Тема: «Математика в сказках А.С. Пушкина.»
Автор: Лисицина Светлана Владимировна
Цели:
• Способствовать развитию логического и нестандартного мышления школьников.
• Способствовать воспитанию интереса к науке математике и к процессу познания в целом.
Задачи:
• способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды “любителей математики”;
• знакомство со сказками Пушкина
Оборудование: фрагмент из сказки о мертвой царевне и 7 богатырях, проектор, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Вы все знаете, что 2015 год объявлен годом русской литературы. А каких русских поэтов и писателей вы знаете? Сегодняшнее наше внеклассное занятие мы посвятим одному из самых любимых поэтов А.С.Пушкину. Занятие, на котором мы попытаемся соединить воедино сказки А.С. Пушкина и математику.
Казалось бы, сказки и математика – понятия несовместимые. Поэтический образ и абстрактная мысль, сухое рассуждение – что может быть общего. Однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Благодаря этому эти задачи оживляются, наполняются сказочными образами и сказочными сюжетами.
Какие сказки А.С. Пушкина вы, ребята, знаете? (Заслушиваются ответы детей).
2.Сказочная разминка.
Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали сказки А.С. Пушкина. Проведем сказочно-математическую разминку.
Вопросы:
1. Сколько человек заменял Балда за обедом и за работой? (Ест за четверых, работает за семерых)
2. Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (И окажутся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря)
3. Где жил славный царь Дадон? (Негде в тридесятом царстве, в тридевятом государстве).
4. За сколько щелчков в год согласился Балда служить у попа? (В год за 3 щелчка тебе по лбу).
5. Сколько лет жил у моря старик со своею старухой? (Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года).
6. Сколько раз ходил старик к золотой рыбке с просьбами старухи? (5 раз)
7. Сколько времени ждала царица царя с войны в сказке о мертвой царевне и семи богатырях? (9 месяцев проходит с поля глаз она не сводит).
8. Какие еще числа встречаются в сказках Пушкина?( Поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года».3 раза Балда в море «верёвку крутил». 3 раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком». Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)
3. Инсценировка отрывка из сказки о Царе Салтане.
1) Автор: Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
Царь Салтан : «Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем или худо?
И какое в свете чудо?»
Автор: Корабельщики в ответ:
1 кор: «Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;»
2 кор: «Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,»
3 кор: «А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…»
4кор: «И сосчитал дьяк, что число орехов, разгрызаемых белкой за неделю, записывается четырехзначным числом, в котором все цифры различные, причем, первая цифра по значению в 4 раза больше последней. Если первую и последнюю цифры зачеркнуть, то получим двузначное число, которое, при сумме цифр равной 10 является наибольшим. Так сколько же орехов разгрызает белочка за неделю? (Ответ: 8912)»
Одновременно условие задачи проэктируется на экран
2) Во дворце царя Салтана жили ткачиха, повариха, прачка. Звали их Валентина, Зинаида, Евдокия. У поварихи нет братьев, и она старшая. Евдокия младше прачки и замужем за братом Зинаиды. Как зовут ткачиху, повариху и прачку?
4. Задачи по отрывку из сказки о мертвой царевне и 7 богатырях.
А сейчас внимание на экран. Учитель предлагает посмотреть отрывок из сказки о мертвой царевне и 7 богатырях:
1) Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела…
Учитель: Чтобы самой не заблудиться, Чернавка двигалась прямо с постоянной скоростью, и через каждый час сворачивала под прямым углом, продолжая пусть с той же скоростью. При своем движении она не была дважды в одном и том же месте и, наконец, через 12 часов пришла в то место, откуда вышла. Нарисуйте путь Чернавки. (Ответ: путь по контуру креста
2) Поселилась царевна в тереме 7 богатырей. А давай посчитаем, сколько лет было богатырям. Самому младшему было 18, каждый следующий был старше на год. Сколько было самому старшему?
3) Дверь тихонько отворилась
И царевна очутилась
В светлой горнице;
Кругом лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку…
Учитель: И захотела царевна приготовить ужин, а для этого ей нужен был 1 л воды. Но в доме имелись только 8-литровое ведро, 5-литровый котёл и 3-литровая кастрюля. Ведро было наполнено водой. Давайте поможем, царевне отлить 1 л воды? (2 раза наполнить кастрюлю и вылить в котел, в кастрюле останется 1 л воды.)
4) Чернавка принесла царевне корзину яблок. Всего в ней было 10 яблок красного цвета, 6 - зеленого и 4 - желтого цветов. Одно из красных яблок было отравлено, какова вероятность того, что царевна возьмет отравленное яблоко? (1/20 – 0,05)
4. Задачи по отрывку из сказки о попе и работнике его Балде
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его Тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Учитель: Так как Балда хорошо работал, поп решил уволить нескольких своих работников, а их у него было 13. И каждый работник съедал за день каравай хлеба. Сколько же караваев хлеба стал экономить за день поп? (Ответ: Поп стал экономить 3 каравая в день).
5. Инсценировка отрывка из сказки о рыбаке и рыбке.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Реши ты, старче, задачу!
Дорогой дам подарок:
Одарю чем только пожелаешь.“
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
„Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоей задачи мне не надо;
Не учен я грамоте,
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.“
« Нет, старче, молвит золотая рыбка,
А расскажи-ка ,сколько раз ты забрасывал свои сети в синее море, если рыбачил ты ровно тридцать лет и три года?»
И взмолился старик:
Помогите люди добрые, сосчитайте, уважьте старика» (1087)
3. Заключительное слово учителя
Ребята, мы сегодня увидели, что соединение сказок и математики возможно. Встреча со знакомыми героями сказок не оставила нас равнодушными. У всех сегодня было желание помочь героям разобраться в сказочной ситуации. Я думаю, что встреча со сказочными героями в мире математики побудила вас ещё раз перечитать сказки А.С. Пушкина и поразмыслить над их содержанием.
Рекомендуем посмотреть:
Игра "Поле чудес" по математике для учащихся 5-6 классов коррекционных школ VIII вида
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся коррекционных школ VIII вида
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «А ну-ка, математики!»
Внеклассное мероприятие по математике, 5-6 класс
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов
Сценарий внеклассного мероприятия по математике и физике для 9-10-11 классов
Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса
Внеклассное мероприятие по математике 5 класс