Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Социальная коррекция дезадаптированной личности средствами танцетерапии

Проект «Социальная коррекция дезадаптированной личности средствами танцетерапии»
Автор: Санникова Светлана Александровна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.
ГККП «Дворовый клуб акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»
Описание материала: Предлагаю вам проект для детей 10-12 лет по теме «Социальная коррекция дезадаптированной личности средствами танце- терапии». Работа рассчитана на 2 года.
Данный проект будет полезен педагогам-хореографам, психологам центров развития досуга (дворовые клубы, спортивные клубы и т.д.).
Этот проект направлен на оказание помощи в разрешении различных эмоциональных, межличностных проблем и повышение качества жизни, для достижения определённых изменений в состоянии и социальном поведении личности средствами танцетерапии.

"В танцевальной терапии, мы всегда имеем дело с выражением и преобразованием эмоций. Из наших основ танца мы знаем, что эмоции мотивируют и оформляют определенный способ нашего движения. Эмоция является, в одно, и тоже время, соматической и психической. Говоря о соматическом аспекте, я имею в виду телесные иннервации и экспрессивные физические действия. Под психическим аспектом я понимаю ассоциированные образы и идеи. В глубинах бессознательного именно эмоции являются посредником между областями тела и психики, инстинктом и духом".
Джоан Чодороу "Тело, психика и эмоции".


Жизнь – это царство красоты. В этом нас убеждают философы и поэты, художники и музыканты, танцоры и актёры. Но почему тогда в этой жизни человек так много страдает и мучается?
Бешеный ритм жизни, повседневный стресс, социально-экономические проблемы, проблемы в межличностных отношениях, чувство неуверенности в себе, чувство беспомощности перед трудностями жизни, страхи, тревоги за себя и близких и многое другое мешают личности полноценно развиваться, жить в гармонии с самим собой и с окружающими, в полной мере реализовать свои возможности. А представьте, как это дается детям – сиротам, людям с ограниченными возможностями, лицам, перенёсшим насилие, дезадаптированными людям.

Проблема:
– ухудшение психического и физического здоровья ребенка;
– неумение адаптироваться в окружающем нас мире;
– отсутствие методической литературы по вопросам социальной коррекции дезадаптированной личности;
– нехватка специалистов по данной проблеме.

Цель: обоснование и представление программы социальной коррекции дезадаптированной личности средствами танцетерапии.

Задачи:
1. Ознакомление с методической литературой по вопросам социальной коррекции дезадаптированной личности средствами танцетерапии.
2. Изучение, в том числе путём разных видов экспериментов существующих аналогов техники и технологий социальной коррекции с помощью танцетерапии.
3. Анализ разновидностей и стилей социально – коррекционной работы, её компонентов и особенностей.
4. Синтез возможных моделей будущей деятельности по социальной коррекции дезадаптированной личности.
5. Оптимальная компоновка информационных моделей социальной коррекционной работы.
6. Формирование требований и рекомендаций по социальной коррекции дезадаптированной личности средствами танцетерапии.

Объект проекта: программа социальной коррекции средствами танце- терапии.

Предмет проекта: дезадаптированные дети, подверженные социальной коррекции.

Гипотеза: если создать условия для оказания своевременной помощи по социальной коррекции дезадаптированной личности средствами танце – терапии, то воспитание и развитие социально – неадаптированной личности будут иметь социально позитивную направленность, так как комплексная программа действий, возможно, даст более эффективный результат.

Форма: пространственно – средовая.

