Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока биологии в 7 классе. Особенности строения типа Членистоногие

Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Особенности строения типа Членистоногие. Общая характеристика класса Ракообразные»
Автор: Некрасова Светлана Владимировна, учитель химии и биологии муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Землянская основная общеобразовательная школа» Новосергиевского района Оренбургской области.

Данный материал представлен на профессиональный конкурс для учителей и педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» в номинации «Конспекты уроков для школьников». Методическая разработка урока окажется полезной для учителей биологии, студентов педагогических вузов. Урок составлен на основе программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина и учебника Захарова В.Б., Сонина Н.И. «Биология. Многообразие организмов. 7 класс». В данной разработке представлены развернутый конспект урока и инструктивная карточка для учащихся.
Биология, 7 класс.
Тема урока: Особенности строения типа Членистоногие. Общая характеристика класса Ракообразные.
Цель: Познакомить учащихся с характерными признаками Членистоногих и с особенностями строения ракообразных.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями, установить происхождение членистоногих, рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения ракообразных на примере речного рака, продолжить работу по изучению систематики животных.
2. Развивать речь, продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать особенности строения, жизнедеятельности изучаемых животных, членистоногих. Развивать умения и навыки самостоятельно работать с литературой, формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную, личностную.
3. Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в парах, стремление уважать чужое мнение, воспитывать потребность в знаниях.
Оборудование: демонстрация таблиц, рисунков ракообразных, коллекция членистоногих, кинофрагменты, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
- приветствие
- запись числа и слов «классная работа» в тетрадь
- пожелание хорошего настроения, активности, взаимоуважения.
2. Сообщение темы и цели урока
На экран проецируются изученные ранее и незнакомые животные: обыкновенная амеба, дождевой червь, прудовик, бабочка, речной рак, паук-крестовик.
- Все ли животные представленные на рисунках вам знакомы?
- Можете ли вы рассказать о всех этих животных?
- Назовите особенности строения, образа жизни и т.д.
- Строение каких животных вам незнакомо?
- Какая сегодня тема нашего урока? (Учитель анализирует высказанные варианты ответов учащихся, выводится тема урока. Формулируются цели урока, учитель корректирует их)
- Ребята, сформулируйте для себя задачи на урок?

3. Знакомство с новым материалом
А) Организация работы по формированию знаний о Типе членистоногих.
А1.Общая характеристика типа Членистоногие:
- Выполните задание 1 в инструктивной карточке, где нужно выделить особенности, характерные для типа Членистоногие и кратко зафиксировать их в тетради.
(Учитель организует обсуждение выполненного задания: учащихся знакомятся с общей характеристикой типа Членистоногих и фиксируют признаки в тетрадь (основные признаки организации: сегментированное тело, отделы тела: головной, средний, задний, членистые и парные конечности, хитинизированный покров, смешанная полость тела, незамкнутая кровеносная система, развиты органы чувств. Происхождение от древних свободноживущих многощетинковых червей, самый многочисленный тип по числу видов). На экран проецируются вышеперечисленные признаки, которые совместно обобщаются).

А2. Классификация:
- Выполните 2 задание, в котором нужно изучить систематику типа Членистоногие и заполнить схему:
Тип Членистоногие
1.Класс… 2.Класс…. 3.Класс….

(Учитель проверяет выполнение задания по классификации типа Членистоногие. На экран проецируется систематика).

Б) Ракообразные – один из классов членистоногих.
Б1.Общая характеристика класса Ракообразные
Организация работы по заданию 3 инструктивной карточки, с последующей проверкой
(Учитель подводит итог выполнения задания, перечисляя совместно с учащимися характерные признаки – водная среда обитания, 2 пары усиков, конечности с примитивным строением).
Б2. Многообразие ракообразных. Низшие и высшие ракообразные
Учитель рассказывает о многообразии класса Ракообразные, демонстрирует коллекцию, слайды. На экран проецируются рисунки высших и низших ракообразных.

В)Особенности строения на примере речного рака
В1.Образ жизни и внешнее строение речного рака
Учитель организует работу в парах по заданию 4 инструктивной карточки.
(Учитель подводит итог выполнения задания в виде фронтальной работы с опорой на текст. Акцентирование внимания на количество конечностей рака и их функциях, линьке).
- Прочитайте дополнительно текст: «Это интересно» по инструктивной карточке.

- Отгадайте загадку:
Когда черен - кичлив и задорен,
А покраснеет - сейчас и присмиреет.
- Что вы можете сказать о цвете покрова рака, почему это происходит (у речного рака покровы буро-зеленые. Краснеют при варке, т.к. все пигменты, кроме красного разрушаются)
- Красноватый цвет панциря является основным у всех ракообразных.

- Знакома ли вам басня Крылова «Лебедь, рак и щука» (нужно показать и рисунок):
Все движутся вперед,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад.
- Оказывается в этом произведении есть неточности. Послушаем сообщение ученика о способах движения рака и найдем ошибки. (можно указать ошибку – рисунок содержит ошибку, если читать текст Крылова «рак пятится назад». Разобрать с ребятами способы движения рака в воде и на суше).

В2.Самостоятельная индивидуальная работа обучающихся по заданию 5 инструктивной карточки: заполнение 1 колонки таблицы с опорой на текст учебника.

Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие
Сравниваемые объекты:
Ракообразные
Паукообразные
Насекомые
Признаки сравнения:
1.Отделы тел
Покровы
Число ног
Число усиков
Глаза
2.Пищеварительная система
особенности ротового аппарата
3.Органы дыхания
4.Выделительная система
5.Кровеносная система
6.Тип нервной системы. особенности
7.Органы размножения (особенности развития)
8.Особенности образа жизни

После выполнения задания учитель организует взаимопроверку выполнения таблицы
В3. Информация для олимпиадников.

- Циклопы имеют один простой глаз.
- Дафнии имеют один фасеточный глаз и один простой глаз.

4. Закрепление нового материала
- выполнение заданий в тетради с печатной основой по теме.

5. Итог
- какие задачи мы ставили перед собой?
- удалось ли нам их выполнить?
- Немного занимательности . Рак – это и знак зодиака. С 22 июня по 21 июля. Ребята, а кто из вас родился под этим знаком?
6. Домашнее задание. С. 144-147, подготовить сообщение о ракообразных, обитающих в нашем крае.
Инструктивная карточка
1 задание
Прочитать текст «Тип Членистоногие» на с.144 учебника, выписать в тетрадь особенности характеризующие тип

2 задание
Прочитать текст «Тип Членистоногие» на с.144 учебника, заполните схему
Тип Членистоногие
1.Класс… 2.Класс…. 3.Класс….

3 задание
Прочитав текст на с.145 «Класс Ракообразные», выпишите в тетрадь особенности, характеризующие класс Ракообразные

4 задание
Вставить пропущенные слова в предложения (используйте текст «Строение ракообразных» на с.146).

1)Речной рак обитает в …… водоемах.
2)Раки активны в ……….время суток, а ……… прячутся под корягами, камнями или в норках.
3)У ракообразных выделяют три отдела тела …, … и …, но у некоторых головной и грудной отделы слиты и образуют …..
4)У ракообразных конечности располагаются на … и …., выполняют разнообразные функции
5)Рак имеет наружный скелет, образованный………….
6)Раку мешает расти его твердый покров поэтому он …………………
7)Мышцы рака прикрепляются к…………..

Прочитайте! Это интересно!
«У них меняется не только твердый панцирь, но также глаза, жабры, даже пищеварительный канал. Перед линянием твердая оболочка слегка размягчается. Рак становится очень беспокойным, бегает, потирает ноги одну о другую, затем опрокидывается навзничь и напрягает все усилия, работая всеми частями тела, чтобы разорвать панцирь на спине. При снятии оболочки с ног, он может и потерять одну или две. С хвостовой части покров сбрасывается легко. Речной рак в первый год своей жизни линяет около 10 раз, во второй - 6 раз, в третий – 4 раза, в пятый – 2 раза, с шестого по 1 разу, а с пятнадцати лет – совсем перестает линять. Самки линяют реже, чем самцы» (Акимушкин)

5 задание
Заполнить таблицу (1 колонку), используя текст на с.146-147

Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии для 7 класса Конспект урока биологии, 7 класс. Папоротники Конспект урока биологии, 7 класс. Розоцветные Тесты по биологии для 7 класса. Растения

Похожие статьи:

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Конспект урока биологии для 7 класса

Урок – конференция по биологии в 7 классе

Викторины с ответами по биологии для 7- 8 класса

Конспект классного часа в 9 классе. Толерантность
Опубликовано: 3511 день назад (26 марта 2015)
Просмотров: 9341
+1
Голосов: 1
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 26 марта 2015 в 22:07 +2
Добрый вечер Светлана Владимировна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим конспектом урока биологии по теме «Особенности строения типа Членистоногие. Общая характеристика класса Ракообразные». Материал интересный,хорошие задания. Думаю, что ребятам будет интересно работать с текстом активно, самостоятельно, и приобретут умение работать в парах. Мои вам пожелания на будущие публикации надо правильно прописывать цель, которая отвечает на вопрос Что?, а также необходимо после автора писать назначение материала: кому предназначен материал, для какого возраста. Старайтесь не делать большие пробелы между строками. Желаю вам дальнейших творческих успехов. С уважением Г.Е.
Светлана Владимировна Некрасова # 27 марта 2015 в 06:57 +1
Галина Евгеньевна. Спасибо за комментарий. Ошибки все буду исправлять.Что же касется пробелов, то текст я редактировала, пробелы убрала,но почему остались мне и самой непонятно.
Ирина Анатольевна Князева # 27 марта 2015 в 00:32 0
Светлана Владимировна! Да, давненько не была я на уроках по биологии! По оформлению, соглашусь с Галиной Евгеньевной, а по содержанию - очень интересный материал! За урок 5+ Примите первый голос!
Светлана Владимировна Некрасова # 27 марта 2015 в 07:01 0
Ирина Анатольевна. Спасибо за голос и пятёрку, с замечаниями поработаю.
Ольга # 27 марта 2015 в 18:39 0
Здравствуйте, да, соглашусь с комментарием Ирины Анатольевны, материал интересный, а самое важное, чтобы ученикам было интересно, и продуктивно. Спасибо.
Наталья Суслова # 28 марта 2015 в 21:06 0
Светлана Владимировна, спасибо за приглашение! С интересом познакомилась в Вашим конспектом - интересно, последовательно. Учтите рекомендации по оформлению. Желаю вам дальнейших творческих успехов.