Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Математика в сказках Пушкина

Тема: «Математика в сказках А.С. Пушкина.»
Автор: Лисицина Светлана Владимировна
Цели:
• Способствовать развитию логического и нестандартного мышления школьников.
• Способствовать воспитанию интереса к науке математике и к процессу познания в целом.
Задачи:
• способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды “любителей математики”;
• знакомство со сказками Пушкина

Оборудование: фрагмент из сказки о мертвой царевне и 7 богатырях, проектор, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Вы все знаете, что 2015 год объявлен годом русской литературы. А каких русских поэтов и писателей вы знаете? Сегодняшнее наше внеклассное занятие мы посвятим одному из самых любимых поэтов А.С.Пушкину. Занятие, на котором мы попытаемся соединить воедино сказки А.С. Пушкина и математику.
Казалось бы, сказки и математика – понятия несовместимые. Поэтический образ и абстрактная мысль, сухое рассуждение – что может быть общего. Однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Благодаря этому эти задачи оживляются, наполняются сказочными образами и сказочными сюжетами.
Какие сказки А.С. Пушкина вы, ребята, знаете? (Заслушиваются ответы детей).
2.Сказочная разминка.
Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали сказки А.С. Пушкина. Проведем сказочно-математическую разминку.
Вопросы:
1. Сколько человек заменял Балда за обедом и за работой? (Ест за четверых, работает за семерых)
2. Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (И окажутся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря)
3. Где жил славный царь Дадон? (Негде в тридесятом царстве, в тридевятом государстве).
4. За сколько щелчков в год согласился Балда служить у попа? (В год за 3 щелчка тебе по лбу).
5. Сколько лет жил у моря старик со своею старухой? (Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года).
6. Сколько раз ходил старик к золотой рыбке с просьбами старухи? (5 раз)
7. Сколько времени ждала царица царя с войны в сказке о мертвой царевне и семи богатырях? (9 месяцев проходит с поля глаз она не сводит).
8. Какие еще числа встречаются в сказках Пушкина?( Поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года».3 раза Балда в море «верёвку крутил». 3 раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком». Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)

3. Инсценировка отрывка из сказки о Царе Салтане.
1) Автор: Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
Царь Салтан : «Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем или худо?
И какое в свете чудо?»
Автор: Корабельщики в ответ:
1 кор: «Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;»
2 кор: «Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,»
3 кор: «А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…»
4кор: «И сосчитал дьяк, что число орехов, разгрызаемых белкой за неделю, записывается четырехзначным числом, в котором все цифры различные, причем, первая цифра по значению в 4 раза больше последней. Если первую и последнюю цифры зачеркнуть, то получим двузначное число, которое, при сумме цифр равной 10 является наибольшим. Так сколько же орехов разгрызает белочка за неделю? (Ответ: 8912)»
Одновременно условие задачи проэктируется на экран
2) Во дворце царя Салтана жили ткачиха, повариха, прачка. Звали их Валентина, Зинаида, Евдокия. У поварихи нет братьев, и она старшая. Евдокия младше прачки и замужем за братом Зинаиды. Как зовут ткачиху, повариху и прачку?
4. Задачи по отрывку из сказки о мертвой царевне и 7 богатырях.
А сейчас внимание на экран. Учитель предлагает посмотреть отрывок из сказки о мертвой царевне и 7 богатырях:
1) Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела…
Учитель: Чтобы самой не заблудиться, Чернавка двигалась прямо с постоянной скоростью, и через каждый час сворачивала под прямым углом, продолжая пусть с той же скоростью. При своем движении она не была дважды в одном и том же месте и, наконец, через 12 часов пришла в то место, откуда вышла. Нарисуйте путь Чернавки. (Ответ: путь по контуру креста
2) Поселилась царевна в тереме 7 богатырей. А давай посчитаем, сколько лет было богатырям. Самому младшему было 18, каждый следующий был старше на год. Сколько было самому старшему?
3) Дверь тихонько отворилась
И царевна очутилась
В светлой горнице;
Кругом лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку…
Учитель: И захотела царевна приготовить ужин, а для этого ей нужен был 1 л воды. Но в доме имелись только 8-литровое ведро, 5-литровый котёл и 3-литровая кастрюля. Ведро было наполнено водой. Давайте поможем, царевне отлить 1 л воды? (2 раза наполнить кастрюлю и вылить в котел, в кастрюле останется 1 л воды.)
4) Чернавка принесла царевне корзину яблок. Всего в ней было 10 яблок красного цвета, 6 - зеленого и 4 - желтого цветов. Одно из красных яблок было отравлено, какова вероятность того, что царевна возьмет отравленное яблоко? (1/20 – 0,05)
4. Задачи по отрывку из сказки о попе и работнике его Балде
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его Тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Учитель: Так как Балда хорошо работал, поп решил уволить нескольких своих работников, а их у него было 13. И каждый работник съедал за день каравай хлеба. Сколько же караваев хлеба стал экономить за день поп? (Ответ: Поп стал экономить 3 каравая в день).
5. Инсценировка отрывка из сказки о рыбаке и рыбке.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Реши ты, старче, задачу!
Дорогой дам подарок:
Одарю чем только пожелаешь.“
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
„Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоей задачи мне не надо;
Не учен я грамоте,
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.“
« Нет, старче, молвит золотая рыбка,
А расскажи-ка ,сколько раз ты забрасывал свои сети в синее море, если рыбачил ты ровно тридцать лет и три года?»
И взмолился старик:
Помогите люди добрые, сосчитайте, уважьте старика» (1087)

3. Заключительное слово учителя
Ребята, мы сегодня увидели, что соединение сказок и математики возможно. Встреча со знакомыми героями сказок не оставила нас равнодушными. У всех сегодня было желание помочь героям разобраться в сказочной ситуации. Я думаю, что встреча со сказочными героями в мире математики побудила вас ещё раз перечитать сказки А.С. Пушкина и поразмыслить над их содержанием.

Рекомендуем посмотреть:

Игра "Поле чудес" по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «А ну-ка, математики!» Внеклассное мероприятие по математике, 5-6 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов

Сценарий внеклассного мероприятия по математике и физике для 9-10-11 классов

Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса

Внеклассное мероприятие по математике 5 класс

Классный час о Великой Отечественной войне для учащихся 5 - 7 классов
Опубликовано: 3489 дней назад (5 мая 2015)
Просмотров: 5404
+11
Голосов: 11
Людмила Васильевна Савенко # 5 мая 2015 в 21:12 0
Светлана Владимировна, очень хорошее мероприятие. Дети сейчас читают мало, а своим занятием вы знакомите со сказками Пушкина, способствуете возникновению интереса к чтению, к науке математике. Голос!
Светлана Владимировна Лисицина # 5 мая 2015 в 21:31 0
Спасибо. Обязательно ознакомлюсь с вашими публикациями.
Валентина Максимовна Пугач # 6 мая 2015 в 01:18 +1
Интересная разработка. Спасибо. Я только зарегистрировалась на сайте, уже довольна, что для себя нашла новенького.
Елена Михайловна Попова # 6 мая 2015 в 07:55 +1
Здравствуйте. Здорово придумано и интересно. Интегрированный подход к обучении позволяет наиболее глубоко раскрыть его суть: воспитание личности воспринимающей мир, как единое целое. Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. 0дним из способов их формирования является интеграция учебных дисциплин. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. С этими задачами вы справились на своем занятии просто на +5!
Юлия Владимировна Вафина # 6 мая 2015 в 09:38 0
Здравствуйте, Светлана Владимировна! Очень интересный подход к сказкам! Мне очень нравится, когда люди открывают что-то новое в привычных вещах, событиях. Спасибо, что благодаря Вашему конспекту, это удалось сделать!
Ольга Ивановна Скрипачева # 6 мая 2015 в 12:56 0
Добрый день, Светлана Владимировна! Интересная разработка, благодарю за прекрасную идею!
Елена Александровна Чусовитина # 6 мая 2015 в 14:58 0
Здравствуйте. Спасибо за приглашение! Идея очень интересная. Мне понравилось, некоторые моменты обязательно возьму на заметку. Интегрированный подход к обучении позволяет более глубоко раскрыть воспитание личности воспринимающей мир, как единое целое. Примите голос! Желаю удачи.
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 6 мая 2015 в 19:40 0
Добрый вечер, Светлана Владимировна. Побывала на Вашем внеклассном мероприятии. Очень интересная идея. Для ответы на Ваши вопросы дети были должны хорошо знать содержание сказок А.С. Пушкина, уметь выделять частное из общего. Инсценировки развиваю речь детей и умение работать в группах, распределять роли, проявляют творческие таланты. Необычные задачи Вы составили по каждой сказки. Но хотелось бы уточнить на какую возрастную группу рассчитано занятие. scratch Желаю новых творческих идей и примите ГОЛОС!
Наталья Владимировна Клюева # 10 мая 2015 в 20:18 0
Спасибо за приглашение и за интересную разработку. С удовольствием голосую за вашу работу.
Ирина Васильевна Мельникова # 11 мая 2015 в 11:22 0
Светлана Владимировна, здравствуйте. Ознакомилась с Вашей работой. Интересное интегрированное мероприятие, сочетающее, казалось бы, невозможное: математику и литературу. Очень хорошая задумка. Удачное сочетание инсценировки, викторины и математических задач.Думаю, благодаря такому сочетанию цель занятия достигнута. Удачи Вам. Примите голос.
Елена Валерьевна Халикова # 12 мая 2015 в 20:09 0
Светлана Владимировна, доброго вам времени! Ваша сказка помогает закрепить и расширить знания школьников. Стимулирует и побуждает к чтению сказок. Творческих вам успехов + голос!
Светлана Владимировна Лисицина # 12 мая 2015 в 20:14 0
Спасибо за комментарий и голос. Приглашаю познакомиться с другой работой.
Адрес: https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-vladimirovna-lisicina/biograficheskii-ocherk.html
Любовь Сергеевна Новоселова # 18 мая 2015 в 12:51 +1
Здравствуйте. Здорово придумано и интересно. Интересное интегрированное мероприятие, сочетающее, казалось бы, невозможное: математику и литературу. Очень хорошая задумка. С удовольствием ставлю голос № 10!
Светлана Викторовна Лукьянченко # 17 января 2016 в 17:24 0
Светлана Владимировна, отличная разработка внеклассного мероприятия. Сказочный материал в математике поможет привить интерес к математике у детей. Беру себе в копилку. Мой голос Вам.