик. Называется он так, потому что это 7 -ой четверг после пасхи. С этого дня начинали славить союз земли и неба. Говорят: дождь с неба упадёт - земля урожай богатый даст. Трава, цветы, деревья - все, что растёт на земле, называли «волосами земли». Из них плели косы, венки, девушки украшали ими голову и водили хороводы. Но главной красавицей этого дня была ... Загадаю я лучше загадку об этой красавице:

Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(Береза)

Воспитатель: Да, это берёза. В этот день называли её только ласковыми словами. Скажите, как ласково можно назвать берёзу? (Берёзонька, берёзушка, берёзка).

Дети исполняют русскую народную песню: «Ты берёзка»:

Ты берёзка, ты кудрявая,
Ты кудрявая, моложавая.
Ты когда взошла, когда выросла?
Я весной взошла, по зорям выросла.
Под солнцем вызрела, летом выросла.

Воспитатель: Почему же берёзку в народе называют первой красавицей? (Она первая их всех деревьев выпускает зелёные листочки). По каким приметам можно отличить берёзу от других деревьев? (Дети дают описание берёзы: ствол тонкий, белый, с чёрными полосками; тонкие ветви склоняются вниз; листья на них светло-зелёные, мелкие, с острым кончиком).

Воспитатель: За ствол белоснежный - берёзку называют белоствольной или белой. Только берёзу природа наделила такой замечательной белой корой и гибкими ветвями. Они помогают разносить пыльцу из желтых серёжек, которые находятся на концах ветвей. Ветер колышет длинные ветви, и лёгкие семена разлетаются далеко - далеко в разные стороны, а затем оседают на землю. Пройдёт немало лет, пока семена берёзки прорастут и превратятся в красивые деревья с пышной кроной.
Берёза никогда не вырастет в тенистой местности. Она очень любит свет.

Воспитатель: Берёза, как мы уже говорили, первая из всех деревьев выпускает зелёные листочки. Она символ зеленеющей земли. Поэтому девушки шли в лес, на полянку, где росли берёзы. Их наряжали, украшали лентами, цветными лоскутками, заплетали тонкие ветви в косы и пригибали их к земле, чтобы она набралась от молодой берёзки силы и дала хороший урожай. Этот обряд называют «Завивание берёзки». Соблюдалось правило: завивай берёзку, да не ломай. Вокруг берёзок девушки водили хороводы и пели песни.
Воспитатель и дети водят хоровод, поют песню:

Завивайся ты, берёзонька,
Завивайся ты, кудрявая.
Мы вокруг тебя гуляем,
Лентами украшаем.

Воспитатель: После «завивание берёзки» начинался обряд «Кумления». Девушки нагибали молодые плакучие берёзки, свивали их макушками и парами проходили под ними.
А затем целовались, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Вечно дружиться.

Воспитатель: Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь. Вдоволь навеселившись у берёзки, они возвращались домой.

Рекомендуем посмотреть:

План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе Конспект НОД в средней группе. Путешествие в осенний лес Конспект познавательно-игрового занятия по физической культуре в средней группе Конспект НОД в средней группе на тему: «Поможем Буратино»
Конспект НОД для детей младшей группы. Тема: «Почему идет снег?» | Беседа с дошкольниками в средней группе
Опубликовано: 3717 дней назад (18 сентября 2014)
Просмотров: 2864
+2
Голосов: 2
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 18 сентября 2014 в 20:04 +1
Добрый вечер, Светлана Вячеславовна! У Вас есть еще время для редактирования Вашего интересного занятия для детей средней группы «Праздник - Семик». Уберите большие интервалы. Напишите цель, которая должна отвечать на вопрос Что? Желаю удачи. С уважением Г.Е.
Светлана Вячеславовна Кондакова # 18 сентября 2014 в 20:33 0
Галина Евгеньевна, спасибо Вам за полезный комментарий.
Ирина Капранова # 18 сентября 2014 в 21:24 +1
Добрый вечер! Занятие интересное и познавательное. Я думаю,что дети на самом деле окунулись в атмосферу праздника. Обязательно возьму на заметку ваш конспект. так как сама работаю с детьми среднего возраста.
Надежда Геннадьевна Артюхова # 19 сентября 2014 в 10:30 +1
Светлана Вячеславовна, мне понравилось, что занятие проводится на прогулке. Дети водят хороводы вокруг березы, могут ее потрогать, погладить, рассмотреть ствол, листья. Такое занятие детям запомнится лучше, чем в группе, где они будут рассматривать дерево на картинках. Желаю удачи и в дальнейшей работе.
Елена Александровна Хвостикова # 19 сентября 2014 в 11:29 +1
Светлана Вячеславовна, здравствуйте. Очень приятно было узнать о старинном, необычном празднике "Семик". Честно говоря, слышу это название впервые. Спасибо за полезную информацию. В целом мероприятие получилось хорошее, интересное. Дети на природе своими глазами увидели все признаки березки, потрогали прохладный ствол дерева, поводили дружный хоровод. Это замечательно! После такого занятия детки надолго запомнят полученную информацию, с легкостью будут узнавать березку на улице, на картинках. Мне непонятен конец занятия, его совсем нет. Финал отсутствует, нет закрепления темы.
Голосую за идею, за воспитание у детей интереса к народным традициям!
С уважением Е.А.
Светлана Вячеславовна Кондакова # 19 сентября 2014 в 17:41 0
Спасибо Вам за добрые и содержательные комментарии!