Сценарий урока «Война в цифрах»
Цель: духовно-нравственное развитие личности через анализ числовых данных по Великой отечественной войне.
Задачи:
• Воспитательные – осознание учащимися числовых данных по Великой отечественной войне;
• Математика – повторение задач на движение, построения диаграмм и умения их читать;
• Информатика – закрепление навыков работы в электронных таблицах Microsoft Excel, в программе создания презентаций Power Point. Проверка умения работать с локальной сетью.
Оборудование и наглядность:
слайдовая презентация урока, персональные компьютеры объединенные в локальную сеть.
Класс распределен на 4 группы. В каждой группе по три человека (теоретик – работающий с информацией, практик – выполняющий основные расчеты и оформитель – который в оформит результат).
На работу отводится не более 15 минут. Затем каждая группа представит результаты.
Война в цифрах (числах)
Слайд:
И нам думается, рано
Подводить боям итог.
Не рубцующейся раной
мир лежит у наших ног …
Владимир Бобров
Играет музыка «Вставай страна огромная» на фоне музыки слова учителя:
65 мирных весен прошло со времен великой победы. Великая Отечественная война давно должна была стать страницами истории, но мы вновь и вновь обращаемся к ней. Почему? Потому что с каждым годом доступной становится все больше информации, происходит совершенно новое осмысление тех событий.
К каждому юбилею победы открываются все новые факты которые не оставляют безучастными ни кого. Практически не осталось в живых ветеранов. Дети, родившиеся после войны давно стали взрослыми у них родились свои дети, внуки, а то и правнуки.
Десятки локальных воин идут по всему миру, становясь только строчками в выпуске новостей оставляя нас совершенно равнодушными. Перечисляются простые статистические данные: количество убитых, раненых, потери противников… Цифры, цифры и еще раз бездушные цифры… А если вдуматься?
Слайд название: Война в цифрах.
Сегодня на уроке мы еще раз прикоснемся к истории, вспомним основные события Великой Отечественной войны, но сделаем это не только с помощью истории и литературы. Наша задача… языком математики и при помощи средств информатики увидеть все ужасы войны. Показать, что цифры говорят порой больше, чем слова ….
Чтобы работа была успешной, вам необходим минимум знаний по математике и информатике.
Великая Отечественная война длилась долгих четыре года. Сколько дорог должны были пройти, проползти, проплыть наши солдаты, чтобы достичь победы. Одной из главных дорог к победе – является дорога от Бреста до Москвы, от Москвы до Берлина. Первой группе предстоит выполнить задание по теме «Дороги войны. Брест – Москва – Берлин».
Задание для 1 группы:
1. Прочитайте внимательно задание вашей группы:
От Бреста до Москвы 1000 км. От Москвы до Берлина 1600 км. Всего? Это если по прямой.
Вычислить время пути из Бреста до Берлина (округляем до целого в большую сторону), если:
а) если добираться поездом, средняя скорость поезда 60 км/час. (3 суток)
б) самолетом, средняя скорость самолета 600 км/час. (4 часа)
в) пешком, средняя скорость человека 5 км/час. (около 22 суток)
Скорость Расстояние Время
Поезд
Самолет
Пешком
А советский солдат прошел этот путь за 4 года (1418 дней, за 34 000 часов)
Сколько у вас получилось? Сделайте вывод.
2. На рабочем столе найдите папку <ВОЙНА>;
3. Откройте файл <Задание_ 1 группа.xls>;
4. Заполните таблицы, выполните расчеты (если испытываете затруднения, воспользуйтесь картой помощи)
5. Откройте файл < Задание_1группа.ppt>;
6. Оформите результаты вычислений на слайде;
7. Сделайте вывод, подготовьте текстовую защиту слайда;
8. Отправьте файл < Задание_1группа.ppt> по локальной сети на компьютер учителя.
Проходя нелегкий путь от Москвы до Берлина войска советской армии несли огромные потери. Сколько матерей не дождались своих сыновей, жены – мужей, дети – отцов. Вторая группа учащихся будет выполнять задание по теме: «Оценка потерь Советского Союза и Германии во время войны 1941 – 1945 гг».
Задание для 2 группы:
1. Прочитайте внимательно задание вашей группы:
20 миллионов погибших в ВОВ. Вдумайтесь в эту цифру 20 миллионов на 2600 км. Вычислите сколько убитых :
а) на 1 км.
б) на каждые 2 метра земли.
в) сколько убитых за 1 день, за 1 час, за 1 мин если война длилась 1418 дней (14 000 ежедневно, 600 чел. в час, 10 человек в каждую минуту)
Потери Кол-во человек
на 1 км
на 2 м
за 1 день
за 1 час
Людские потери СССР – по разным данным около 11,2 млн. военнослужащих убитых, и попавших в плен. Общие демографические потери (включающие мирное население) – 26,6 млн. человек;
Людские потери Германии – около 4,5 млн. военнослужащих погибшими, умершими от ран, пропавшим без вести. Общие демографические потери Германии и ее сателлитов – 11,8 млн. человек
Советский Союз
(млн. чел) Германия
(млн. чел)
Военнослужащие
Общие потери
Постройте сравнительную диаграмму потерь по СССР и Германии по данным второй таблицы. Сделайте выводы по данным полученным в результате задания, оформи слайд.
2. На рабочем столе найдите папку <ВОЙНА>;
3. Откройте файл <Задание_ 2 группа.xls>;
4. Заполните таблицы, выполните расчеты, постройте диаграмму (если испытываете затруднения, воспользуйтесь картой помощи)
5. Откройте файл < Задание_2группа.ppt>;
6. Оформите результаты вычислений на слайде;
7. Сделайте вывод, подготовьте текстовую защиту слайда;
8. Отправьте файл < Задание_2группа.ppt> по локальной сети на компьютер учителя.
Одним из ключевых моментов войны стало сражение на Курской дуге. Огромные потери понесли наши и вражеские войска. Третьей группе предстоит проанализировать их, и выполнить сравнительный анализ.
Задание для 3 группы:
1. Прочитайте внимательно задание вашей группы:
1 задание: Курская оборонительная операция была одним из наиболее важных поворотных событий Великой Отечественной войны. Потери наших войск составили:
1. Всего людские потери – 73 892.
2. Танков и самоходных артиллерийских установок – 1 614
3. Орудий и минометов – 3 229
4. Самолетов - 459.
По данным советского Генштаба противник в период своего наступления потерял:
1. 70.000 убитыми и ранеными безвозвратно
2. Танка и самоходных артиллерийских установок 3 147
3. 844 орудий
4. 1 392 самолета.
Составить диаграмму потерь.
Заполните таблицу, по данным таблицы постройте диаграмму оценки потерь Советского Союза и Германии во время войны 1941 – 1945 гг.
2. На рабочем столе найдите папку <ВОЙНА>;
3. Откройте файл <Задание_ 3 группа.xls>;
4. Заполните таблицы, выполните расчеты (если испытываете затруднения, воспользуйтесь картой помощи)
5. Откройте файл < Задание_3группа.ppt>;
6. Оформите результаты вычислений на слайде;
7. Сделайте вывод, подготовьте текстовую защиту слайда;
8. Отправьте файл < Задание_3группа.ppt> по локальной сети на компьютер учителя.
Наши земляки так же внесли свой вклад в победу. О доблестных подвигах Пирятенской дивизии поведает нам четвертая группа.
Группы ознакомитесь со своими заданиями.
Задание для 4 группы:
1. Прочитайте внимательно задание вашей группы:
Вам представлена информация о Пирятинской дивизии. Изучите ее и ответе на поставленные вопросы:
1. Когда и откуда начала свой путь Пирятинская дивизия?
2. Дата и место первого сражения.
3. В каком году и по какому поводу дивизия получила название – Пирятинская?
4. Когда пирятинская дивизия вступила на землю Германии и в каком городе они встретили день победы?
5. Итоги боевого пути Пирятенской дивизии
1. На рабочем столе найдите папку <ВОЙНА>;
2. Откройте файл < Задание_4группа.ppt>;
3. Оформите ответы на вопросы в виде слайдов (не более 3-х слайдов). Используйте для оформления графические файлы из папки <ВОЙНА>;
4. Сделайте вывод, подготовьте текстовую защиту слайдов;
5. Отправьте файл < Задание_4группа.ppt> по локальной сети на компьютер учителя.