Основные принципы танцевально - двигательной терапии.
Терапия с помощью танцев и движений, танцевально - двигательная терапия, одно из направлений телесно-ориентированной терапии, основывается на синтезе восточных гимнастик, современных методов работы с телом и извечной потребности человека танцевать и выражать себя посредством танца.
Корни танцевально - двигательной терапии восходят к древнейшим цивилизациям. Тысячелетия в разных культурах существовали ритуальные танцы для лечения больных.
В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа. Танец выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности. Например, индийский танец, в котором мельчайшее движение тела может многое рассказать.
Изучая историю культуры, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танце - двигательная терапия. Одним из главных достоинств танце - двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью.
В 50-е - 60-е годы стали использовать танец в качестве терапевтического мероприятия для лечения эмоциональных расстройств.
Общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символические действия.
Большое влияние на развитие танцевально - двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. «Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела...». На развитие танцевально - двигательной терапии повлияла так же психоаналитическая теория, в частности, взгляды Вильгельма Райха на характер человека, как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные проявления человека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

Совершенствование движений - лучший способ совершенствования. Почему? Есть следующие основания:
1. Нервная система занята преимущественно движением.
2. Качество движения легко различимо.
3. Опыт движения наиболее богат.
4. Способность к движению существенна для самооценки.
5. Всякая мышечная деятельность - это движение.
6. Движения отражают состояния нервной системы.
7. Движение - основа сознания.
8. Дыхание - это движение.
9. Основа привычки - движение.

В современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В танце двигательной терапии учат относиться к телу, как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танцевально -двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь человек сам исследует себя, свои движения и развивается по собственному пути. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Раньше танцевально - двигательная терапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же - все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают именно социально-психологические аспекты танце - двигательной терапии.
Целями терапии являются: активизация тела для того, чтобы помочь человеку обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации. Основывается на идее о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание, что наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело, что физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я - концепцию и способствует повышению самооценки.

ТЕХНИКИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются параллелями, интерпретациями известных терапевтических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей: присоединение по позе и дыханию в НЛП - присоединение по позе и движению («зеркало»); преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальт - терапии - оформление, преувеличение определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действие; работа с мышечными блоками и последовательностями сложно-координированных действий в телесно-ориентированной терапии - освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т.д.
Таким образом, можно сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что и другие направления «новой волны» психотерапии, работает с ними на своем поле - в теле и движении.
Кроме техник приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих тренингов. Это такие упражнения как «континуум» (в его многообразных российских вариантах), «аутентичное движение», контактная импровизация, «танец пешеходов» (pedestrian dance), «джаз тела» Габриэлы Рот и мн.др.
Для примера приведем процесс «Тропа танца» (Dancing Path), известный также как «Танец пяти движений». Авторство его принадлежит «городскому шаману» Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.
1. Flownig - плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии.
2. Staccato - резкие, сильные и четкие движения, «мужские» движения.
3. Chaos - хаотические движения.
4. Lirical - тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».
5. Stillness - движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».
Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса - проговор. «Танец пяти движений» рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.
Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У участника тренинга может быть неприятие определенных движений. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.
Другим распространенным «черным пятном» являются хаотические движения, что не удивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не имеем «отпускать» себя, насколько мы лишаем себя непосредственности и спонтанности.
В работе при применении «Танца пяти движений» можно предложить участникам тренинга, после процесса, ответить на несколько вопросов: какой их ритмов был наиболее приятным, а какой давался труднее всего; при каком движении вы занимали больше пространства, а какое могли выражать только в небольшом объеме и т.п. В целом это дает человеку достаточно ясную и перспективную диагностическую картину. Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:
– Диагностическую - человек обнаруживает «освоенные и неосвоенные» качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор - освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже «запретную».
– Тестовую - если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.
– Терапевтическую - в сочетании с другими техниками осознания и трансформации «Тропа танца» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностными смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.
Формат ТДТ позволяет проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения. Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесно-ориентированная работа не охватывает эту последовательность напряжений. С другой стороны, техники ТДТ предлагают определенные способы выхода и отреагирования подавленных комплексов, блоков, матриц и т.д. Способы простые и эффективные.
ТРЕНИНГ ТДТ КАК ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Для ТДТ жизнь тела является зеркалом сознания. В процессе танца выражающее себя сознание выносит на поверхность, делает явным качество и специфику конфликтов личности, ее характерологические особенности. Различные категории движения - пространство, время, вес, течение (по Лабану) являются метафорами основных жизненных тем личности.
Пространство - как много места я позволяю себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую «свое» пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие - нет?
Время - какой ритм более органичен для меня? При каком ритме - быстром или медленном - я чувствую себя более уверенным, более осознанным, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? и т. д.
Вес - насколько я чувствую свой вес? А - следовательно - опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело в его взаимодействии с гравитацией другим людям?
Течение - насколько направлены мои движения? Насколько я могу «держать» цель, определенный ритм или стиль движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле?
Другие темы, легко исследуемые через ТДТ - контакт, доверие, лидер/ведомый, сопротивление, сотрудничество и т.д. Движение дает богатейший материал для метафор различных аспектов жизни. Проявленные в движении, в танце эти темы осознаются, вербализуются и проживаются тотальностью тела/сознания. Танец зачастую может быть безопасным, цивилизованным способом отреагирования и принятия социально и личностно табуированных эмоций. Тренинг ТДТ как тренинг личностного роста разворачивает эти темы, эти метафоры в танцевальное действие, в акт творческого выражения.
В нашей культуре неявно подразумевается, что танец - это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. Вместе с тем, опыт показывает, что у многих людей есть мечта о танце, о свободном творческом выражении себя в движении. Танец является одной из скрытых, невоплощенных ценностей личности и занимает место в ряду других нереализованных ценностей. Когда люди, наконец, начинают танцевать, свободно двигаться, танец становится тропой, путеводной нитью в область нереализованных ценностей, желаний, невыраженных чувств. Тропой к творческому потенциалу человека. Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию этой свободы и творчества в повседневной жизни.
В современной культуре во внутреннем, неосознанном определении танца существуют две противоречивые тенденции: с одной стороны, танец всегда ассоциируется со свободой выражения, раскрепощением, «полетом»; с другой – «уметь танцевать - значит, знать правильные движения». Это противоречие связано с все еще существующим противопоставлением двух различных тенденций внутри танца: импровизации и хореографии.
Естественно, что танец изначально рождается из импровизации, а хореография (исторически) появилась только тогда, когда возникла необходимость передачи определенного опыта, закодированного в танце. Естественный эволюционный источник импровизации - радость движения и игры. Естественный эволюционный источник хореографии - удовольствие от подражания и единства в движении. Импровизация изначально более индивидуалистична, а хореография основывается, если можно так выразиться, на "стадных инстинктах", значимость которых для человека очевидна.
В современной культуре среди профессионалов танца существует недоверие по отношению к импровизации, она приемлема лишь для социального танца («грязных танцев») и поиска новых движений, но не может быть сценическим жанром. Это недоверие выражается в том, что люди, получившие советское хореографическое образование в большинстве своем не только не умеют, но даже просто не могут импровизировать, что неоднократно наблюдалось на классах по импровизации. На мой взгляд, это недоверие основывается на нескольких «китах», один из которых - тоталитарное наследие, предполагающее недоверие личности самой себе. Поэтому индивидуалистическая культура Америки стала более «плодородной почвой» для развития импровизации (помните эмерсоновское «доверие самому себе»?). Другой «кит» менее очевиден и связан глубинными христианскими (провиденциальными) корнями европейской культуры.
Попробуем посмотреть на эти направления с разных позиций, чтобы более непредвзято определить их отношения друг с другом.
Импровизация и хореография с точки зрения зрителя
Как это нестранно, во многих случаях для неискушенного зрителя нет особой разницы между импровизацией и современной хореографией - если и то, и другое он видит впервые. Синхронность движений в хореографии, разумеется, выше, но синхронность - только один из приемов, причем в современной хореографии отнюдь не самый любимый. Остальные «критерии» - как то сюжет, сложность движений и т.д. - или воспроизводимы в рамках импровизации, или необязательны и в рамках хореографии. Бывает неудачная хореография, бывает неудачная импровизация. Реально больше всего для зрителя «работает» внутреннее присутствие исполнителя на сцене, его энергия, его увлеченность, его «безупречность». В случае удачной импровизации «творимый» смысл, энергия самого творческого процесса может передаваться внимательному зрителю и вызывает сотворчество. В случае удачной хореографии изначальный замысел может соединяться с личным присутствием и энергией исполнителя и вызывает понимание и сочувствие.
Импровизация и хореография с точки зрения танцора
Достаточно распространенное заблуждение - считать, что в отличие от хореографии, импровизация - это отсутствие школы и техники. На самом деле школа есть, но - другая, она работает на другом структурном уровне - это в первую очередь, техники релаксации и осознания тела, более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства/времени как элементов, рождающих композицию. Если танцорам традиционных направлений нужно проводить много часов у станка, то импровизаторы, как говорила на своем классе Нина Мартин, "проводят много часов на полу, осознавая связи внутри тела".
Сложность техник импровизации равна сложности техники балета и модерна, но в каком-то смысле это действительно разные миры, которые можно совместить одному человеку, но гораздо труднее совмещать внутри школы или труппы.
Техника хореографии - это техника структурирования, построения мира из заранее заложенных, выделенных кирпичиков; техника импровизации - это скорее техника раскрытия, раскрытия потенциальных возможностей пустого пространства.
Импровизация и хореография как системы мировосприятия
Хореография подразумевает «владение» телом, тело в этом случае является объектом, на который направлено действие. С этой точки зрения любая хореография выражает картезианскую парадигму субъектно-объектной разделённости, с непререкаемым превосходством субъекта. Именно внутри этой парадигмы родились все достижения научно-технического прогресса и лозунг «нельзя ждать милости от Природы...»
Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости предварительно оформленных замыслов и опыта и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело, причем способ этого мышления кардинально отличен от традиционного вербального дискурса. Такое «думающее тело» скорее присутствовало в древних культурах, основанных на парадигме «единства с Природой».
Хореография предполагает изначальную серьезность - мир, созданный по некоторому идеальному образцу; в импровизации мир еще не создан, он может стать любым (хотя это в какой-то мере иллюзия) и в импровизации чаще рефлексируется материал, из которого создается художественная реальность, при этом пародия нередко становится способом «отстранения», переузнавания мира.
Парадигма хореографии как имманентного видения мироустройства предполагает наличие в мире некоторого смысла, более того - Послания, которое можно понять и расшифровать, и в этом пересекается с миром теологии. Импровизация предполагает отсутствие изначального смысла, и танец становится способом создать (узнать его) или обнаружить его отсутствие. Оба варианта возможны, отсюда внутренний, метафизический риск импровизации. В этом импровизация близка мистическим поискам.
Глубинная психология говорит, что, если мы видим какое-либо непримиримое противоречие, то на более глубоком уровне мы можем обнаружить взаимодополняющий характер противоположностей. С моей точки зрения, импровизация и хореография - равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаково важные роли. Современное развитие танцевальной культуры, когда импровизация все больше становится частью обучения
танцоров и находит свое место среди других видов сценических искусств, доказывает это.
Скачать Проект «Социальная коррекция дезадаптированной личности средствами танцетерапии»

