Статья о тенденциях развития Пензенского рынка информационных услуг
Автор: Светлана Юрьевна Варлашина, ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж», отделение архитектуры
г. Пенза, Россия
Общеизвестно, что информация является основой принятия решений в различных областях. Она способствует повышению эффективности труда. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Данная тенденция объясняется, прежде всего, научно-техническим прогрессом, ведущим к усложнению производства и появлению новых видов деятельности, в том числе, и в сфере услуг.
Формирование цивилизованного рынка товаров и услуг невозможно без информационного обеспечения. В связи с этим актуален вопрос о том, в какой период возник российский рынок информационных услуг, как он развивался, и какова структура интернет - рынка России и, в частности, Пензенской области.
В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное общество немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информационных услуг.
Рынок информационных услуг - это совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами.[1, с.13]
Анализ литературы и специальных информационных сайтов, которые занимаются определением востребованности информационных ресурсов, позволили проследить за тенденцией развития информационных услуг.
За год в России на 13 процентов увеличилось количество совершеннолетних граждан, выходящих в интернет хотя бы один раз в сутки. По данным Фонда «Общественное мнение» на зиму 2012 — 2013 годов, интернетом ежедневно пользуются 50,1 миллиона россиян, или 43 процента совершеннолетних жителей страны (рис. 1).
Рис. 1- Динамика роста числа пользователей сети Интернет в Пензенской области
По данным сайта Life Internet [2], месячная интернет аудитория Пензенской области составляет 40 %. Индекс потенциала развития нашей области соответствует нормальному уровню.
Проведя анализ возникновения и развития пензенского рынка, можно выделить следующее.
Пензенский рынок информационных услуг начал формироваться в середине 90-х годов, в связи с появлением двух опорных узлов некоммерческой подсети Freenet, которые могли предоставить полный Интернетовский сервис после соответствующего IP-подключения.
Одним из первых коммерческих сервис - провайдеров на пензенском рынке информационных услуг был ОАО «Связьинформ». В сентябре 2004 года на пензенском рынке информационных услуг появилась компания «Пенза-Телеком», которая позволила жителям города получить доступ к Интернету по картам «PNZ-card», т.е. без заключения договоров. В сентябре 2005-го, благодаря компании «Пенза-Телеком», в Пензе появился высокоскоростной Internet: PNZ - сеть.
Классифицируя Интернет – ресурсы по отраслям, выяснилось, что самыми развитыми отраслями являются промышленность и сельское хозяйство, затем образование и торговля, наука и строительство.
По данным Фонда «Общественное мнение» [3] и Life Internet сайту, повышенный спрос на образовательные услуги, в том числе платные, даже в период кризиса, говорит о том, что рынок образовательных услуг является одним из важнейших и востребованных типов рынка.
Этому способствует использование мирового опыта российскими образовательными учреждениями, помогая вхождению в рыночные отношения и мировое образовательное пространство.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов, выделяемых на цели образования, становится актуальным повышение эффективности использования средств, изучение потребностей различных групп населения, прочих потребителей образовательных услуг, исследование рынка, что является сферой применения маркетинга. Несмотря на те трудности, которые присущи в настоящее время российской системе образования, спрос на него имеет значительные перспективы развития. С учетом длительности цикла образовательных услуг, образовательные учреждения должны принимать эффективные маркетинговые решения для формирования спроса, в том числе с учетом региональных особенностей рынка, что еще раз подчеркивает необходимость применения методов маркетинга в сфере образования, в частности маркетинговых исследований.[4, с.57]
Для того чтобы определить, сколько сайтов представлено на пензенском рынке информационных услуг, с помощью информационно-поисковых систем был осуществлен поиск web-сайтов. В результате было найдено 150 сайтов.
Проведя опрос 120 жителей города, выяснилось, что только 34% респондентов пользуются Internet (что выше российского показателя на 13%.). Больше 45% опрошенных не обращаются к пензенским сайтам при поиске информации, 42% меньше - обращаются крайне редко, и только 13% - довольно часто. Причем, всех респондентов, независимо от возраста, больше интересует информация, представленная в массовом секторе. Самая многочисленная группа потребителей (76%) находится в возрасте от 14 до 19 лет. Это отличается от российских показателей (где самая многочисленная группа потребителей находится от 18 до 14 лет.)
Поиск ссылок на сайты нашего региона на отраслевых порталах результатов не дал. Были обнаружены только общие сведения о Пензенской области. Это подтвердило, что пензенский рынок информационных услуг ориентирован на внутрирегиональное потребление.
Таким образом, на данный период наблюдается значительный разрыв между мировым и российским рынками информационных услуг, что может иметь достаточно неблагоприятные последствия для развития малого и среднего бизнеса в России. И для того, чтобы преодолеть этот разрыв, государству следует субсидировать формирование единой информационной инфраструктуры рынка и информационных услуг и осуществлять жесткие меры по контролю качества профессионального образования по соответствующим специальностям к международным стандартам.
Пензенский Internet-рынок сводится к довольно узким сегментам рекламно-информационных услуг и услуг компьютерных фирм и развивается в основном на предпринимательской основе в условиях острой конкуренции. Что касается последних 5 лет, то был сделан значительный шаг на пути становления рынка информационных услуг, но дальнейшее его развитие будет зависеть от понимания важности этого процесса местными властями.
Список литературы
1. Мировой рынок информационных услуг /Э. С. Спиридонов, М. С. Клыков, М. Д. Рукин и др. – Москва: Либроком, 2010. – 416 с.
2. Мищенко, А.В. Методы управления ограниченными ресурсами/ А. В. Мищенко. – Москва: ИНФРА – М, 2011. – 184 с.
Рекомендуем посмотреть:
Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждени
Особенности организации адаптационного периода в профессиональном образовательном учреждении для обу
Прохождение итоговой аттестации обучающимися профессионального образовательного учреждения
Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы