Ориентир. Методические рекомендации
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
(перечень законодательных актов, регламентирующих деятельность детских и молодежных общественных объединений)
1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 г., ред. 30.12.2008г.)
2. Конвенция о правах ребёнка (от 20.11. 1989г.)
3. Европейская Хартия об участии – молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (от 21.10.1994г., ред. 29.06.2004г.) (извлечения из Гражданского кодекса РФ)
5. Федеральный закон «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995г., ред. 22.07.2010г.)
6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (от 12.01.1996г., ред. 29.12.2010г.)
7. Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 26.05.1995г., ред. 01.07.2011г.)
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (от 09.07.1998г., ред. 21.07.2011г.)
9. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11.08.1995г., ред. 23.12.2010г.)
10. Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодёжной политики» (от 03.06.1993г.)
11. Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки молодёжи» (от 03.04.1996г.)
12. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерация (от 18.12.2006г., ред. 16.07.2009г.)
13. Положение о военно-патриотических детских и молодёжных объединениях (от 24.07.2000г.)
14. Рекомендации парламентских слушаний «О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации» (от 08.04.2009г.)
15. Методические рекомендации Минобрнауки РФ о расширении деятельности ДиМО в образовательных учреждениях
16. Письмо Минобрнауки РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений России» (от 15.01.2003г.)
17. Закон Оренбургской области «О государственной поддержке детских и молодёжных общественных объединений» (от 09.03.2005г., ред. 02.03.2006г.)
18. Приказ Министерства образования Оренбургской области «О развитии ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и активизации взаимодействия органов управлением образованием с детскими общественными объединениями» (от 17.11.2010г.)
19. Информационное письмо Министерства образования Оренбургской области «О правах и обязанностях старшего вожатого»
20. Устав Оренбургской областной общественной организации «Федерация пионерских и детских организаций» (от 03.10.1993г., ред. 06.11.2005г.)
21. Научно-методический сборник «Состояние и перспективы развития детского и молодёжного общественного движения в Российской Федерации» (2005г.)
22. Сборник научных тезисов «Наследие и развитие детского движения России» (2009г.)
23. Устав Содружества детских организаций Дзержинского района «Молодые инициативные ребята» (от 23.09.2004г., ред.08.10 2010г.)
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ И ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
(Информационно-справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию)
1. Конституция Российской Федерации.
Принята всенародным голосованием 12.12.93.
Ст.13 ч.4: «Общественные объединения равны перед законом».
Ст.13 ч.5: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Ст.19 ч.2: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
Ст.30: «1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
2. Федеральные законы:
Название Дата приня-тия,
редакция Аннотация, ссылки на статьи
Граждан¬ский ко-декс
(Часть первая) 30.11.1994
№51-ФЗ
(ред. 15.05.2001) Ст.117: «1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граж¬дан, в установленном законом порядке объединившихся на ос¬нове общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиоз¬ные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соот¬ветствующую этим целям.
2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в соб¬ственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных орга-низаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
3. Особенности правового положения общественных и религиоз¬ных организаций как участников отношений, регулируемых на¬стоящим Кодексом, определяются законом».
О неком-мерческих
организа¬циях 26.11.1998
№174-ФЗ
(ред. 08.07.1999) Гл.2 «Формы некоммерческих организаций»:
Ст. 6 «Общественные и религиозные организации (объедине¬ния)»:
«1. Общественными и религиозными организациями (объедине¬ниями) признаются добровольные объединения граждан, в уста¬новленном законом порядке объединившихся на основе общно¬сти их интересов для удовлетворения духовных или иных нема¬териальных потребностей. Общественные и религиозные органи¬зации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим орга¬низациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных орга¬низаций (объединений) не отвечают по обязательствам указан¬ных организаций (объединений), а указанные организации (объ-единения) не отвечают по обязательствам своих членов.
3. Особенности правового положения общественных организа¬ций (объединений) определяются иными федеральными зако¬нами».
Об обще-ственных объедине¬ниях
19.05.1995
№82-ФЗ
(ред. 19.07.1998) Ст. 1: «Предметом регулирования настоящего Федерального за¬кона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, дея-тельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений».