Во время работы над заданиями не громко звучит музыка, идет слайдовая презентация военных фотографий
Выступление 1 группы, слова учителя:
От Бреста до Москвы 1000 км. От Москвы до Берлина 1600 км. Всего 2600? Это если по прямой. Поездом преодолеть это расстояние можно за 3 суток, самолетом вы пролетите за 4 часа, даже пешком вы потратите на этот путь около 22 суток. Кажется, мало, правда? А вот наши солдаты двигались перебежками и по-пластунский, неся невероятные потери, прилагая огромные усилия – четыре года, 1418 дней.
Какую же цену заплатили наши солдаты, чтобы достичь конечной цели, чтобы победить в этой страшной войне. Давайте послушаем выступление второй группы учащихся.
2 группа.
Слова учителя:
• 20 миллионов погибших вдумайтесь в эту цифру.
• 20 миллионов погибших за 1418 дней – это 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту.
• 20 миллионов погибших по отношению ко всему населению Советского Союза тех лет – это каждый 8. Каждый 8-ой житель нашей страны погиб, убит, замучен, уничтожен. Вот что такое 20 миллионов, вот что такое война.
3 группа.
Слова учителя:
Курская оборонительная операция была одним из наиболее важных поворотных событий Великой Отечественной войны. Не смотря на огромные потери, вопреки всему советские солдаты смогли оказать противнику достойное сопротивление, но какой ценой? На этом не большом клочке земли погибло более 140 000 солдат с одной и с другой стороны. Огромное число – сто сорок тысяч ….
Вся страна поднялась на защиту Родины не исключением были и наши земляки, которые в составе Пирятенской дивизии пошли на войну, об их героизме и отваге расскажет нам 4 группа.
4 группа.
Слова учителя:
3220 огненных верст проделала по дорогам войны 309-я Пирятинская Краснознаменная, ордена Кутузова II степени дивизия, не просто прошла, а уничтожила свыше 56 тысяч солдат и офицеров противника, 204 танка, 10 самоходных пушек, 24 бронетранспортера, 222 орудия и миномета, 1585 пулеметов, пленила 8,5 тысяч гитлеровцев. В ее рядах 54 Героя Советского Союза и четыре полных кавалера ордена Славы. 5367 орденов и 8165 медалей вручены воинам-сибирякам.
Заключение:
Слайд: горит свеча
Конечно, в рамках одного урока невозможно охватить то огромное количество информации (дат, чисел, событий) о Великой Отечественной войне, но вы сегодня взглянули на это событие с другой стороны. Задумывались ли вы когда-нибудь о войне с этой позиции.
Говорят «сухие расчеты», «черствые цифры», а сколько за ними скрывается горя, страданий, сколько убитых, пропавших без вести, сколько не родившихся детей, покалеченных судеб.
Мы сегодня, выполняя не сложные математические операции и построения доступные даже 7 класснику, но ваша работа подняла на поверхность страшную правду: буквально каждый клочок земли от Бреста до Берлина обагрен человеческой кровью. На каждые 2 метра земли приходится 15 убитых. Каждую минуту умирали 10 человек, причем не только в результате военных действий, умирали от голода и холода дети, старики, женщины.
Наши земляки, служившие в Пирятинской дивизии, ценой своей собственной жизни освободили Родину от фашистских захватчиков и внесли свой вклад в победу. Нам есть о чем задуматься и есть чем гордиться.
Играет музыка, дальше идут слайды с военными фотографиями…
Рекомендуем посмотреть:
Лабораторная работа по информатике для 5 класса на тему: Строение клавиатуры
Календарно-тематический план по информатике для 5 класса к учебнику Босовой
Конспект урока информатики в 5 классе с презентацией. Устройства компьютера
Конспект урока информатики для 5 - 6 класса. Путешествие по городам - героям
Похожие статьи:
Конспект урока информатики в 5 классе. Клавиатура. Основные группы клавиш