Статья. Детское движение - движение к успеху!
Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданскому обществу и правовому государству определяют особую актуальность формирования знающих активных граждан, так как укрепление основ государственной и общественной жизни зависит во многом от участия молодежи в политической жизни, от политической и правовой культуры будущих управленцев. Обществу в настоящее время крайне необходимо поколение компетентных граждан, принимающих демократичные ценности и ответственные решения в ситуации выбора, обладающих развитым чувством ответственным за судьбу страны.
Детские общественные объединения - одна из структур в многообразии детских движений, форма организации детской самостоятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически образованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Детские общественные объединения можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственной образовательной организации (школы, организация дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума. Совершенно очевидно, что любой ребенок по мере своего взросления и самоопределения стремится к взаимодействию со сверстниками. Особенно с 9 до 16 лет, возрастает потребность в общении, в объединении в группы по интересам. Преимущество детской организации для
современного подростка в том, что:
• здесь создаются все условия для формирования лидерских качеств;
• предоставляется уникальная возможность обрести положительный опыт взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности;
• детские общественные организации не имеют жесткой оценочной системы, не нуждаются в стандартизации деятельности, что открывает широкий простор для творческой реализации самых современных интересов подростков.
Сегодня в детском движении намечены тенденции усиления общественных начал, превращения общественных формирований в самостоятельные общественные структуры; становления правовых основ функционирования общественных объединений; развития форм государственной поддержки организованной социальной инициативы и активности детей.
Детские общественные организации и объединения признаны школой формирования лидерских качеств подростков. Всем хорошо известные методики И. П. Иванова, «Орлятская методика» с их мощнейшим воспитательным потенциалом. От них нельзя отказываться ни в коем случае! Время все расставило по местам, и сегодня, мы хорошо понимаем, что коллективные методы работы с детьми - это методы развития индивидуальности, формирования лидерских качеств.
Содружество детских организаций Дзержинского района «Молодые инициативные ребята» (далее СДОР «МИР») является добровольным общественным объединением, созданное в 2004 году. В настоящее время в него на правах коллективных членов входит 20 детских общественных организаций. С 2005 года СДОР «МИР» является полноправном членом Оренбургской областной общественной организации «Федерация детских организаций».
Деятельность СДОР «МИР» направлена на активизацию и объединение детей и подростков для работы в детских организациях, обучение школьного актива и сотрудничество с другими общественными объединениями по организации свободного времени детей, координацию усилий специалистов в области социализации подростков, содействие развитию творческой профессиональной деятельности.
Главными задачами районной организации являются: поддержка детских и молодёжных социальных инициатив; обобщение и распространение передового опыта по организации деятельности детских объединений; создание и апробация новых методик и форм деятельности детских общественных организаций с учётом инновационных веяний педагогической науки; стимулирование развития детского движения и создание позитивного имиджа; привлечение внимания общественности к проблемам развития детских общественных организаций; подготовка педагогических кадров детского движения.
Деятельность СДОР «МИР» основывается на принципах: добровольности, равноправия, самоуправления, гласности, творчества, учёта индивидуальных особенностей и общих интересов, законности.
Цель, задачи, основные направления и специфику работы СДОР «МИР», а также первоочередные меры для обеспечения ее реализации, обеспечивает Программа деятельности. Программа деятельности Содружества детских организаций Дзержинского района г.Оренбурга «МИР» на 2015-2017 годы разработана с учетом положений Конвенции о правах ребенка, конституции Российской Федерации, в соответствии с законом РФ «Об общественных объединениях», Федеральным и областным законами «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; законом «Об образовании в РФ»; документами и материалами Министерства образования и науки РФ, в том числе «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», программой развития детского движения в Оренбургской области.
С целью формирования у подростков ценностно значимых компетенций, умению работать в команде на протяжении 11 лет СДОР «МИР» использует технологию социального проектирования.
Социальное проектирование — замечательный способ научить подростков увидеть актуальные социально значимые проблемы, включиться в практическую деятельность по их решению, сформировать социальные компетентности, развить специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации. Эта деятельность дает ребенку возможность для самовыражения (проявления способностей, лучших качеств, самопрезентации); самоутверждения (возможности поверить в свои силы, ситуация успеха); самоопределения (проигрывание различных ролей, определение собственных приоритетов); самореализации.
Помимо этого технология социального проектирования позволяет подростку взаимодействовать в команде единомышленников. Девизом в этой работе становится фраза: «К успеху приходят не лидеры, к успеху приходят команды». В работе «Методика воспитания коллектива» Сухомлинский В.А. писал: «Процесс социализации является одной из важнейших предпосылок формирования воспитательной силы коллектива. А правильное включение в жизнь общества, правильная социализация возможна лишь тогда, когда человек сознательно стремится к гармонии собственного «Я» с интересами других людей»[1].
Таким образом, детские общественные организации расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.
1 Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981.
Рекомендуем посмотреть:
Наставничество в школе
Перечень законодательных актов, регламентирующих деятельность детских и молодежных общественных объе
Создание театральной студии в общеобразовательном учреждении
Социальная коррекция дезадаптированной личности средствами танцетерапии
Похожие статьи:
Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях