Конспект НОД для детей средней группы «Праздник - Семик»
Автор: Кондакова Светлана Вячеславовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 28» г. Кимры Тверская обл.
Назначение: Данный конспект может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.
Цель:Познакомить с обрядовыми действами, связанными с березой.
Задачи: 1. Познакомить с обрядовыми действами: «Завивание березы» и «Кумление».
2. Учить подмечать характерные признаки берёзы и узнавать это дерево по описанию.
Ход занятия:
Занятие проводится во дворе детского сада, возле берёзы.
Воспитатель:
И девчонок, и мальчишек –
Всех зову я ребятишек.
Будем мы беседовать да играть,
Старину вспоминать.
Весна завершается - лето начинается. Давайте вспомним, как в старину лето встречали. Начало лета в народе знаменовалось Зелёными святками. Длились они неделю и завершались праздником Троицы. В старину на Троицу прекращались войны, наступал мир и лад. Четвёртый день Зелёных святок - праздник - Семик. Называется он так, потому что это 7 -ой четверг после пасхи. С этого дня начинали славить союз земли и неба. Говорят: дождь с неба упадёт - земля урожай богатый даст. Трава, цветы, деревья - все, что растёт на земле, называли «волосами земли». Из них плели косы, венки, девушки украшали ими голову и водили хороводы. Но главной красавицей этого дня была ... Загадаю я лучше загадку об этой красавице:
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(Береза)
Воспитатель: Да, это берёза. В этот день называли её только ласковыми словами. Скажите, как ласково можно назвать берёзу? (Берёзонька, берёзушка, берёзка).
Дети исполняют русскую народную песню: «Ты берёзка»:
Ты берёзка, ты кудрявая,
Ты кудрявая, моложавая.
Ты когда взошла, когда выросла?
Я весной взошла, по зорям выросла.
Под солнцем вызрела, летом выросла.
Воспитатель: Почему же берёзку в народе называют первой красавицей? (Она первая их всех деревьев выпускает зелёные листочки). По каким приметам можно отличить берёзу от других деревьев? (Дети дают описание берёзы: ствол тонкий, белый, с чёрными полосками; тонкие ветви склоняются вниз; листья на них светло-зелёные, мелкие, с острым кончиком).
Воспитатель: За ствол белоснежный - берёзку называют белоствольной или белой. Только берёзу природа наделила такой замечательной белой корой и гибкими ветвями. Они помогают разносить пыльцу из желтых серёжек, которые находятся на концах ветвей. Ветер колышет длинные ветви, и лёгкие семена разлетаются далеко - далеко в разные стороны, а затем оседают на землю. Пройдёт немало лет, пока семена берёзки прорастут и превратятся в красивые деревья с пышной кроной.
Берёза никогда не вырастет в тенистой местности. Она очень любит свет.
Воспитатель: Берёза, как мы уже говорили, первая из всех деревьев выпускает зелёные листочки. Она символ зеленеющей земли. Поэтому девушки шли в лес, на полянку, где росли берёзы. Их наряжали, украшали лентами, цветными лоскутками, заплетали тонкие ветви в косы и пригибали их к земле, чтобы она набралась от молодой берёзки силы и дала хороший урожай. Этот обряд называют «Завивание берёзки». Соблюдалось правило: завивай берёзку, да не ломай. Вокруг берёзок девушки водили хороводы и пели песни.
Воспитатель и дети водят хоровод, поют песню:
Завивайся ты, берёзонька,
Завивайся ты, кудрявая.
Мы вокруг тебя гуляем,
Лентами украшаем.
Воспитатель: После «завивание берёзки» начинался обряд «Кумления». Девушки нагибали молодые плакучие берёзки, свивали их макушками и парами проходили под ними.
А затем целовались, приговаривая:
Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Вечно дружиться.
Воспитатель: Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь. Вдоволь навеселившись у берёзки, они возвращались домой.
Рекомендуем посмотреть:
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе
Конспект НОД в средней группе. Путешествие в осенний лес
Конспект познавательно-игрового занятия по физической культуре в средней группе
Конспект НОД в средней группе на тему: «Поможем Буратино»