Ст. 2: «Действие настоящего Федерального закона распространя¬ется на все общественные объединения, созданные по инициа¬тиве граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммер¬ческих союзов (ассоциаций)».
Так же рассматриваются следующие вопросы: понятие общест¬венного объединения; учредители, члены и участники, организа¬ционно-правовые формы общественных объединений; принципы создания и деятельности, устав, государственная регистрация и др.
О государ-ственной поддержке
молодеж¬ных и
детских
общест-венных
объедине¬ний 28.06.1995
№98-ФЗ
Настоящий Федеральный закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки мо¬лодежных и детских общественных объединений РФ на феде¬ральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяе¬мых на эти цели.
Под государственной поддержкой молодежных и детских объе¬динений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организаци¬онных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и за¬щиты их прав.
Закон включает главы: «Основные направления и формы госу¬дарственной поддержки молодежных и детских объединений», «Организационные основы государственной поддержки моло¬дежных и детских объединений», «Защита прав молодежных и детских объединений».
Об основ-ных
гарантиях прав
ребенка в Россий-ской Фе-дерации 24.07.1998
№124-ФЗ
(ред. 20.07.2000) Ст.4 ч.2: «Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих прин¬ципах…
государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляю¬щих деятельность по защите прав и законных интересов ре¬бенка...»
Об обра-зовании 10.07.1992
№3266-1
(ред. 30.12.2001) Ст.32: «2. К компетенции образовательного учреждения отно¬сятся…
21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом...»
Об утвер-ждении
федераль¬ной
про-граммы развития
образова¬ния 10.04.2000
№51-ФЗ Среди ответственных за реализацию многих направлений про¬граммы указаны молодежные и детские общественные объеди¬нения.
Об осно-вах сис-темы про-филактики
безнадзор¬ности и правона-рушений
несовер-шеннолет¬них 24.06.1999
№120-ФЗ
(ред. 13.01.2001) Ст.17 ч.1: «Органы по делам молодежи в пределах своей компе¬тенции…
3) оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних...»
3. Постановления Правительства Российской Федерации:
Название Дата при-нятия,
редакция Аннотация, ссылки на статьи
Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной
политики в Российской Федерации» 03.06.1993
№5090-1 Одним из направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации названа «поддержка деятельности молодежных и детских объединений».
О дополнительных мерах
поддержки молодежи в Российской Федерации 03.04.96
№387
(ред. 03.08.96) П.7: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
принять меры по укреплению органов и учреждений по делам молодежи;
оказывать поддержку деятельности детских и молодежных общественных объединений, средствам массовой информации для детей, подростков и молодежи...»
О федеральной целевой программе «Молодежь России
(2001-2005 годы)» 27.12.2000
№1015 Р.7 предусматривает поддержку детских, молодежных и студенческих объединений.
О военно-патриотических
молодежных и детских объединениях 24.07.2000
№551 Дается понятие военно-патриотических молодежных и детских объединений, определяются задачи, правовые основы, основные направления и формы их деятельности.
Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении 19.03.2001
№196 П.9: «По инициативе детей в общеобразовательном учреждении могут создаваться детские общественные объединения».
Об утверждении типового
положения об образовательном учреждении дополнительного
образования детей 07.03.1995
№233
(ред. 22.02.1997) П.3: «По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций».
Документы Министерства образования Российской Федерации:
Вид
документа Название Дата
принятия,
редакция Аннотация, ссылки на статьи
Письмо О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя
в общеобразовательных
учреждениях 21.06.2001
№480/30-16 «Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности. В этом направлении деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях».
О направлении методических рекомендаций о расширении деятельности детских
и молодежных объединений в образовательных учреждениях 11.02.2000
№101/28-16 Даются рекомендации образовательным учреждениям различных типов по вопросам взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями, в т.ч. следующие:
- в штате предусмотреть ставку для куратора детских организаций;
- выделить помещения для работы детских и молодежных общественных организаций и объединений во внеурочное время;
- создать условия для проведения занятий по интересам для участников этого объединения, а также мероприятий самого объединения (сборы, встречи актива и т.д.);
- предусмотреть совместные акции, проекты в плане учебно-воспитательной работы учреждения.
Кроме этого, выделяются отличия органов ученического самоуправления и детских объединений, создаваемых в образовательных учреждениях.
О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях 13.11.2000
№813/28-16 Движение общественных объединений в работе с детьми и подростками по месту жительства.
Рекомендации по проведению регионального этапа Всероссийского конкурса лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI» 08.01.2003 г. 15-51-03/15-01-21;
11.02.2004 г. № 13-52-121/13-01-21 Во исполнение решения Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол №5 от 27.09.2002 года) и в соответствии с приказом от 30.10.2002 г. №3797 Министерство образования Российской Федерации ежегодно проводит Всероссийский конкурс.
Конкурс проводится в два этапа: региональный, Всероссийский.
В целях эффективной организации и проведения первого этапа конкурса и подготовлены рекомендации по проведению регионального этапа Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века».
Рекомендации по созданию Центров поддержки молодежных и детских общественных объединений 12.04.2004 № 13-52-277/13-01-21 В развитии общественных объединений существуют острые проблемы. Одна из них – проблема введения в бюджетный классификатор отдельной строки на поддержку молодежных и детских общественных объединений, что позволило бы получать субсидии на их деятельность. Выход из сложившейся ситуации в ряде субъектов Российской Федерации найден через создание региональных и муниципальных центров поддержки деятельности общественных объединений.
Рекомендации по финансовой поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений Проект 2004 года Обосновывается актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений взаимодействия государственных органов с детскими и молодежными общественными объединениями.
Особое внимание уделяется механизмам финансовой поддержки деятельности детских и молодежных общественных объединений органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Положения Положение
о порядке формирования Федерального реестра
молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой 13.06.1996 г. № 1104
(приостановлено) В Положении прописываются требования к молодежным и детским общественным объединениям, претендующим на включение в Федеральный реестр
Приказ об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха 13.07.2001
№2688 П.1.3: «Организатором смены лагеря могут быть органы управления образованием, органы по делам молодежи, а также образовательные учреждения, клубы по месту жительства, детские и молодежные объединения, иные заинтересованные организации, уставные документы которых позволяют организовывать подобный вид деятельности с обучающимися и воспитанниками»
О реализации решения коллегии от 28.09.1999г. №19
(вместе с «Программой
развития воспитания в системе образования России
на 1999-2001 годы») 18.10.1999
№574 «Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основном действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии».
О реализации решения
коллегии от 25.05.2001
«Об опыте взаимодействия
органов управления
образованием
и детских
общественных объединений» 18.06.2001
№2419 Рекомендуется развивать практику:
- развития договорных отношений с детскими общественными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке;
- создания координационных советов по взаимодействию органов управления образованием и детских общественных объединений;
- кадрового обеспечения деятельности детских общественных объединений;
- и др.
О координационном совете по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями при Министерстве образования 8.06.2001
№2334 (приостановлено) Приказ утверждает Положение о данном Совете, утверждает его состав.
Не менее 75% состава Совета составляют лидеры общероссийских, крупных межрегиональных (не менее 10 регионов РФ) и международных молодежных и детских общественных объединений.
О проведении Всероссийского конкурса лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI» 30.10.2002 № 3797 Приказ утверждает Положение о данном конкурсе
О проведении в 2004 году конкурса по направлениям в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» 20.10.2003 г. № 3955 Приказ утверждает Положение о данном конкурсе. В Положении прописаны номинации и требования к представляемым программам и проектам.
О включении в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой в 2004 году 11.02.2004 № 585 В 2004 году в Федеральный реестр включены 58 межрегиональных, общероссийских и международных детских и молодежных общественных объединений
Рекомендуем посмотреть:
Наставничество в школе
Детские общественные объединения
Создание театральной студии в общеобразовательном учреждении
Социальная коррекция дезадаптированной личности средствами танцетерапии