Рекомендуем посмотреть:

Наставничество в школе Детские общественные объединения Перечень законодательных актов, регламентирующих деятельность детских и молодежных общественных объе Создание театральной студии в общеобразовательном учреждении
Конспект занятия по танцам. Элементы цыганского танца
Опубликовано: 2780 дней назад (12 апреля 2017)
Просмотров: 2407
Рубрика: Без рубрики
+11
Голосов: 11
Ирина Николаевна Ступченко # 15 апреля 2017 в 16:52 +2
Светлана Александровна, добрый вечер!
Спасибо за приглашение на Ваш проект. С огромным удовольствием познакомилась с его содержанием. Очень понравилась работа: материал грамотный, чётко изложены все направления и этапы. Понравилась приложенная к публикации презентация. Цель достигнута полностью, как и решены все поставленные задачи. У Вас всё получилось на "отлично". Примите голос!
Светлана Александровна Санникова # 15 апреля 2017 в 17:58 +1
Ирина Николаевна, спасибо за ваш комментарий и голос. Это моя первая публикация и мне было очень важно ваше мнение.
Елена Александровна Шашенко # 15 апреля 2017 в 17:01 +1
Добрый вечер!!!
Светлана Александровна,Здравствуйте!!!
Большое спасибо за приглашение.
Познакомилась с вашим Проектом «Социальная коррекция дезадаптированной личности средствами танцетерапии»
Если говорить честно,то для меня это очень сложная тема .
Но,ВЫ! справились,чувствуется, что вами и цель,и задачи достигнуты.
Желаю ВАМ!В вашем творчестве успехов!!!
Конечно ГОЛОСУЮ!!!
Светлана Александровна Санникова # 15 апреля 2017 в 18:00 +1
Елена Александровна, спасибо за Ваш комментарий и голос. Приятно слышать добрые слова от педагога со стажем. Огромное спасибо за пожелания.
Анжела Львовна Митрахович # 15 апреля 2017 в 19:07 +4
Очень серьёзная научная работа с очень интересной темой. Материал изложен последовательно, грамотно. Танцевальная практика гармонично сочетается с теоретическим обоснованием. Читала и "примеряла" на себя отдельные моменты. Как-то была на тренинге по телесно-ориентированной терапии (по Райху) и с удивлением обнаружила, что не каждый взрослый может кричать "во всю глотку" (а это уже говорит о наличии личностной проблемки). Представляю "зажимы" подростков на таких занятиях, и здорово, что кто-то проводит такие занятия и помогает личностному росту ребёнка. Вы молодец, что делитесь.
Что бы я изменила: несколько бы упростила лексику, ведь материал рассчитан не на научного работника и не каждый педагог сходу "переварит" фразу типа "Парадигма хореографии как имманентного видения мироустройства предполагает наличие в мире некоторого смысла" (фразы данного типа наверняка шикарны для защиты диссертации).
И ещё (по крайней мере нас так учат, буду рада услышать мнения коллег) - если это проект, то он должен решать проблему, а гипотеза выдвигается при проведении исследовательской работы. Вы конкретно изложили проблемы, которые собираетесь решать посредством танцетерапии, поэтому гипотезу можно и не выдвигать.
А в целом - с довольно таки успешным дебютом на сайте. ГОЛОС и успехов Вам!
Светлана Александровна Санникова # 15 апреля 2017 в 19:21 +5
Анжела Львовна, спасибо за объёмный комментарий. Рада, что вас то же волнует данная проблема. Да, для меня это дебют, поэтому было волнительно в первый раз. Благодарю за ваши пожелания!
Лариса Борисовна Бугакова # 15 апреля 2017 в 20:53 +6
Спасибо за приглашение.Очень серьезный и актуальный проект.Вы довольно подробно изложили свою мысль,хотя,соглашусь с Анжелой Львовной,сложно принять некоторые фразы и предложения.Но суть и цель проекта понятны.Голос!
Алла Ивановна Ефимова # 16 апреля 2017 в 23:40 +6
Работа трудоемкая.
Многим коллегам материал будет интересен.
Удачи и голос.
Мария Анатольевна Блинова # 17 апреля 2017 в 11:00 +6
Движение -это жизнь,музыка помогает понять настроение,улучшить,спасибо за вашу разработку.Голос.
Ирина Юрьевна Ручина # 17 апреля 2017 в 20:15 +6
Здравствуйте, Светлана Александровна!Спасибо за приглашение. Проект "Социальная коррекция дезадаптированной личности средствами танцетерапии" очень интересный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Наталья Ивановна Маркина # 18 апреля 2017 в 15:08 +4
Добрый день, Светлана Александровна. Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим Проектом «Социальная коррекция дезадаптированной личности средствами танцетерапии». Очень интересный и актуальный проект. Примите голос!
Тамара Анатольевна Коледа # 20 апреля 2017 в 15:00 +4
Актуальный проект. Голос!
Наталья Сергеевна Михальченко # 26 апреля 2017 в 16:32 +3
Здравствуйте, Светлана Александровна. Спасибо за приглашение! Ваш проект интересен. Вы провели много видов экспериментов с помощью танцетерапии.Спасибо!Голос!